г. Челябинск |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А34-5128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 21 февраля 2012 года по делу N А34-5128/2011 (судья Губанова Е.И.).
Крестьянское фермерское хозяйство "Лапин В.В." (далее - заявитель, КФХ, КФХ "Лапин В.В.") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным ненормативного правового акта, изложенного в ответе N 06/л-119 от 19.08.2011, которым департамент отказал КФХ "Лапин В.В." в выдаче субсидий из областного бюджета на компенсацию в части затрат на приобретение зерноуборочного комбайна в размере 250 000 рублей (с учетом принятых судом в порядке статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Определением суда от 08.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление по Курганской области.
Решением суда от 21 февраля 2012 года (резолютивная часть объявлена 20 февраля 2012 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, департамент обжаловал судебный акт в апелляционном порядке - в жалобе просит решении отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что глава КФХ "Лапин В.В." был уведомлен об отказе на получение субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат по приобретению зерноуборочного комбайна 02.12.2010, в связи с чем в заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс). Представленные КФХ "Лапин В.В." документы оформлены с недостатками. По состоянию на 02.12.2010 денежные средства, предусмотренные на компенсацию части затрат на приобретение новых зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов были израсходованы в полном объеме.
До судебного заседания от КФХ "Лапин В.В." в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Кодекса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, между заявителем (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Уралдонсервис" (далее - ООО "Уралдонсервис") (продавец) заключен договор купли-продажи техники и/или оборудования от 10.09.2010 N 24/1 (т. 1. л.д. 15-19).
Согласно условиям указанного договора (спецификация - Приложение N 1) продавец обязуется передать покупателю в собственность зерноуборочный комбайн СК-5М-1 "Нива" в компл: жатка-0,5 м., подборщик, отопитель, кондиционер, стоимостью 2 370 000 руб. (т. 1, л.д. 19).
Между заявителем и ООО "Уралдонсервис" 12.11.2010 заключено дополнительное соглашение к указанному договору о внесении в договор изменений по условиям оплаты в следующей редакции: платежи в размере 10% и 90% суммы договора, а именно 2 370 000 руб., включая НДС в размере 18% - 361525 руб. 43 коп., уплачиваются до 15.11.2010 (т. 1, л.д. 79-80).
На основании указанного договора заявителю продавцом выставлен счет N 24/1 от 10.09.2009 на оплату комбайна СК-5М-1 "Нива" на сумму 2 370 000 руб. (т. 1, л.д. 20). В соответствии с пояснениями заявителя в указанном счете допущена опечатка, вместо 10.09.2010 указано 10.09.2009.
ООО "Уралдонсервис" в адрес заявителя направлено письмо от 10.09.2010 N 32 с просьбой перечислить денежные средства по счету 24/1 от 10.09.2010 (зерноуборочный комбайн СК-5М-1 "Нива" в сумме 2 370 000 руб.) на расчетный счет ООО "Юграмаркет" для оперативности сделки купли-продажи с указанием банковских реквизитов (т. 1, л.д. 35).
Согласно платежным поручениям N 10 от 13.09.2010 и N 986890 от 24.09.2010 заявитель произвел оплату в сумме 2 370 000 руб. в ООО "Юграмаркет" за ООО "Уралдонсервис" по договору N 24/1 от 10.09.2010 и письму N 32 от 10.09.2010 за зерноуборочный комбайн СК-5М-1 "Нива" по счету N 24/1 от 10.09.2010 (т. 1, л.д. 22-23).
Оплата заявителем данного комбайна подтверждается выписками по лицевому счету Курганского ОАО "Россельхозбанк" от 13.09.2010, от 24.09.2010 (т. 1, л.д. 84,86).
На основании акта приемки-передачи техники N 24/1 от 25.09.2010 указанный комбайн, прибывший по договору поставки N 24/1 от 10.09.2010, передан ООО "Уралдонсервис" заявителю (т. 1, л.д. 24).
В соответствии с паспортом самоходной машины N ВЕ 41560 собственником зерноуборочного комбайна СК-5МЭ-1 "Нива-Эффект" является КФХ "Лапин В.В.", данный комбайн зарегистрирован государственной инспекцией гостехнадзора Макушинского района государственный регистрационный знак 45 серия КО N 0656 (т. 1, л.д. 54).
Как следует из материалов дела, КФХ "Лапин В.В." зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 04.11.2002 года за основным государственным регистрационным номером 1024501764022 (т. 1, л.д. 50-52).
30 сентября 2010 года заявитель обратился в департамент с заявлением о выплате субсидии из областного бюджета в сумме 250 000 рублей на компенсацию части затрат на приобретение нового зерноуборочного комбайна (т. 1, л.д. 66).
