г. Вологда |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А66-8375/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Виноградовой Т.В.,
судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии
от общества с ограниченной ответственностью СКФ "Стройлизинг" директора Прокофьева С.М., Свечниковой И.М. по доверенности от 17.08.2011 N 1,
от закрытого акционерного общества "Текстильстрой" директора Прокофьева С.М., Свечниковой И.М. по доверенности от 18.08.2011 N 1,
от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. по доверенности от 27.12.2011 N 15849-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
общества с ограниченной ответственностью СКФ "Стройлизинг" и закрытого акционерного общества "Текстильстрой"
на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2011 года
по делу N А66-8375/2011 (судья Голубева Л.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью СКФ "Стройлизинг" (ОГРН 1026900512341; далее - ООО СКФ "Стройлизинг") и закрытое акционерное общество "Текстильстрой" (ОГРН 1026900512286; далее - ЗАО "Текстильстрой") обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) о признании недействительным решения об отказе в приватизации земельного участка от 20.07.2011 N 9618-09 и возложении обязанности заключить договор купли-продажи общей долевой собственности на основании заявления на приватизацию от 31.05.2011 N 43 (от 31.05.2011 вх. N 253/11) и приложенных к нему документов:
- с ООО СКФ "Стройлизинг" на часть земельного участка площадью 5352,4 кв. м от общей площади земельного участка 7548 кв. м, по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка),
- с ЗАО "Текстильстрой" на часть земельного участка площадью 2195,6 кв. м от общей площади земельного участка 7548 кв. м, по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация города Твери и Департамент архитектуры и строительства администрации г. Твери.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Заявители в апелляционной жалобе и их представители в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают на отсутствие надлежащих доказательств планирования городской магистрали, затрагивающей границы испрашиваемого земельного участка.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, заявители обратились в Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 69:40:04 00 081:29, расположенного по адресу: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 21, в общую долевую собственность согласно арендуемых ООО СКФ "Стройлизинг" (5352,4 кв. м) и ЗАО "Текстильстрой" (2195,6 кв. м) площадей от общей площади земельного участка 7548 кв.м (том 1 листы 9-11).
Земельный участок принадлежит заявителям на праве аренды (договоры аренды от 30.05.2001 N 401 и от 24.05.2001 года N 384 с учетом изменений и дополнений).
На указанном земельном участке расположены принадлежащие заявителям объекты недвижимости производственного назначения: административно-бытовое здание с гаражами, административно-производственное здание, склады.
Письмом от 20.07.2011 N 9618-09 (том 1 лист 30) Комитет отказал в приватизации земельного участка, сославшись на наличие в составе указанного земельного участка земель общего пользования, что подтверждено проектом детальной планировки, которым предусмотрена реконструкция ул. Спартака, линия регулирования застройки отнесена от красных линий на 6 м. Комитет указал, что рассмотрение вопроса о приватизации земельного участка будет возможным после проведения землеустроительных работ с целью определения границ земельного участка и земель общего пользования.
Заявители, не согласившись с названным решением, обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, установив, что границы испрашиваемого земельного участка затрагивает запланированная к строительству автомагистраль, в подтверждение чего сослался на Генеральный план застройки города Твери, утвержденный решением исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 N 26/40, и Проект детальной планировки жилого квартала "Пески", утвержденный в 1986 году.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия названного решения.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с оформлением юридическими лицами по их желанию прав аренды земельных участков или с приобретением их в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) предусмотрен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из имеющегося в материалах дела фрагмента генерального плана города Твери, утвержденного решением исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 N 26/40 (том 1 листы 120 - 121), и представленного на обозрение суда проекта детальной планировки жилого квартала "Пески" видно, что запланировано строительство городской магистрали от ул. Коминтерна - ул. 4-ая Путейская - ул. Тимирязева - ул. Дм. Донского до Краснофлотской набережной.
Указанная магистраль проходит через испрашиваемый земельный участок.
Из пояснений представителей заявителей в судебном заседании следует, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок имеет ограждение, и свободный доступ на него отсутствует. Ответчик не оспаривает, что весь испрашиваемый земельный участок необходим для использования расположенных на нем и принадлежащих заявителям объектов недвижимости. Однако данные обстоятельства не означают, что спорный земельный участок не относится к землям общего пользования в целях применения пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся как существующие, так и планируемые территории общего пользования.
Довод заявителей об отсутствии генерального плана развития города Твери со ссылкой на факт его разработки в настоящее время не может быть принят, поскольку решение исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 N 26/40, которым утвержден генеральный план развития города Твери, не отменено и не признано недействующим.
При таких обстоятельствах Комитет правомерно отказал в приватизации спорного земельного участка.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 ноября 2011 года по делу N А66-8375/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Текстильстрой" и общества с ограниченной ответственностью СКФ "Стройлизинг" и - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с оформлением юридическими лицами по их желанию прав аренды земельных участков или с приобретением их в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) предусмотрен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
...
Из пояснений представителей заявителей в судебном заседании следует, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок имеет ограждение, и свободный доступ на него отсутствует. Ответчик не оспаривает, что весь испрашиваемый земельный участок необходим для использования расположенных на нем и принадлежащих заявителям объектов недвижимости. Однако данные обстоятельства не означают, что спорный земельный участок не относится к землям общего пользования в целях применения пункта 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования относятся как существующие, так и планируемые территории общего пользования."
Номер дела в первой инстанции: А66-8375/2011
Истец: ЗАО "Текстильстрой"
Ответчик: Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области
Третье лицо: Администрация г. Твери, Департамент архитектуры и строительства г. Твери
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12999/12
24.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12999/12
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1449/12
18.04.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9357/11
21.11.2011 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8375/11