г. Москва |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А41-39722/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ханашевича С.К., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от ответчика - Митусова Н.А. - по доверенности N ОД-560 от 24.08.2011 г..,
от третьих лиц:
от Министерства транспорта МО - Казимиров А.Н. - по доверенности N 19-12/МТдов от 09.12.2011 г..,
от МИО МО - Гусева М.Н. - по доверенности N ИС-161 от 12.01.2012 г..,
от ОАО "Сбербанк России" - Агафонова Ю.Г. - по доверенности N 22-01-23/1364 от 23.09.2011 г..,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Московской области и Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Среднерусского банка Открытого акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2012 года по делу N А41-39722/11, принятое судьей Горшковой М.П., по иску Министерства финансов Московской области (ИНН 5000001451, ОГРН 1025002870837) к Государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" (ИНН 5000000017, ОГРН 1025006171519) с участием третьих лиц: Министерства транспорта Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Правительства Московской области, Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Среднерусского банка Открытого акционерного общества "Сбербанк России" о взыскании 633.168.506руб. 87коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Государственному унитарному предприятию пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" (далее ГУП МО "МОСТРАНСАВТО") о взыскании 633.168.506руб. 87коп., из них: 463.400.000 руб.. основного долга, 46.108.629руб. 54коп. процентов за пользование кредитом и 123.659.877руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (л.д.2-5 т.1).
Определением суда первой инстанции от 20.10.2011 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, ОАО Сбербанк России (л.д.1 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-39722/11 от 10.02.2012 г.. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.40-44 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела (л.д.49-52 т.2).
ОАО "Сбербанк России" в лице Среднерусского банка ОАО "Сбербанк России" также обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанный выше судебный акт, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (л.д.73-76, 135-138 т.2).
Определением апелляционного суда от 19.03.2012 г.. производства по апелляционным жалобам Министерства финансов Московской области и ОАО "Сбербанк России" объединены в одно производство (л.д.72 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст.121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства финансов Московской области и Правительства Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru (л.д.93, 94, 103, 104, 105, 108 т.2).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "Сбербанк России" поддержал в полном объеме доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции изменить в части мотивировки судебного акта, исключив абзацы 1 и 2 страницы 9 решения суда первой инстанции. Разрешение апелляционной жалобы Министерства финансов Московской области оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.125-128 т.2), просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал позицию ответчика, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства транспорта Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах заявителей, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 26.10.2007 г.. между АКБ Сберегательный банк России (ОАО) - кредитор и ГУП пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" (заемщик) заключен договор N 809 об открытии невозобновляемой кредитной линии (сосвободным режимом выборки), согласно услвиям которого кредитор обязуется открыть заемщику невозобновляемую кредитную линию для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) в соответствии со статьей 128.1 Закона Московской области от 25.10.2006 г.. N 190/2006-ОЗ "О бюджете Московской области на 2007 г.." (в редакции закона Московской области от 11.07.2007 г.. N 103/2007-ОЗ) на срок по 27 октября 2008 г.., с лимитом в сумме 463.400.000 руб.. (л.д.13-18 т.1).
Заемщик обязуется возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере, сроки и на условиях договора.
В обеспечение исполнения указанного кредитного договора 26.10.2007 г.. между АКБ Сбербанк России (ОАО) (бенефициар), Правительством Московской области (гарант), Банком внешней торговли (бенефициар) и ГУП пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" (принципал) заключен договор о предоставлении государственной гарантии Московской области N 809, согласно условиям которого гарант обязуется отвечать перед бенефициаром за исполнение ГУП пассажирского автомобильного транспорта Московской области "МОСТРАНСАВТО" всех его обязательств по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии N 809 от 26.10.2007 г.., заключенному между бенефициаром и принципалом (л.д.6-12 т.1).
В соответствии с п.1.2 договора о предоставлении государственной гарантии гарант ознакомлен со всеми условиями указанного выше кредитного договора и согласен отвечать за исполнение принципалом его обязательств полностью, в том числе по уплате лимита кредитной линии - 463.400.000 руб.., а также процентов за пользование кредитом в размере 10 процентов годовых с ежемесячной уплатой.
В связи с неисполнение ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" обязательств по кредитному договору N 809 от 26.10.2007 г.. в соответствии с условиями договора государственной гарантии от 26.10.2007 г.. N 809 Московская область за счет средств бюджета Московской области перечислила ОАО Сбербанк России за ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" основной долг в сумме 463.400.000 руб.. и проценты за пользование кредитом в сумме 46.108.629руб. 54коп. (л.д.20-32 т.1).
Письмом от 04.12.2009 за N 1304-18/11346 Министерство финансов Московской области направило в адрес ответчика требование о возмещении в порядке регресса денежных средств, перечисленных истцом в целях исполнения условий договора о предоставлении государственной гарантии N 809 из бюджета Московской области в пользу ОАО "Сбербанк России" (л.д.33-34 т.1).
