г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А56-54805/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Куклиной Ю.И.
при участии:
от истца: Башнин А.И. доверенность от 10.01.2012 г.. N 01, паспорт, адвокат Мелешко А.В. доверенность от 17.02.2012 г.. N 05, удостоверение
от ответчика: Достойнина Я.В. доверенность от 27.03.2012 г.., паспорт, Феофанов К.В. доверенность от 17.04.2012 г.., паспорт
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5057/2012) Администрации муниципального образования "Дубровское городское поселение "Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2012 г.. по делу N А56-54805/2011 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску Администрации муниципального образования "Дубровское городское поселение"Всеволожского муниципального района Ленинградской области
к ЗАО "Град Петра"
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании права собственности
установил:
Администрация Муниципального образования "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188684, Ленинградская обл, Всеволожский район, г.п. Дубровка, ул. Советская, 33, ОГРН: 1054700123378 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Град Петра", 195112, Санкт-Петербург г, Малоохтинский пр-кт, 61, лит.А, ОГРН: 1027807570702 (далее - ЗАО "Град Петра", Общество) о признании права собственности на жилые помещения: квартиры N N 1-36, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, г.п. Дубровка, ул. Советская, д. 40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области.
Решением суда от 23.01.2012 г.. в иске отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Администрация просит решение от 23.01.2012 г.. отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истец не согласен с выводом суда об отсутствии уклонения ответчика от осуществления государственной регистрации права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, Администрацией избран надлежащий способ защиты, так как у истца по не зависящим от него причинам отсутствует возможность зарегистрировать право собственности.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя ответчика, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.11.2010 г.. между сторонами подписан муниципальный контракт N 20/10-мз на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на территории Дубровского городского поселения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого Общество обязуется в предусмотренный Контрактом срок с привлечением подрядных организаций построить жилые помещения общей площадью не менее 1621,9 кв.м., расположенные по строительному адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Дубровка, и после получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию передать Администрации жилые помещения, указанные пункте 2.2 Контракта, а истец обязуется уплатить обусловленную Контрактом цену и принять жилые помещения при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно пункту 2.2. Контракта инвестирование Администрацией строительства многоквартирного дома в размере, указанном в п. 3.1. Контракта, является основанием для возникновения с момента государственной регистрации права собственности Администрации (муниципального образования) на жилые помещения, указанные в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта цена Контракта формируется исходя из цены одного квадратного метра жилых помещений в размере 30 000 рублей и составляет 48 657 000 руб. 00 коп., в том числе НДС.
Во исполнение пункта 3.5., пункта 4.1.1. Контракта Администрация надлежащим образом исполнила свои обязательства перед Обществом в размере, установленном Контрактом, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 1 л.д. 33-44) и ответчиком не оспаривается.
29.12.2010 г.. Обществом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU47504102-32 (т. 1 л.д. 50-51).
На основании письма Администрации от 28.06.2011 г.. N 721/01-14 Обществом зарегистрировано право собственности ЗАО "Град Петра" на спорные жилые помещения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 07.07.2011 г.. (т. 1 л.д. 53-93).
После осуществления регистрации права собственности на спорные жилые помещения Общество во исполнение пункта 4.2.2 Контракта передало Администрации по акту приема-передачи от 22.07.2011 г.. жилые помещения, указанные в пункте 2.2. Контракта (т. 1 л.д. 45-49).
Материалами дела подтверждается, что стороны обратились в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорные объекты недвижимости на основании муниципального контракта от 08.11.2010 г.. N 20/10-мз.
Уведомлениями Росреестра по Ленинградской области государственная регистрация в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ была приостановлена по тому основанию, что муниципальный контракт от 08.11.2010 г.. N 20/10-мз не может являться документом-основанием возникновения права собственности муниципального образования "Дубровское городское поселение", а также по сведениям ЕГРП право собственности на заявленные объекты зарегистрировано за ЗАО "Град Петра", что свидетельствует о наличии противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, заявителям предложено представить документы для устранения указанных противоречий и сомнений регистратора в наличии оснований для государственной регистрации права.
