город Омск |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А46-14377/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-936/2012) Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26 декабря 2011 года по делу N А46-14377/2011 (судья Аристова Е.В.), принятое по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 9" (ИНН 5507040271, ОГРН 1025501395127) к Военному комиссариату Омской области (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 33 025 руб. 81 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Военного комиссариата Омской области - Сергеева Е.Б. по доверенности от 26.05.2011 сроком на 3 года, удостоверение N 002;
от Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 9" - Плохотнюк А.И. по доверенности от 12.01.2012, паспорт;
установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 9" (далее по тексту - МУЗ "ГБ N 9", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Военному комиссариату Омской области (далее по тексту - Военный комиссариат, ответчик, податель жалобы) о взыскании 33 025 руб. 81 коп. задолженности по договору о предоставлении медицинских услуг от 02 февраля 2010 года N 3.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26 декабря 2011 года по делу N А46-14377/2011 исковые требования МУЗ "ГБ N 9" удовлетворены в полном объеме. С ответчика в пользу истца взыскано 33 025 руб. 81 коп. задолженности и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Военный комиссариат обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, сумма, взыскиваемая с Военного комиссариата, ошибочно отнесена истцом к денежным средствам, подлежащим компенсации ответчиком согласно постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организацией и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Указывает, что суммы среднего заработка, выплачиваемые врачам специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ от 28 февраля 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" за счет федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем в оплату труда по трудовому договору, а являются компенсационными выплатами, не подлежащими налогообложению (обложению страховыми взносами).
МУЗ "ГБ N 9" в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель МУЗ "ГБ N 9" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на неё.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда - отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02 февраля 2010 года между Военным комиссариатом Омской области (заказчик) и МУЗ "ГБ N 9" (исполнитель) подписан договор о предоставлении медицинских услуг N 3 (далее по тексту - договор), предусматривающий организацию совместной деятельности по проведению мероприятий, связанных с обеспечением воинской обязанности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель обязуется освобождать специалистов и средний медицинский персонал от работы с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время работы в призывной комиссии комиссариата Кировского и Советского административных округов, в комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский уч?т в целях обеспечения исполнения воинской обязанности.
В силу пункта 2.2 договора заказчик обязуется возмещать исполнителю расходы в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704.
Согласно пункту 3.1. договора заказчик ежемесячно не позднее 23 числа текущего месяца предоставляет исполнителю табеля учета использования рабочего времени на лиц, указанных в пункте 2.1. договора.
Заказчик возмещает исполнителю расходы, указанные в пункте 2.2 настоящего договора, в течение 15 рабочих дней с момента предоставления исполнителем всех документов, предусмотренных пунктом 3.3 настоящего договора (пункт 3.4 договора).
В соответствии с пунктом 7.1 договора он распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 года, и действует до 31 декабря 2010 года.
Как указывает истец, в целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" МУЗ "ГБ N 9" оказаны соответствующие медицинские услуги, при этом размер не возмещённых ответчиком расходов за период с января по октябрь 2010 года составил 33 025 руб. 81 коп.
Отсутствие действий со стороны ответчика по полному возмещению понесённых расходов послужило основанием предъявления настоящего иска в суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, посчитав их законными и обоснованными.
Как следует из содержания апелляционной жалобы, исковые требования ответчик не признает, в связи с тем, что сумма компенсации не подлежит обложению страховыми взносами, вследствие чего у ответчика отсутствует обязанность по его компенсации.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В свою очередь порядок возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Правила компенсации расходов) Правилах компенсации расходов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении, в том числе мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.
На основании пункта 3 Правил компенсации расходов компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил компенсации расходов определено, что выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 2 настоящих Правил, - путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Поскольку Военный комиссариат не является в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, то обязанность по компенсации страховых взносов на ответчика не может быть возложена.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исковые требования МУЗ "ГБ N 9" удовлетворению не подлежат.
Изложенный подход подтверждается правоприменительной практикой (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2012 года по делу N А46-5506/2011, от 13 апреля 2012 года по делу N А46-10456/2011, от 27.01.2012 по делу А45-7013/2011).
На основании изложенного решение арбитражного суда от 26 декабря 2011 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 часть 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ).
Рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 (пункта 2), 270 (пункт 4 части 1, часть 2), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26 декабря 2011 года по делу N А46-14377/2011 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 9" (ИНН 5507040271, ОГРН 1025501395127) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывает истец, в целях реализации Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" МУЗ "ГБ N 9" оказаны соответствующие медицинские услуги, при этом размер не возмещённых ответчиком расходов за период с января по октябрь 2010 года составил 33 025 руб. 81 коп.
...
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В свою очередь порядок возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, определен в Правилах компенсации расходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Правила компенсации расходов) Правилах компенсации расходов.
...
Поскольку Военный комиссариат не является в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователем по отношению к привлеченным в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" медицинским работникам, исполнявшим государственную обязанность, то обязанность по компенсации страховых взносов на ответчика не может быть возложена."
Номер дела в первой инстанции: А46-14377/2011
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 9"
Ответчик: Военный комиссариат Омской области