г. Вологда |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А66-9329/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
при участии от заявителя Негрича А.И. по доверенности от 30.12.2011
N 9, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Пестовой А.С. по доверенности от 21.02.2012 N 22, Иванова С.Е. по доверенности от 21.02.2012 N 21,
от третьего лица Нечаевой В.Н. по доверенности от 19.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Тверской области от 08 февраля 2012 года
по делу N А66-9329/2011 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН 1056900000354; далее - общество, ОАО "Тверьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление, УФАС) о признании недействительным решения от 06.07.2011 по делу N 03-6/1-21-2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торжокская энергосбытовая компания" (ОГРН 1066915030577; далее - ООО "Торжокэнергосбыт").
Решением арбитражного суда от 08 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Тверьэнергосбыт" оспорило судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применении норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, необходимость в заключении предложенного ООО "Торжокэнергосбыт" договора отсутствовала, поскольку в соответствиями с условиями агентского договора от 31.12.2008 N 16Э/2009 ООО "Торжокэнергосбыт" обязано было заключать договоры с физическими и юридическими лицами от имени гарантирующего поставщика (ОАО "Тверьэнергосбыт").
Управление и ООО "Торжокэнергосбыт" в своих отзывах, а также их представители в судебном заседании, отклонили доводы подателя жалобы.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 03-6/1-21-2010, возбужденного в отношении общества на основании заявления ООО "Торжокэнергосбыт", антимонопольным органом принято решение от 06.07.2011, которым ОАО "Тверьэнергосбыт" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с необоснованным уклонением от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с ООО "Торжокэнергосбыт" в отношении указанных в заявке от 10.02.2011 N 48 тридцати трех точек поставки, посредством нарушения сроков рассмотрения заявки на заключение поименованного договора.
Не согласившись с названным решением, ОАО "Тверьэнергосбыт" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы права для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом под доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно пункту 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения) гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1 и от 28.09.2009 N 44 ОАО "Тверьнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 62 Основных положений лицо, которое намерено заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно представляет поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки.
Как усматривается в материалах дела, ООО "Торжокэнергосбыт" заключило договоры поставки электрической энергии с ПО "Толмачевский хлебокомбинат", ООО "Российские лакомства", СПК "Надежда", СПК "Сишка", СПК "Азаровский", СПК "Зайцево", предпринимателем Зонтовым Л.Т., СПК "Поречье", СПК "Кой", колхозом "им.Дзержинского", ОАО "Бежецкагросервис", ООО "Молодотудское", ООО "Марс", предпринимателем Невмержицким А.В., предпринимателем Цветковой В.К., предпринимателем Корниловым С.П., предпринимателем Цветковым В.А., СПК "Надежда", предпринимателем Мусихиным А.А., СПК "Возрождение", колхозом "Советская Россия", ООО "Вираж", главой КФХ Масаевым Р.В., предпринимателем Бойцовой Е.А., ООО "Аметист", предпринимателем Троневой С.А., главой КФХ Комориной Н.М., ООО "Петровское", предпринимателем Пулатовой Б.М., ООО "Осташковсельхозэнерго", ООО "Атлон", Краснохолмским районным отделом Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, ООО "Васюково".
В целях организации энергоснабжения по 33 точкам поставки своих потребителей, ООО "Торжокэнергосбыт" письмами от 10.02.2011 N 48 и от 11.02.2011 N 50 направило ОАО "Тверьэнергосбыт" как гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства потребителей, заявку о заключении договора купли-продажи (поставки) электроэнергии в интересах потребителей с приложением следующих документов: проекта договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) на 2011 год; сведений о точках поставки и приборах учета электрической энергии, акты об осуществлении технологического присоединения и акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по отношению к заявленным 33 точкам поставки; количество и сроки поставки электрической энергии на 2011 год; перечень средств измерения и мест их установки.
Указанные письма с проектом договора купли-продажи (поставки) электрической энергии получены обществом 10.02.2011 (вх. N 446) и 11.02.2011 (вх. N 451) соответственно.
Пунктом 61 Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил ("Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения").
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
Таким образом, отказ гарантирующего поставщика (ОАО "Тверьэнергосбыт") от заключения договора купли-продажи электрической энергии может быть обусловлен только данными основаниями.
Пунктом 63 Основных положений установлено, что в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий.
Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к включаемым в договор сведениям о покупателе электрической энергии, и направляет один подписанный экземпляр договора гарантирующему поставщику.
В случае несогласия с условиями, содержащимися в проекте договора или протоколе разногласий, заявитель вправе в свою очередь направить гарантирующему поставщику протокол разногласий.
Исходя из изложенного, в связи с тем, что сведения, предусмотренные пунктом 62 Основных положений в полном объеме обществу были представлены ООО "Торжокэнергосбыт" 10.02.2011, то срок, в течение которого ОАО "Тверьэнергосбыт" было обязано рассмотреть заявку о заключении договора и подписать, представленный ООО "Торжокэнергосбыт" проект договора или направить ему протокол разногласий, истек 10.03.2011.
В установленный срок общество подписанный проект договора не рассмотрело, протокол разногласий не направило. Мотивированный отказ с указанием причин, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 61 Основных положений, не представило.
Договор подписан обществом с протоколом разногласий лишь 20.04.2011.
Таким образом, невыполнение ОАО "Тверьэнергосбыт" требований пунктов 61, 61 и 63 Основных положений и несоблюдление им тридцатидневного срока правильно расценено антимонопольным органом как уклонение от заключения договора с ООО "Торжокэнергосбыт".
При этом апелляционная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на то, что наличие агентского договора от 31.12.2008
N 16Э/2009 является основанием для отказа в заключении договора купли-продажи электрической энергии, поскольку Основные положения не содержат условий, запрещающих ООО "Торжокэнергосбыт" самостоятельно заключать договоры купли-продажи (поставки) электроэнергии с гарантирующим поставщиком в интересах потребителей, указанных в агентском договоре, либо иных потребителей.
Наличие между сторонами агентских отношений не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности в установленные законом сроки рассмотреть заявку за заключение договора.
Кроме этого, следует отметить, что решением Арбитражного суда Тверской области от 31.12.2010 по делу N А66-7846/2010 названный агентский договор был расторгнут. Инициатором расторжения договора явилось ОАО "Тверьэнергосбыт", что свидетельствует о направлении ООО "Торжокэнергосбыт" 06.07.2010 соответствующего уведомления.
Доводы общества о том, что в резолютивной части оспариваемого решения УФАС не указало, нарушение каких именно пунктов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции имеет место, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку из самой нормы следует, что она не является закрытой, ограниченной лишь приведенными в ней пунктами (с 1 по 11).
Главным для квалификации нарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, решение УФАС от 06.07.2011 по делу
N 03-6/1-21-2011 вынесено правомерно.
С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказано, расходы по уплате им по платежному поручению от 06.12.2011 N 19086 госпошлины в сумме 1000 руб. относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08 февраля 2012 года по делу N А66-9329/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом под доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
...
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно пункту 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения) гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
...
Доводы общества о том, что в резолютивной части оспариваемого решения УФАС не указало, нарушение каких именно пунктов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции имеет место, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку из самой нормы следует, что она не является закрытой, ограниченной лишь приведенными в ней пунктами (с 1 по 11).
Главным для квалификации нарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц."
Номер дела в первой инстанции: А66-9329/2011
Истец: ОАО "Тверьэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.
Третье лицо: ООО "Торжокская энергосбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2755/12
03.10.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7115/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9329/11
03.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2755/12
24.04.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1929/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9329/11