г. Саратов |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А12-22197/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Афониной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053457067828, ИНН 3401005890, Волгоградская область, ст. Алексеевская)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2012 года по делу N А12-22197/2011 (судья Маслова И.И.)
по заявлению Администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053457067828, ИНН 3401005890, Волгоградская область, ст. Алексеевская)
к главному государственному инспектору Алексеевского района Волгоградской области по пожарному надзору Круглову Андрею Александровичу (Волгоградская область, ст.Алексеевская),
заинтересованные лица:
Главное Управление МЧС России по Волгоградской области (г.Волгоград),
Управление надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Волгоградской области (г. Волгоград),
Отдел надзорной деятельности по Алексеевскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Волгоградской области (Волгоградская область, ст. Алексеевская),
об оспаривании постановления N 174 от 09.11.2011 о привлечении к административной ответственности и определения от 30.01.2012 об исправлении опечатки,
при участии в судебном заседании:
главного государственного инспектора Алексеевского района Волгоградской области по пожарному надзору Круглова Андрея Александровича удостоверение ГПН N 55616,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Алексеевского района Волгоградской области по пожарному надзору (далее - Инспектора ГПН Алексеевского района Волгоградской области, Инспектор, административный орган) Круглова А.А. N 174 от 09.11.2011 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложении административного штрафа в размере 150 000 руб. и о признании незаконным и отмене определения Инспектора ГПН Алексеевского района Волгоградской области Круглова А.А. от 30.01.2012 об исправлении опечатки в постановлении N 174 от 09.11.2011.
Администрация ссылалась на недоказанность административным органом факта совершения вменяемых нарушений, на отсутствие события административного правонарушения, наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а так же на то, что определением административного органа об исправлении опечатки от 30.01.2012 была произведена замена субъекта административного правонарушения.
Отдел ГПН по г. Астрахани не согласился с заявленными требованиями, считает, что заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку на момент проведения проверки на территории Администрации имелись нарушения Правил пожарной безопасности в РФ.
Решением суда первой инстанции 29 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Инспектором ГПН Алексеевского района Волгоградской области Круглова А.А. в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Администрации, Главного Управления МЧС России по Волгоградской области, Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Волгоградской области, Отдела надзорной деятельности по Алексеевскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Волгоградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
Следовательно, указанные лица, имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо ходатайствовать об отложении дела.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд праве рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Материалами дела установлено, что 21.10.2011 г.. в 10 час. 30 мин., на основании распоряжения N 132 от 10.10.2011 г.., выданного Главным государственным Инспектором ГПН Алексеевского района Волгоградской области по пожарному надзору Кругловым А.А., проведена проверка Администрации Алексеевского сельского поселения, соблюдения Администрацией ранее выданного предписания N 25 от 29.03.2011.
В ходе проверки установлено нарушение требований действующего законодательства в области обеспечения пожарной безопасности.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 132 от 24.10.2011, на основании которого составлен протокол об административном правонарушении N 174 от 26.10.2011 г.. без участия законного представителя, извещенного надлежащим образом письмом N 644 от 25.10.2011 г..
Определением от 01.11.2011 г.. рассмотрение административного дела в отношении Администрации было назначено на 09.11.2011 г..
Постановлением N 174 от 09.11.2011 г.., с учетом определения об исправлении опечатки 30.01.2012, Администрация привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Считая данное постановление и определение об исправлении опечатки незаконным Администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их не законным.
Апелляционная инстанция согласна с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 и ч. 3 - 8 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, установлена частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет применение части 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Административным органом установлено, и подтверждается материалами проверки, что Администрацией допущены нарушения Федерального закона N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, Федерального закона N 69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. РД 009-01-96", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых Постановлением Госстроя РФ от 19.07.2002 N 90.
Обстоятельства совершения Администрацией административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены судом первой инстанции на основании исследования и оценки, представленных в дело документов и не противоречат им.
В апелляционной жалобе Администрация указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание тот факт, что административный орган в нарушение части 2 статьи 28.5 КоАП РФ составил протокол об административном правонарушении через шесть дней после фактического проведения проверки.
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем установленный в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. Нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о противоречии выявленного нарушения Федеральному закону N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.. "Об общих принципах организации местного самоуправления" и об отсутствии полномочий по устранению нарушений, указанных в ранее выданном предписании, подлежит отклонению.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Установленные в ходе проверки факты отсутствия на территории Алексеевского сельского поселения противопожарного водопровода и отсутствия подъездов к указанным в предписании водоисточникам сторонами не отрицаются и подтверждаются материалами дела.
Содержащиеся в предписании требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу, что Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих выполнение ранее выданного предписания, не принято всех зависящих мер для устранения допущенных противопожарных нарушений, в связи с чем, правомерно привлечено к ответственности.
Апелляционный суд считает, что отклонению подлежит требование о признании незаконным и отмене определения Инспекции ГПН от 30.01.2012 г.. об исправлении опечатки в постановлении о привлечении к административной ответственности, поскольку мнение Администрации о том, что указанным определением изменяется содержание оспариваемого постановления и субъект административного правонарушения, не обоснованно.
Из материалов проверки и мотивировочной части постановления N 174 от 09.11.2011 г.. о привлечении Администрации к ответственности следует, что проверка проводилась в отношении Администрации Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области. В резолютивной части постановления ошибочно указано: "Назначить Администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области наказание_". Содержание постановления составляет описание правонарушений именно Администрацией Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, в абзацах 1-3 резолютивной части постановления указана Администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Установив ошибку в тексте оспариваемого постановления в части наименования юридического лица, привлеченного к административной ответственности, административный орган обоснованно вынес определение об исправлении опечатки, что предусмотрено положениями ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать суду вывод, что лицом, привлеченным к административной ответственности, является Администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регламентирует процедуру вынесения определения об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки, равно как и не содержит запрет на принятие такого акта. Государственный орган не лишен законом права исправить допущенные описки, опечатки. В частности статьи 28.8 и 29.4 Кодекса предусматривают возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Апелляционный суд считает, что оспариваемым определением не изменен субъектный состав участников дела об административном правонарушении, им исправлены описки, допущенные при составлении процессуальных документов.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы, направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2012 года по делу N А12-22197/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), согласно пункту 90 которых у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 этих Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
...
Установив ошибку в тексте оспариваемого постановления в части наименования юридического лица, привлеченного к административной ответственности, административный орган обоснованно вынес определение об исправлении опечатки, что предусмотрено положениями ст. 29.12.1 КоАП РФ.
...
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регламентирует процедуру вынесения определения об исправлении описки, опечатки, арифметической ошибки, равно как и не содержит запрет на принятие такого акта. Государственный орган не лишен законом права исправить допущенные описки, опечатки. В частности статьи 28.8 и 29.4 Кодекса предусматривают возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении и других материалов дела."
Номер дела в первой инстанции: А12-22197/2011
Истец: Администрация Алексеевского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Главный государственный инспектор Алексеевского района Волгоградской области по пожарному надзору Круглов А. А., ГУ МЧС России по Волгоградской области УНД ОНД по Алексеевскому району, ОНД по Алексеевскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области
Третье лицо: Главный государственный инспектор Алексеевского района Волгоградской области по пожарному надзору Круглов А. А., ГУ МЧС России по Волгоградской области, УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, ОНД по Алексеевскому району УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области