г. Пермь |
N 17АП-2854/2012-АК |
25 апреля 2012 г. |
А50-24301/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя ООО "Мегаполис-Пермь" (ОГРН 1075904001689, ИНН 5904157533): Власова О.В., паспорт, представитель по доверенности от 01.09.2011; Тимошкин Ю.В., паспорт, представитель по доверенности от 06.02.2012;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532): Срыбных Т.В., удостоверение, представитель по доверенности от 10.01.2012 N 04-3/16,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 февраля 2012 года
по делу N А50-24301/2011,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по заявлению ООО "Мегаполис-Пермь"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми о признании недействительным решения N 89 от 07.11.2011.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.02.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве основания для отмены судебного акта заявитель апелляционной жалобы указывает, что им обоснованно применены положения п. 4 ст. 10 ФЗ N 212-ФЗ, следовательно, последним расчетным периодом является период с начала года до даты завершения реорганизации, то есть до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. С учетом положений ст.ст. 58, 59 ГК РФ, ст.ст. 22, 23 ФЗ N 167-ФЗ при реорганизации в форме присоединения реорганизованная организация, определяя базу для начисления страховых взносов, не включает в нее выплаты, начисленные присоединяемой организацией в пользу физических лиц до реорганизации; право на применение предела облагаемой базы нарастающим итогом с начала расчетного периода для реорганизованной организации не возникает.
Представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Общества возразили против позиции Управления по основаниям, указанным в отзыве, в соответствии с которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в отношении плательщика страховых взносов - общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Пермь".
По результатам проверки составлен акт от 23.09.2011 N 290 и принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 89 от 07.11.2011. На основании указанного решения с Общества взысканы страховые взносы в сумме 358 285 руб., пени в сумме 31 592,34 руб., штрафы в сумме 162 034,20 руб.
Считая указанное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления указанных сумм страховых взносов, пени и штрафов явились выводы проверяющих о том, что страхователем неправомерно включены в налоговую базу по страховым взносам выплаты и вознаграждения, исчисленные в пользу физических лиц реорганизованного юридического лица, правопреемником которого он является, что повлекло завышение предельной величины базы для начисления страховых взносов, рассчитанной с учетом выплат, произведенных в пользу указанных лиц и, соответственно, неполную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности включения Обществом спорных выплат, ранее произведенных присоединенной организацией, в налоговую базу по страховым взносам реорганизованной организации.
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения учредителей от 01.04.2010 общество с ограниченной ответственностью "ФД Пермь" было реорганизовано в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Мегаполис Пермь". Указанным решением утверждены договор о присоединении общества с ограниченной ответственностью "ФД Пермь" к обществу с ограниченной ответственностью "Мегаполис Пермь" и передаточный акт о передаче всех прав и обязанностей ООО "ФД Пермь" в результате его реорганизации в форме присоединения к ООО "Мегаполис Пермь".
Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ООО "Мегаполис Пермь" 06.07.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации записи о реорганизации юридического лица в форме присоединения серии 59 N 003887113.
Таким образом, ООО "Мегаполис Пермь" является правопреемником ООО "ФД Пермь" по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
06.07.2010 г.. ООО "Мегаполис Пермь" заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, ранее заключенным работниками с ООО "ФД Пермь", согласно которым трудовые отношения продолжены с новым работодателем на прежних условиях.
Поскольку до 06.07.2010 г.. трудовые отношения ООО "Мегаполис Пермь" с работниками реорганизованного ООО "ФД Пермь" отсутствовали, то Фонд считает, что у плательщика страховых взносов не имелось правовых оснований для включения в базу для начисления страховых взносов в целях определения предельной величины облагаемой базы выплат и вознаграждений за 2010 год, начисленных в пользу работников ООО "ФД Пермь" до реорганизации.
Между тем, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Следовательно, для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений плательщика страховых взносов с работниками.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме присоединения без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона N 212-ФЗ признается календарный год.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией.
Довод Управления о необоснованной ссылке суда первой инстанции на указанное Постановление Президиума ВАС РФ, является неправомерным, поскольку изложенная в нем позиция имеет отношение к порядку исчисления ЕСН, составляющей которого ранее являлись страховые взносы.
Поскольку после реорганизации трудовые отношения между работниками реорганизованной организации ООО "ФД Пермь" и его правопреемником ООО "Мегаполис Пермь" были продолжены, плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в 2010 году в пользу работников ООО "ФД Пермь".
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доначисление оспариваемым решением Фонда страховых взносов является неправомерным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя жалобы, который в соответствии с п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 февраля 2012 года по делу N А50-24301/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.03.2012 N 151 в сумме 2 000 (Две тысячи) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 данного Федерального закона N 212-ФЗ признается календарный год.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией."
Номер дела в первой инстанции: А50-24301/2011
Истец: ООО "Мегаполис-Пермь"
Ответчик: Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Свердловском районе г. Перми, УПФР в Свердловском районе г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2854/12