В обоснование данного заявления КФХ в департамент представлены следующие документы: договор купли-продажи N 24/1 от 10.09.2010; дополнительное соглашение от 12.11.2010 к данному договору; счет N 24/1 от 10.09.2009; копии платежных поручений N 10 от 13.09.2010 и N 986890 от 24.09.2010; письмо ООО "Уралдонсервис" от 10.09.2010 N 32 о перечислении денежных средств на расчетный счет ООО "Юграмаркет", товарная накладная N 486 от 28.09.2010; акт N 1 от 28.09.2010 о приеме-передаче зерноуборочного комбайна; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице от 04.11.2002 серии 45 N 00191075; сведения государственной инспекции гостехнадзора Макушинского района о снятии с регистрации 24.09.2010 зерноуборочного комбайна СК-5 "Нива", 1987 года выпуска; справка-расчет на предоставление в 2010 году субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение новых зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (т. 1, л.д. 66-88).
Согласно резолюции от 02.12.2010, произведенной на справке-расчете без указания должности, расшифровки подписи, заявителю отказано в выплате компенсации в виду отсутствия денежных средств.
Заявитель 04.08.2011 обратился с повторным заявлением о возмещении части затрат на покупку новой техники комбайна по программе модернизации АПК России, либо официально указать причины невыплаты господдержки (т. 1, л.д. 34).
Письмом от 19.08.2011 N 06/Л-119 заявителю отказано в предоставлении субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение нового зерноуборочного комбайна в размере 250000 руб. и на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях по причине того, что договор на поставку зерноуборочного комбайна заключен с ООО "Уралдонсервис", а оплата произведена ООО "Юграмаркет", что не соответствует условиям предоставления субсидий, определенных постановлением Правительства Курганской области от 24.08.2010 N 383 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 9 февраля 2010 года N 10 "Об утверждении Порядков предоставления в 2010 году из областного бюджета субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" и постановлением Правительства Курганской области от 14.04.2009 N 204 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета, источником финансирования которых, в том числе являются субсидии из федерального бюджета, направленных на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекс.
Не согласившись с отказом департамента, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что то обстоятельство, что оплата произведена третьему лицу, а не непосредственно поставщику не может являться основанием для отказа в предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение заявителем нового зерноуборочного комбайна. Кроме того, заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные законом.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений статей 198, 200, 201 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из пункта 2 данной статьи БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
При этом в силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 10 "Об утверждении Порядков предоставления в 2010 году из областного бюджета субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" утвержден порядок предоставления в 2010 году сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области, субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение новых зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Курганской области (далее - получатели субсидий), при списании зерноуборочного или кормоуборочного комбайна со сроком амортизации более 10 лет, снятии с учета в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Курганской области и при приобретении нового комбайна согласно действующим программам заводов производителей сельскохозяйственной техники по утилизации зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.
Субсидии предоставляются в размере 250 тысяч рублей на один приобретенный новый зерноуборочный или кормоуборочный комбайн отечественного производства.
Пункт 4 Порядка устанавливает перечень документов необходимых для получения субсидии, а именно: - заявление на получение субсидии; - справку-расчет субсидий по форме согласно приложению к настоящему Порядку; - копию договора поставки (купли-продажи) комбайна с указанием суммы скидки, предоставляемой производителем (дилером), заверенную печатью получателя субсидий; - копию счет-фактуры, заверенную печатью получателя субсидий; - копию накладной, заверенную печатью получателя субсидий; - копию акта приема-передачи комбайна, заверенную печатью получателя субсидий; - копию карточки учета транспортного средства Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Курганской области с отметкой о списании, заверенную печатью получателя субсидий; - копию свидетельства о постановке на налоговый учет получателя субсидий, заверенную печатью получателя субсидий; - копии платежных поручений, подтверждающих оплату, заверенные печатями получателя субсидий и кредитной организации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель обратился с заявлением о предоставлении субсидии и в обоснование данного заявления представил документы, указанные в пункте 4 Порядка: договор купли-продажи N 24/1 от 10.09.2010; дополнительное соглашение от 12.11.2010 к данному договору; счет N 24/1 от 10.09.2009; копии платежных поручений N 10 от 13.09.2010 и N 986890 от 24.09.2010; письмо ООО "Уралдонсервис" от 10.09.2010 N 32 о перечислении денежных средств на расчетный счет ООО "Юграмаркет", товарная накладная N 486 от 28.09.2010; акт N 1 от 28.09.2010 о приеме-передаче зерноуборочного комбайна; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице от 04.11.2002 серии 45 N 00191075; сведения государственной инспекции гостехнадзора Макушинского района о снятии с регистрации 24.09.2010 зерноуборочного комбайна СК-5 "Нива", 1987 года выпуска; справка-расчет на предоставление в 2010 году субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение новых зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (т. 1, л.д. 66-88).