Полагая, что имеются неустранимые препятствия в осуществлении государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности.
Полно и всесторонне исследовав представленные доказательства и доводы сторон, применив Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 г.. "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о квалификации муниципального контракта от 08.11.2010 г.. N 20/10-мз как договора купли-продажи будущей недвижимой вещи, во исполнение которого продавец (Общество) создал недвижимые вещи (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации) и зарегистрировал за собой право собственности на них (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исполнил свою обязанность по передаче спорных объектов покупателю (Администрации).
При этом право собственности покупателя на эти вещи в силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в признании права муниципальной собственности на спорные объекты, которое не возникло ввиду отсутствия государственной регистрации перехода права собственности от продавца (Общества) к покупателю (Администрации).
Вместе с тем с учетом разъяснений в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 г.. "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" о возможности квалифицировать иск о признании права как требование о понуждении к исполнению обязательства продавца по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности суд исследовал обстоятельства, связанные с осуществлением государственной регистрации перехода права собственности и не установил обстоятельств уклонения Общества от осуществления государственной регистрации.
Апелляционный суд, выслушав доводы сторон, соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что заявление на государственную регистрацию права собственности за МО "Дубровское городское поселение" подавали в Росреестр по Ленинградской области обе стороны муниципального контракта. Как указано в апелляционной жалобе и подтверждено в судебном заседании представителями, государственная регистрация после ее приостановления была прекращена по заявлению Администрации, а не Общества. Непредоставление Обществом каких-либо документов по просьбе Администрации, необходимых для осуществления государственной регистрации права в порядке пункта 4.2.4 контракта, материалами дела не подтверждается. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что Общество представляло и готово в любой момент представить как Администрации, так и в регистрирующий орган все необходимые документы.
Рассмотрев ходатайство ответчика о возмещении расходов на оплату услуг представителя в апелляционной инстанции в размере 11 000 руб., апелляционный суд с учетом принципа возмещения расходов в разумных пределах (часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принимая во внимание размер расходов на представителя, заявленных к возмещению за рассмотрение дела в суде первой инстанции, и неизменение позиций сторон и объема исследуемых доказательств в суде апелляционной инстанции, приходит к выводу о возмещении расходов в размере 6 000 руб.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 января 2012 года по делу N А56-54805/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Дубровское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: 188684, Ленинградская обл, Всеволожский район, г.п. Дубровка, ул. Советская, 33, ОГРН: 1054700123378) в пользу Закрытого акционерного общества "Град Петра" (195112, Санкт-Петербург г, Малоохтинский пр-кт, 61, лит.А, ОГРН: 1027807570702) 6 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полно и всесторонне исследовав представленные доказательства и доводы сторон, применив Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 г.. "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о квалификации муниципального контракта от 08.11.2010 г.. N 20/10-мз как договора купли-продажи будущей недвижимой вещи, во исполнение которого продавец (Общество) создал недвижимые вещи (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации) и зарегистрировал за собой право собственности на них (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исполнил свою обязанность по передаче спорных объектов покупателю (Администрации).
При этом право собственности покупателя на эти вещи в силу пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности к покупателю, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал Администрации в признании права муниципальной собственности на спорные объекты, которое не возникло ввиду отсутствия государственной регистрации перехода права собственности от продавца (Общества) к покупателю (Администрации).
Вместе с тем с учетом разъяснений в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2011 г.. "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" о возможности квалифицировать иск о признании права как требование о понуждении к исполнению обязательства продавца по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности суд исследовал обстоятельства, связанные с осуществлением государственной регистрации перехода права собственности и не установил обстоятельств уклонения Общества от осуществления государственной регистрации."
Номер дела в первой инстанции: А56-54805/2011
Истец: Администрация муниципального образования "Дубровское городское поселение"Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Ответчик: ЗАО "Град Петра"
Третье лицо: Всеволожский отдел Кправления Росреестра по Ленинградской области, Всеволожский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области