Поскольку ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" в добровольном порядке денежные средства в доход бюджета Московской области не возвратило, Министерство финансов Московской области в соответствии со ст.ст.8, 12, 307, 309-310, 314, 329, 330, 395 ГК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
Согласно пунктам 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 "Обеспечение исполнения обязательств" Гражданского кодекса Российской Федерации способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 БК РФ, пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
К правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 статьи 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 ГК РФ, - нормы ГК РФ о договоре поручительства (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Права публично-правового образования, исполнившего на основании предоставленной гарантии в пользу кредитора денежное обязательство должника, определяются в соответствии с положениями статьи 365 ГК РФ.
Договор о предоставлении государственной гарантии от 26.10.2007 г. N 809 заключен публично-правовым образованием - субъектом Российской Федерации - Московской областью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 12.10.27 Положения о Министерстве финансов Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.10.2007 г.. N 802/27, к полномочиям Министерства финансов Московской области отнесено представление интересов Московской области по вопросам, связанным с возмещением сумм, уплаченных во исполнение (частичное исполнение) обязательств по предоставленным Правительством Московской области от имени Московской области государственным гарантиям Московской области.
В силу пункта 1 статьи 365 ГК РФ к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.
Согласно пункту 5.2 договора N 809 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) от 26.10.2007 г.. сторонами предусмотрено, что заемщик обязан использовать кредит по целевому назначению в соответствии с п.1.1 договора, то есть для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) в соответствии со ст.128.1 Закона Московской области от 25.10.2006 г.. N 190/2006-ОЗ "О бюджете Московской области на 2007 год" (в редакции Закона Московской области от 11.07.2007 г.. N 103-2007-ОЗ").
Договор от 26.10.2007 г.. о предоставлении государственной гарантии Московской области N 809 заключен между Правительством Московской области от имени Московской области, ОАО "Сбербанк России" и ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита и уплаты процентов по нему.
Целевое назначение кредита в договоре о предоставлении государственной гарантии указано - для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) в соответствии со ст.128.1 Закона Московской области от 25.10.2006 г.. N 190/2006-ОЗ "О бюджете Московской области на 2007 год" (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, в договоре о предоставлении государственной гарантии Московской области от N 809 от 26.10.2007 г.. указаны те же цели кредитования, что и в договоре N 809 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) от 26.10.2007 г..
Согласно статье 3 Закона Московской области от 27.12.2005 г.. N 268/2005-ОЗ об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" организация транспортного обслуживания - реализация комплекса организационных, финансовых мероприятий и распорядительных действий, направленных на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.
В соответствии со статьей 5 вышеназванного Закона организация транспортного обслуживания населения и ее финансовое обеспечение находится в компетенции Правительства Московской области.
Пунктом 2 статьи 128.1 вышеназванного Закона Московской области установлено, что государственные гарантии Московской области, указанные в части 1 настоящей статьи, предоставляются в целях временного финансового обеспечения имеющихся расходных обязательств Московской области с последующим их погашением за счет средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год.
Следовательно, денежные средства, перечисленные Московской областью по государственной гарантии N 809 от 26.10.2007 г.., направлялись на реструктуризацию задолженности по кредиту с целевым назначением для организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение) и являлись прямыми бюджетными обязательствами, финансируемыми за счет средств бюджета Московской области.
Поскольку заключение договора N 809 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) от 26.10.2007 г.. осуществлялось ответчиком в целях удовлетворения государственных нужд Московской области и подлежало финансированию из бюджета Московской области, которой, в свою очередь, были исполнены обязательства по государственной гарантии Московской области от 26.10.2007 г.. N 809, то оснований для удовлетворения требований Министерства финансов Московской области о возврате ГУМ МО "МОСТРАНСАВТО" денежных средств из бюджета по указанной государственной гарантии и процентов в порядке ст.395 ГК РФ у суда не имеется.
Вывод суда первой инстанции о притворном характере договора государственной гарантии N 809 от 26.10.2007 г.. в силу установленных обстоятельств по делу является ошибочным, однако данный вывод не повлек принятия неправильного решения по настоящему спору.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб заявителей не имеется. Доводы, указанные в них, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-39722/11 от 10 февраля 2012 г.. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 статьи 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 ГК РФ, - нормы ГК РФ о договоре поручительства (пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Права публично-правового образования, исполнившего на основании предоставленной гарантии в пользу кредитора денежное обязательство должника, определяются в соответствии с положениями статьи 365 ГК РФ.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
В силу пункта 1 статьи 365 ГК РФ к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.
...
Поскольку заключение договора N 809 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) от 26.10.2007 г.. осуществлялось ответчиком в целях удовлетворения государственных нужд Московской области и подлежало финансированию из бюджета Московской области, которой, в свою очередь, были исполнены обязательства по государственной гарантии Московской области от 26.10.2007 г.. N 809, то оснований для удовлетворения требований Министерства финансов Московской области о возврате ГУМ МО "МОСТРАНСАВТО" денежных средств из бюджета по указанной государственной гарантии и процентов в порядке ст.395 ГК РФ у суда не имеется."
Номер дела в первой инстанции: А41-39722/2011
Истец: Министерство Финансов МО, Министерство финансов Московской области
Ответчик: ГУП пассажирского автомобильного транспорта МО "МОСТРАНСАВТО"
Третье лицо: Минимущество МО г. Москва, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство транспорта МО, Министерство транспорта Московской области, ОАО "Сбербанк России", Правительство МО, Правительство Московской области
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2302/12