г. Владивосток |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А51-18266/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Дачного некоммерческого товарищества "Радуга": Сухорукова О.С. по доверенности от 21.03.2012 сроком действия 1 год, паспорт 05 06 334197;
от администрация г.Владивостока: Савчак Н.В. по доверенности от 19.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3749,
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Савчак Н.В. по доверенности от 25.12.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3749
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Радуга"
апелляционное производство N 05АП-2787/2012
на решение от 22.02.2012
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-18266/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Радуга" (ИНН 2540173516, ОГРН 1112540006171) к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) третьи лица: администрация г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812)
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Радуга" (далее - заявитель, Товарищество, ДНТ "Радуга") обратилось с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), оформленного письмами "О рассмотрении обращения" от 16.08.2011 N N 29/06/02-14/14628, 29/06/02-14/14629, 29/06/02-14/14631, а также об обязании Департамент направить в администрацию города Владивостока заявление Товарищества для утверждения и выдачи схем расположения земельных участков, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенных в районе ул. Артековская в г.Владивостоке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2012 дачному некоммерческому товариществу "Радуга" в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленного письмами "О рассмотрении обращения" от 16.08.2011 N N 29/06/02-14/14628, 29/06/02-14/14629, 29/06/02-14/14631, отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ДНТ "Радуга" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 17.04.2012 администрация г.Владивостока, УГиА администрации г.Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразили в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2012 сочли законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебное заседание не явились, поскольку в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, дело слушается в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Дачное некоммерческое товарищество "Радуга" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.07.2011 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока за ОГРН 1112540006171.
02.08.2011 Товарищество обратилось в Департамент с заявлениями N 29-22079, N 29-22082, N 29-22080 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков ориентировочной площадью 4 га, 8,4 га, расположенных в районе ул.Артековская, в г.Владивостоке для целей, не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства). Дополнительно Товарищество обратилось в Департамент с обращениями от 23.08.2011 N 29-24488, N 29-24486, N 29-24489, в которых уточнило площадь испрашиваемых земельных участков: 220 000 кв.м., 240 000 кв.м., 110 000 кв.м.
21.12.2011 письмом N 29-38670 Товарищество к ранее поданным документам представило дополнительно оригинал выписки из ЕГРЮЛ от 28.07.2011 N 1404.
В ответ на обращение Товарищества, Департамент принял решения об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков, оформив данные решения письмами "О рассмотрении обращения" от 16.08.2011 N N 29/06/02-14/14628, 29/06/02-14/14629, 29/06/02-14/14631.
Не согласившись с принятыми департаментом решениями, товарищество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтены следующие обстоятельства.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края, закреплены за Департаментом.
Согласно пунктам 3-4 статьи 11 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" если при рассмотрении уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Если же такие основания отсутствуют, указанный орган в этот же срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу части 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г.Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Поэтому, в границах населенного пункта г.Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, испрашиваемые Товариществом земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, а вывод Департамента о необходимости принадлежности испрашиваемого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству и сделан без учета требований действующих градостроительных регламентов.
Довод Департамента, изложенный в оспариваемом отказе, о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что земельные участки для ведения дачного хозяйства предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Из статьи 80 Земельного кодекса РФ следует, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса РФ).
Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Иное толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
При рассмотрении заявления ДНТ "Радуга" вопрос об отнесении земельных участков, расположенных в районе ул. Артековская в г.Владивостоке, к той или иной территориальной зоне согласно Решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", а также Решению Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" Департаментом не исследовался, документы для утверждения схем расположения вышеуказанных земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в орган местного самоуправления не направлялись.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции считает выводы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о невозможности предоставления Товариществу испрашиваемых им земельных участков, с учетом доводов, изложенные в письмах от 16.08.2011 N N 29/06/02-14/14628, 29/06/02-14/14629, 29/06/02-14/14631, преждевременными.
Заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом суд в своём судебном акте указывает на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (абз.3 п.5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2012 по делу N А51-18266/2011 отменить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, изложенное в письмах от 16.08.2011 N N 29/06/02-14/14628, 29/06/02-14/14629, 29/06/02-14/14631, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пятнадцатидневный срок повторно рассмотреть заявление Дачного некоммерческого товарищества "Радуга" с учетом Решения Думы г.Владивостока от 14.10.2011 N 742.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Дачного некоммерческого товарищества "Радуга" судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в размере 3 000 (трёх тысяч) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
...
Согласно п.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом суд в своём судебном акте указывает на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (абз.3 п.5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
...
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, изложенное в письмах от 16.08.2011 N N 29/06/02-14/14628, 29/06/02-14/14629, 29/06/02-14/14631, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"."
Номер дела в первой инстанции: А51-18266/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Радуга"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, УГА администрации г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока