г. Челябинск |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А07-23864/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Логиновских Л.Л.,
судей Махровой Н.В., Карпусенко С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравчук А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СалаватЖилСервис" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2012 по делу N А07-23864/2011 (судья Кручинина Н.Е.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "СалаватЖилСервис" - Богданова И.Ю. (доверенность N 567 от 12.12.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные сети" (ОГРН 1050204518396) (далее - ООО "БашРТС", истец) обратилось в Арбитражный суд сРеспубоики Башкортостан иском к обществу с ограниченной ответственностью "СалаватЖилСервис" (ОГРН 1050203409706) (далее - ООО "СалаватЖилСервис", ответчик) о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс "горячая вода" по договору N 102/348 от 01.01.2010 за период с января по ноябрь 2010 года в размере 2 106 176 руб. 97 коп. (т.1, л.д.5-7).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.02.2012 исковые требования удовлетворены, с ответчика взыскан долг в размере 2 106 176 руб. 97 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 530 руб. 88 коп. (т.1, л.д.178-183).
В апелляционной жалобе ответчик просил решение отменить, принять новый судебный акт (т.2, л.д.2-4).
В обоснование доводов апелляционной жалобы податель ссылался на то, что ответчик выполнил свои обязательства по оплате полученного коммунального ресурса за фактически принятое абонентом количество энергии. Указал на то, что фактическим потребителем коммунальных услуг является население, поэтому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Считает, что в пункте 16 Правил N 307 имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан. Коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающей организации обществом как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонил, считает решение суд законным и обоснованным, просил оставить его без изменения. Пояснил, что действующее законодательство допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонентов на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией, либо расчетным путем, исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления. Считает, что применение к отношениям между истцом и ответчиком пункта 16 Правил N 307 означало бы по существу перемещение границы эксплуатационной ответственности, соответственно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. Кроме того, считает, что данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между истцом и ответчиком.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание истец не явился. С учетом мнения ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие истца.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что расчет истца должен быть составлен с учетом показаний индивидуальных приборов учета граждан, поскольку общедомовой прибор в спорный период установлен не был. Ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) заключен договор N 102/348 от 01.01.2010 поставки коммунального ресурса "горячая вода" (т.1, л. д.13-19), предметом которого является продажа (поставка) ресурсоснабжающей организацией абоненту через присоединенную сеть горячей воды и покупка (потребление) абонентом горячей воды для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирном доме, на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством. Точка поставки воды определена в акте разграничения балансовой принадлежности сетей горячего водоснабжения и эксплуатационной ответственности сторон, оформленной между сторонами в Приложении N2 к договору.
В пункте 2.2 договора стороны определили, что договорные величины поставки горячей воды на текущий год рассчитываются по нормативам, установленным органами местного самоуправления с разбивкой по месяцам, и оформляются в приложении N 1 к договору.
В соответствии с пунктом 3.2 договора при отсутствии узлов учета или выходе их из строя объем потребленного коммунального ресурса (горячая вода) определяется как произведение количества проживающих на норматив потребления горячей воды одним жителем, установленный органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В период с января по ноябрь 2010 года истец поставлял ответчику коммунальный ресурс "горячая вода", о чем составлены акты приема-передачи (т.1, л.д.34-41).
Оплату полученной горячей воды ответчик произвел частично.
Поскольку обязательства по оплате поставленного коммунального ресурса в полном объеме ответчик не произвел, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств оплаты коммунального ресурса в полном объеме ответчик в материалы дела не представил.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Правоотношения сторон возникли из договора N 102/348 от 01.01.2010 поставки коммунального ресурса "горячая вода".
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Вопрос о методе определения количества потребленного коммунального ресурса (горячая вода) при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Факт поставки коммунального ресурса "горячая вода" подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Количество и стоимость поставленного в спорный период коммунального ресурса рассчитаны истцом в соответствии с Правилами N 307.
Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств оплаты коммунального ресурса "горячая вода" ответчик в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах исковые требования судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что фактическим потребителем коммунальных услуг является население, поэтому размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, апелляционным судом не принимается в силу следующего.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 6530/2010 от 23.11.2010 по аналогичному делу, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункт 5, пункт, 10 подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Кроме того, согласно пункту 27 Правил N 306 в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В связи с этим применение к отношениям между сторонами пункта 16 Правил N 307 является неправомерным.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на применение в рассматриваемом случае Постановления Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", является несостоятельной, так как указанные Правила действуют с 07.03.2012. Поэтому к спорным отношениям данные Правила не могут применяться. Кроме того, этот довод в суде первой инстанции не заявлялся, поэтому не подлежит рассмотрению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.02.2012 по делу N А07-23864/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СалаватЖилСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.Л. Логиновских |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
...
Ссылка подателя апелляционной жалобы на применение в рассматриваемом случае Постановления Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", является несостоятельной, так как указанные Правила действуют с 07.03.2012. Поэтому к спорным отношениям данные Правила не могут применяться. Кроме того, этот довод в суде первой инстанции не заявлялся, поэтому не подлежит рассмотрению."
Номер дела в первой инстанции: А07-23864/2011
Истец: ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", ООО "БашРТС-Стерлитамак"
Ответчик: ООО "СалаватЖилСервис"
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3075/12