В соответствии с пунктом 5, 7 и 8 Порядка департамент ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, проверяет документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, утверждает справки-расчеты субсидий, направляет в Финансовое управление Курганской области сводный реестр расчетов по предоставлению субсидий из областного бюджета.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий, является департамент, который распределяет субсидии по получателям субсидий согласно утвержденному сводному реестру расчетов по предоставлению субсидий из областного бюджета.
Сведения о фактическом использовании бюджетных средств ежемесячно предоставляются департаментом в Финансовое управление Курганской области.
Согласно письму от 19.08.2011 N 06/л-119, в предоставлении субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат на приобретение нового зерноуборочного комбайна в размере 250 000 рублей КФХ "Лапин В.В." отказано. Основанием для отказа явилось то, что договор на поставку зерноуборочного комбайна заключен с ООО "Уралдоенсервис", а оплата платежными документами произведена ООО "Югагромаркет", что не соответствует условиям предоставления субсидий.
Как верно отметил суд первой инстанции, из положения Порядка, постановления Правительства Курганской области от 24.08.2010 N 383 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 9 февраля 2010 года N 10 "Об утверждении Порядков предоставления в 2010 году из областного бюджета субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области", и постановления Правительства Курганской области от 14.04.2009 N 204 "Об утверждении порядков предоставления в 2010 году субсидий из областного бюджета, источником финансирования которых, в том числе являются субсидии из федерального бюджета, направленных на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса при исполнении расходных обязательств Курганской области", следует, что названные правовые акты не содержат запрета на предоставление КФХ субсидии на компенсацию части затрат за приобретение зерноуборочного комбайна, оплата за который произведена третьему лицу.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у заявителя имеются все основания для получения субсидий на компенсацию затрат в размере 250 000 рублей.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что письмо ООО "Уралдонсервис" не может являться надлежащим дополнением к договору от 10.09.2010 N 24/1 в виду нарушения положений Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), о внесение изменений в ранее заключенный договор, является необоснованным.
Гражданское законодательство не содержит запрета на привлечение третьих лиц для исполнения обязательств по договору.
Как верно отметил суд первой инстанции, правоотношения между заявителем и ООО "Уралдонсервис" по поставке зерноуборочного оборудования соответствуют действующему законодательству.
В порядке статьи 24 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что письмо от 19.08.2011 носит информационный характер, а об отказе в предоставлении субсидии заявителем был уведомлен 02.12.2010, о чем свидетельствует резолюция на справке-расчете, является несостоятельным.
Согласно письму департамента от 19.08.2011 N 06/л-119, заявление КФХ "Лапин В.В." на предоставление субсидий рассмотрено и в выдаче субсидий отказано по причине того, что оплата произведена третьему лицу - ООО "Югагромаркет". Указанная резолюция на справке-расчете "В выплате компенсации отказать виду отсутствия денежных средств" не может рассматриваться как надлежащее уведомлении об отказе в предоставлении субсидий, в виду того, что отсутствуют сведения о том, кто ее подписал, кому она адресована и когда с ней был ознакомлен заявитель.
Кроме того, как уже было указано выше, основанием для отказа в выдаче субсидии послужило оплата договора купли-продажи от 10.09.2010 N 24/1 третьему лицу. В письме от 19.08.2011 N 06/л-119 отсутствует ссылка на повторность обращения заявителя за предоставлением субсидии, отказ произведен на основании ранее представленных документов. С заявлением глава КФХ "Лапин В.В." обратился 28.09.2011, соответственно суд правомерно пришел к выводу о соблюдении заявителем трехмесячного срока на обжалование.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ненормативный правовой акт не соответствует законам, иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 168-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21 февраля 2012 года по делу N А34-5128/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Исходя из пункта 2 данной статьи БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
При этом в силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
...
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что письмо ООО "Уралдонсервис" не может являться надлежащим дополнением к договору от 10.09.2010 N 24/1 в виду нарушения положений Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), о внесение изменений в ранее заключенный договор, является необоснованным."
Номер дела в первой инстанции: А34-5128/2011
Истец: Крестьянское фермерское хозяйство "Лапина Владимира Владимировича "
Ответчик: Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области
Третье лицо: Финансовое управление по Курганской области