город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2012 г. |
дело N А32-885/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.Н. Герасименко, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Департамента транспорта: Марченко Сергей Николаевич, удостоверение, по доверенности от 30.09.2011 N 60-5329/11-08-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "КРАВТ-М"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2012 по делу N А32-885/2011, принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению открытого акционерного общества "КРАВТ-М"
к Департаменту транспорта Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "КРАВТ-М" (далее - ОАО "Кравт-М") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края (с учетом изменения наименования заинтересованного лица) о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2010 N 695 о привлечении ОАО "Кравт-М" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 09.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения в виде оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа на маршруте регулярного сообщения без наличия действующего договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок, подлежащего заключению с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Кроме того суд указал на отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Кравт-М" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что определением суда от 18.11.2010 по делу А32-32233/10 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Департамента о прекращении договорных отношений. Кроме того, общество указало на малозначительность правонарушения, как не повлекшего существенного вреда охраняемым отношениям.
В судебное заседание не явились представители ОАО "Кравт-М", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя общества.
Представитель Департамента транспорта в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 30.11.2010 начальником отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте Департамента по транспорту и связи Краснодарского края в отношении ОАО "Кравт-М" составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях".
В протоколе указаны следующие нарушения: 11.11.2010 обществом "Кравт-М" с использованием автобуса SETRA госномер С071КА93, под управлением водителя Данилина В.П., осуществлялось оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на маршруте регулярного сообщения N 539 "Краснодар - Адлер (Аэропорт)" без заключения с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок.
Протокол составлен с участием представителя общества, указавшего в объяснениях, что общество полагает действующим договор на осуществление пассажирских перевозок N К-1/40-02 от 20.02.2010.
Законный представитель общества извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 18.11.2010 извещения сотруднику общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Департамента по транспорту и связи Краснодарского края вынесено постановление от 29.12.2010 N 695 о привлечении ОАО "Кравт-М" к административной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения 08.12.2010 представителю общества определения об отложении рассмотрения дела.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "Кравт-М" обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на маршрутах регулярного сообщения без заключения договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края либо с органами местного самоуправления в Краснодарском крае в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - тридцати тысяч рублей, на водителя - трех тысяч рублей.
Правовые, экономические, технологические и технические основы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае установлены Законом Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае".
В силу ст. 4.2 Закона N 193-КЗ регулярные маршрутные перевозки выполняются в соответствии с договорами на осуществление регулярных маршрутных перевозок, заключаемыми соответствующими специально уполномоченными органами в области организации транспортного обслуживания населения с перевозчиками.
В силу части 2 статьи 4.4 Закона N 193-КЗ перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки по маршрутам регулярного сообщения на основании договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, заключенных соответствующими специально уполномоченными органами в области организации транспортного обслуживания населения с перевозчиками по итогам конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок.
Конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 11.11.2010 обществом "Кравт-М" с использованием автобуса SETRA госномер С071КА93, под управлением водителя Данилина В.П., осуществлялось оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на маршруте регулярного сообщения N 539 "Краснодар - Адлер (Аэропорт)" без заключения с исполнительным органом государственной власти Краснодарского края договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Кравт-М" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", является доказанным.
ОАО "Кравт-М", будучи перевозчиком, осуществляющим оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на автобусном маршруте регулярного сообщения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Имея возможность для соблюдения установленного запрета на осуществление пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения без заключения договора с уполномоченным органом государственной власти, ОАО "Кравт-М" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что определением суда от 18.11.2010 по делу А32-32233/10 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Департамента о прекращении договорных отношений.
Судом установлено, что 20.01.2010 между ОАО "Кравт-М" и Департаментом по транспорту и связи Краснодарского края заключен договор N К-1/40-02 на осуществление регулярных пассажирских перевозок, срок действия договора установлен с 01.02.2010 по 31.01.2015.
Уведомлением от 29.10.2010 N 60-5336/10-04.07 Департамент с 10.11.2010 прекратил договорные правоотношения с обществом.
Основанием прекращения договорных отношений послужил выявленный контролирующим органом факт обслуживания маршрута регулярного сообщения N 539 "Краснодар - Адлер (Аэропорт)" 17.08.2010 и 29.09.2010 автобусом марки SSANG YONG, государственный регистрационный номер О 718 СР 93, который не включен в состав основных и резервных транспортных средств, определенных приложением N 2 к договору от 20.01.2010 N К-1/40-02, а также допускаемые водителями, осуществляющими пассажирские перевозки по указанному маршруту (Касумовым М.Б., Арутюняном Э.Ю., Лапиным Д.Ю., Хрипковым В.А., Данилиным В.П.), нарушения, выразившиеся в осуществлении перевозки пассажиров без выдачи билетов, в отсутствии схемы движения с указанием опасных участков.
ОАО "Кравт-М" оспорило в судебном порядке изложенное в уведомлении от 29.10.2010 N 60-5336/10-04.07 решение Департамента по транспорту и связи Краснодарского края о прекращении договорных отношений по договору от 20.01.2010 N К-1/40-02 на осуществление регулярных пассажирских перевозок на межмуниципальном междугородном автобусном маршруте регулярного сообщения N 539 "Краснодар-Адлер (Аэропорт)".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2011 по делу N А32-32233/2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 и постановлением кассационной инстанции от 18.01.2012, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В силу ст. 69 АПК РФ установленные судебными актами по делу А32-32233/2010 обстоятельства законности изложенного в уведомлении от 29.10.2010 N 60-5336/10-04.07 решения Департамента по транспорту и связи Краснодарского края о прекращении договорных отношений по договору от 20.01.2010 N К-1/40-02, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, с 10.11.2010 у ОАО "Кравт-М" отсутствовали законные основания для осуществления перевозок на маршруте N 539 "Краснодар-Адлер (Аэропорт)".
Принятие 18.11.2010 судом обеспечительных мер в виде приостановления решения Департамента не свидетельствует о законности действий ОАО "Кравт-М" по осуществлению пассажирских перевозок, совершенных 11.11.2010 (т.е. до принятия обеспечительных мер).
При этом действие принятых судом обеспечительных мер не препятствовало Департаменту осуществлять процедуру административного производства.
Апелляционной инстанцией также отклоняются доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый порядок правоотношений в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Как указано ранее, договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на регулярных маршрутах заключаются с уполномоченным органом власти по результатам конкурса, который проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение в виде оказания услуг по перевозке пассажиров без заключения договора с органом государственной власти, посягает на права пользующихся его услугами пассажиров на лучшие условия перевозки, в том числе в части обеспечения безопасности перевозок. Осуществление перевозок без наличия соответствующего договора влечет ненадлежащий контроль за осуществляемыми перевозками со стороны органов государственной власти, а потому является потенциально опасным для потребителей данных услуг.
Судом не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учетом изложенного, постановление Департамента по транспорту и связи Краснодарского края от 29.12.2010 N 695 о привлечении ОАО "Кравт-М" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей является законным.
Основания для отмены решения суда от 09.02.2012 и удовлетворения жалобы общества судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 февраля 2012 года по делу N А32-885/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
...
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания."
Номер дела в первой инстанции: А32-885/2011
Истец: ОАО "КРАВТ-М"
Ответчик: Департамент транспорта Краснодарского края
Третье лицо: Департамент по траспорту и связи Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2672/12