город Воронеж |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А36-3116/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания": Коновалова А.Н., заместителя генерального директора по правовым вопросам по доверенности N 231/11 от 01.08.2011;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Гребенщикова М.А., старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы по доверенности N 79 от 12.10.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.01.2012
по делу N А36-3116/2011 (судья Дружинин А.В.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области об отказе в прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 28.07.2011 и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Липецкая энергосбытовая компания",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее-заявитель, Общество, ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", ОГРН - 1054800190037) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - антимонопольный орган) об отказе в прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 28.07.2011 и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Липецкая энергосбытовая компания".
Решением суда от 30.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что норма ч.3 ст.31.9 КоАП РФ имеет отсылочный характер и определяет исключительные случаи увеличения срока давности для исполнения постановления о назначении административного наказания и расширительному толкованию не подлежит. В перечне таких случаев не содержится указания на приостановление срока давности с принятием обеспечительной меры арбитражным судом.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области указывает, что приостановление судьей исполнения постановления о назначении административного наказания приостанавливает течение срока давности исполнения постановления, что не является нарушением публичных интересов.
В судебном заседании 6 апреля 2012 года объявлялся перерыв до 13 апреля 2012 года (07.04.2011 и 08.04.2012 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-Т-09 от 24.02.2009 ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" привлечено к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ в виде минимальной санкции административного штрафа (1/100 от суммы выручки на розничном рынке электрической энергии в границах Липецкой области за 2008 год) в сумме 29 892 110 рублей.
Определением Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 02.07.2009 исполнение постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-Т-09 рассрочено на срок до 16.10.2009 на основании ч.2 ст.31.5 КоАП РФ.
25.07.2011 Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" обратилось к заинтересованному лицу с письмом N 01-2039 о прекращении исполнения постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-Т-09 от 24.02.2009 ввиду того, что по состоянию на 25.07.2011 постановление антимонопольного органа не было приведено в исполнение.
28.07.2011 и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области Черкашиной Л.А. было вынесено постановление об отказе в прекращении исполнения постановления Липецкого УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 02-Т-09 от 24.02.2009.
Считая вынесенное постановление незаконным, Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что приостановление судьей исполнения постановления о назначении административного наказания приостанавливает течение срока давности исполнения постановления, в связи с чем возможность взыскания антимонопольным органом административного штрафа после отмены обеспечительной меры не утрачена, нарушения публичных интересов в виде препятствия Липецкому УФАС России осуществлять предоставленные ему полномочия главного администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации не имеется.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, отказывая в прекращении исполнения постановления о наложении штрафа от 24.02.2009, антимонопольный орган исходил из того, что периоды с 02.07.2009 по 16.10.2009 (рассрочка исполнения постановления антимонопольного органа), с 02.10.2009 по 24.08.2010 (приостановление исполнения постановления Липецкого УФАС России в связи с принятыми арбитражным судом обеспечительными мерами по делам N А36-838/2009 и N А36-5683/2009), с 13.09.2010 по настоящее время (приостановление исполнения постановления Липецкого УФАС России в связи с принятой арбитражным судом обеспечительной мерой по делу N А36-619/2010), не входят в годичный срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания, который продлевается на указанный срок. Дата истечения срока давности исполнения постановления Липецкого УФАС России не может быть определена в связи с приостановлением в настоящее время исполнения постановления Липецкого УФАС России согласно принятой арбитражным судом обеспечительной мерой по дел N А36-619/2010.
Суд апелляционной инстанции, при рассмотрении настоящего спора, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно пункту 4 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления (часть 3 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Срок давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
Таким образом, срок исполнения наказания, наложенного за административное правонарушение, установлен в один год со дня вступления постановления в законную силу. Если в этот срок наказание не было исполнено, то при отсутствии сведений об уклонении лица, привлекаемого к ответственности, от исполнения постановления о назначении административного наказания данное постановление исполнению не подлежит.
Из буквального толкования данной нормы следует, что установлен закрытый перечень обстоятельств приостановления течения срока исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом, отсрочку или приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания может только судья, орган или должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания.
Обеспечительные меры, принятые судом, не привлекавшим Общество к административной ответственности, не являются актами приостанавливающими течение срока исполнения наказания, исчисляемого в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал неверный вывод, отнеся принятую обеспечительную меру к основаниям приостановления течения срока исполнения постановления о назначении административного наказания.
Доказательства того, что Общество уклонялось (скрывалось или скрывало свое имущество) от исполнения постановления о назначении административного наказания, в материалах дела отсутствуют. Акт в подтверждение факта уклонения, как то предусмотрено частью 3 статьи 31.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлен.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление УФАС по Липецкой области об отказе в прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 28.07.2011 является незаконным, поскольку противоречит положениям ст. 31.9 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как принятого с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь 266-268, п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.01.2012 по делу N А36-3116/2011 отменить.
Заявление ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" требования удовлетворить.
Признать незаконным постановление УФАС по Липецкой области об отказе в прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 28 июля 2011 года.
Обязать УФАС по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Липецкая энергосбытовая компания".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления (часть 3 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
...
Доказательства того, что Общество уклонялось (скрывалось или скрывало свое имущество) от исполнения постановления о назначении административного наказания, в материалах дела отсутствуют. Акт в подтверждение факта уклонения, как то предусмотрено частью 3 статьи 31.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлен.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление УФАС по Липецкой области об отказе в прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания от 28.07.2011 является незаконным, поскольку противоречит положениям ст. 31.9 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А36-3116/2011
Истец: ОАО "Липецкая энергосбытовая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, УФАС по Липецкой обл