г. Самара |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А55-24029/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 апреля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Головлева Н.В., доверенность от 14.11.2011 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Управления Росреестра по Самарской области - извещен, не явился,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Дельта-холдинг" на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2012 г. по делу N А55-24029/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта-холдинг" (ИНН 6319115617, ОГРН 1056319035288), г. Самара,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Холдинг" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) от 20.09.2011 г. N 1001 об исправлении технической (кадастровой) ошибки и признании незаконным действия ответчика о внесении изменений в части указания сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2012 г. по делу N А55-24029/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. Считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчик в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Дельта-Ходдинг" является собственником земельного участка, площадью 311, 30 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0909004:538, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, в границах улиц Ивана Булкина, Карбышева, Антонова-Овсеенко.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет в марте 2011 года с видом разрешенного использования "центры использования туристов" и был отнесен органами кадастрового учета к 8 группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения". Соответственно данной группе был определен и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Управлением Росреестра по Самарской области в адрес ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области было направлено письмо N 12-5638 от 07.09.2011 об исправлении технической ошибки по земельному участку с кадастровым номером 63:01:0909004:538, в котором указывалось на необходимость определения кадастровой стоимости исходя из 6 группы видов разрешенного использования. При этом, Управление Росреестра сослалось на письмо Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N Д05-0101/6196-0-2 от 01.07.2011, согласно которому земельные участки с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" следует относить к 6 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц".
На основании названного обращения, 20.09.2011 ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области приняло решение N 1001 об исправлении технической (кадастровой) ошибки в отношении спорного земельного участка, в соответствии с которым его кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 исходя из 6 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц".
Считая названные решение и действия органа кадастрового учета незаконным заявитель обратился в арбитражный суд. Обосновывая свою позицию, заявитель указывает на то, что поскольку вид разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков - "центры обслуживания туристов", кадастровая стоимость должна быть рассчитана исходя из 8 вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
В силу пункта 13 названных Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, по смыслу приведенных норм акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете. В то же время для земельных участков, образованных после издания акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, при проведении государственной кадастровой оценки земель предусмотрено определение расчетным путем удельных показателей стоимости одного квадратного метра земли в пределах кадастрового квартала населенного пункта Самарской области в зависимости от функционального назначения и видов разрешенного использования земель.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Этим же постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области.
В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
В силу п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов".
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам; рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.
Согласно выкопировки из Карты правового зонирования Правил застройки и землепользования городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 26.04.2001 N 61 спорные земельный участок расположен в территориальных зонах Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения) и Рзв (зона резервных территорий).
Видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ц-3 являются: многоквартирные дома свыше 3-х этажей; многоквартирные дома свыше 3-х этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах; квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании (общей площадью не более 120 кв. м); жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования; гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; заведения среднего специального образования; высшие учебные заведения; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; танцзалы, дискотеки; кинотеатры, видеосалоны; театры, концертные залы; спортплощадки; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; банно-оздоровительные комплексы; магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м.; торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 1 00 кв. м., на участках площадью не более 2 000 кв. м.; рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков); кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м.;
- индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв. м.; офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, площадью не более 4 000 кв. м. и площадью участка не более 1 000 кв. м.; суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения; издательства и редакционные офисы; компьютерные центры; телевизионные и радиостудии; рекламные агентства; объекты, связанные с отправлением культа.
Территории, зарезервированные для строительства дорог и иных сооружений общего пользования, а также территории, планируемые под застройку, обозначены на карте как резервные территории.
Таким образом, градостроительный регламент зоны, в которой расположен земельный участок заявителя объединяет центры обслуживания туристов в одну группу с гостиницами и домами приема гостей и не предусматривают использование ее территорий для рекреационных целей или размещения объектов лечебно-оздоровительного назначения (туристических баз, стационарных туристско-оздоровительных лагерей, туристских парков, учебно-туристических троп и трасс).
Доводы органа кадастрового учета о необходимости отнесения земельных участков с разрешенным использованием "центр обслуживания туристов" к 6 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц" являются обоснованными.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24.07. 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые решение и действия органов кадастрового учета не противоречат нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие двух фактов в совокупности: несоответствия обжалуемого ненормативного акта, решения. действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим ненормативным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Поскольку ни одно из вышеназванных обстоятельств в ходе рассмотрения заявления ООО "Дельта-холдинг" установлено не было, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2012 г. по делу N А55-24029/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дельта-холдинг", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов".
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: общественно-деловым, предназначенным для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам; рекреационным, в состав которых могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенными для отдыха граждан и туризма.
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов, с которыми пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации связывает рекреационную ценность земли.
...
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 24.07. 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки."
Номер дела в первой инстанции: А55-24029/2011
Истец: ООО "Дельта-холдинг"
Ответчик: ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное бюджетное учреждение "Земельная Кадастровая палата"
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области