г. Владивосток |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А51-20484/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии:
от ООО СМО "Госмедстрах" - Шорохов Е.В. по доверенности от 25.08.2010 г. сроком действия на три года;
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" - Овчинников Э.В. по доверенности от 01.02.2012 г. N 6/12 сроком действия до 31.01.2013 г.; Быстролетов А.М. по доверенности от 01.02.2012 г. N 5/12 сроком действия до 31.01.2013 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
апелляционное производство N 05АП-2333/2012
на решение от 06.03.2012 г.
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-20484/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО СМО "Госмедстрах" (ИНН 2540037633, ОГРН 1022502260087)
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)
о признании недействительным приказа от 21.11.2011 N 401-П
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Страховая Медицинская Организация "Госмедстрах" (далее - Заявитель, Общество, ООО СМО "Госмедстрах") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Государственного учреждения - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края (далее - Фонд, ТФОМС) от 21.11.2011 г. N 401-П "О проведении комплексной проверки Общества с ограниченной ответственностью страховая медицинская организация "Госмедстрах"".
Решением Арбитражного суда приморского края от 06.03.2012 г. требования общества удовлетворены, приказ Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 21.11.2011 года N 401-П "О проведении комплексной проверки Общества с ограниченной ответственностью Страховая Медицинская Организация "Госмедстрах" признан недействительным, как не соответствующий Федеральному Закону N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Не согласившись с решением суда, ТФОМС обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Представитель ООО СМО "Госмедстрах" в судебном заседании и представленном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 16.04.2012 г. в порядке ст.ст. 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 18.04.2012 г. до 10 час. 20 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 г. "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Представитель ТФОМС заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств: копии договора территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией от 14.01.2005 г. N 5/финн-2005; копии дополнительного соглашения от 02.07.2010 г. к договору территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией от 14.01.2005 г. N 5/финн-2005. Представитель ООО СМО "Госмедстрах" по заявленному ходатайству возражает.
Суд, рассмотрев ходатайство, признал причины невозможности представления доказательств в суде первой инстанции уважительными, руководствуясь ст.ст. 159, 184, 185, ч. 2 ст. 268 АПК РФ, определил приобщить к материалам дела доказательства.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке ст.ст. 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ТФОМС 21.11.2011 г. издан Приказ от 21.11.2011 г. N 401-П "О проведении комплексной проверки Общества с ограниченной ответственностью страховая медицинская организация "Госмедстрах"" по использованию средств ОМС за период с 01.10.2010 г. по 01.10.2011 г.
Общество, посчитав указанный ненормативный акт незаконным и необоснованным, и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением, в порядке гл. 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленное обществом требование, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку Инструкция о порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, утвержденная Приказом ФФОМС от 17.12.1998 г. N 100 (далее - Инструкция о порядке проведения контрольных проверок), не предусматривает возможность проведения ежегодных проверок, то оспариваемый Приказ от 21.11.2011 г. N 401-П подлежит признанию недействительным.
Данный вывод суда коллегия признает ошибочным в силу следующего:
В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) закреплено, что участниками обязательного медицинского страхования являются страховые медицинские организации и медицинские организации.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 326-ФЗ страховой медицинской организацией признается страховая организация, имеющая лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Часть 1 ст. 15 Закона N 326-ФЗ к медицинским организациям относит организации любой организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Инструкция о порядке проведения контрольных проверок разработана с целью упорядочения проведения ТФОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, и не распространяется на порядок проведения контрольных проверок страховых медицинских организации, которой, с учетом приведенных выше норм права, является ООО СМО "Госмедстрах".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Инструкция о порядке проведения контрольных проверок в данном случае применению не подлежит.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Как следует из ч. 7 ст. 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией (далее - договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
При этом ст. 19 Закона N 326-ФЗ установлено, что права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами, предусмотренными ст.ст. 38 и 39 данного Федерального закона.
Статья 37 Закона N 326-ФЗ регламентирует право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Частью 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ определено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 326-ФЗ в договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должно содержаться положение, предусматривающее обязанность ТФОМС на осуществление контроля за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с данным Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Из изложенного следует, что после 01.01.2011 г. существует новое правовое регулирование и правоотношения по обязательному медицинскому страхованию между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями опосредуются, заключаемыми в рамках ст. 38 Закона N 326-ФЗ договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, которыми устанавливаются права и обязанности ТФОМС и страховых медицинских организаций.
Как установлено коллегией, и подтверждается материалами дела, 18.02.2011 г. между ТФОМС и обществом заключен договор N 5 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 г. (листы дела N 114-122), п.п. 5.3., 5.4. которого предусмотрено право ТФОМС на осуществление контроля деятельности страховой медицинской организации и проведение плановых проверок деятельности.
В период до 01.01.2011 г. между ТФОМС и обществом так же был заключен договор от 14.01.2005 г. N 5/финн-2005, предусматривающий право ТФОМС на проведение плановых проверок деятельности. страховой медицинской организации.
Согласно ч. 11 ст. 40 Закона N 326-ФЗ ТФОМС в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Пунктом 1.1. Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденных ФФОМС 17.06.1997 г. N 2469/11 установлено, что проверки осуществляются в соответствии с планом работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденным руководителем территориального фонда ОМС, либо во внеплановом порядке на основании информации о нарушении в использовании средств обязательного медицинского страхования, либо по результатам анализа данных отчетности, по представлению ФФОМС и государственных органов управления, а также по иным основаниям. Указанные Методические рекомендации действовали в спорный период.
Утвержденным ТФОМС 11.01.2011 г. планом проведения проверок на 2011 г. (листы дела 102-104), документальная проверка деятельности ООО СМО "Госмедстрах" предусмотрена в 2011 г. за период с 01.10.2010 г. по 30.09.2011 г.
На основании изложенного, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств и их оценки, апелляционная коллегия приходит к выводу о правомерности приказа Государственного учреждения - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края (далее - Фонд, ТФОМС) от 21.11.2011 г. N 401-П "О проведении комплексной проверки Общества с ограниченной ответственностью страховая медицинская организация "Госмедстрах"".
Изложенное является основанием для отмены решения Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2012 г. и отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что согласно пп. 1.1. п. 1 ст. 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации с 31.01.2009 г. от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, государственная пошлина, уплаченная Фондом по платежному поручению N 864 от 11.03.2012 г в сумме 1 000,00 руб., подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2012 г. по делу N А51-20484/2011 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Страховая Медицинская Организация "Госмедстрах" о признании недействительным Приказа Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" от 21.11.2011 г. N 401-П "О проведении комплексной проверки Общества с ограниченной ответственностью Страховая Медицинская Организация "Госмедстрах"" отказать.
Возвратить Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей уплаченную в федеральный бюджет платежным поручением N 864 от 11.03.2012 г.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 326-ФЗ в договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должно содержаться положение, предусматривающее обязанность ТФОМС на осуществление контроля за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с данным Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Из изложенного следует, что после 01.01.2011 г. существует новое правовое регулирование и правоотношения по обязательному медицинскому страхованию между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями опосредуются, заключаемыми в рамках ст. 38 Закона N 326-ФЗ договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, которыми устанавливаются права и обязанности ТФОМС и страховых медицинских организаций.
...
Согласно ч. 11 ст. 40 Закона N 326-ФЗ ТФОМС в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
...
Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что согласно пп. 1.1. п. 1 ст. 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации с 31.01.2009 г. от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков."
Номер дела в первой инстанции: А51-20484/2011
Истец: ООО СМО "Госмедстрах"
Ответчик: ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ПК