г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А21-9493/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Савченко О.А.
при участии:
от истца: Погодин В.В., доверенность от 27.06.2011;
от ответчика: 1- Глущенко А.В., доверенность от 29.12.2011 N 101-Д; 2 - Жданова И.Ю., доверенность от 23.01.2012 N 02
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2822/2012) Правительства Калининградской области на Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2011 по делу N А21-9493/2011 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ИП Колесниковой Наталии Александровны
к 1 - Правительству Калининградской области; 2 - Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области,
о признании недействительными и отмене постановлений, об обязании осуществить перевод земельных участков из одной категории земель в другую
установил:
Индивидуальный предприниматель Колесникова Наталия Александровна (119333, г. Москва, Ленинский пр. д. 57, кв. 71, ИНН 773665077387, ОГРНИП 308774629800512; далее - Заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Правительству Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, д.1; далее - Правительство) и Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию (236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, д.1; далее - Агентство), с учётом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании недействительным и отмене Постановления Правительства Калининградской области от 23 декабря 2011 года N 963 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую"; о признании недействительным и отмене Постановления Правительства Калининградской области от 23 декабря 2011 года N 964 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую"; об обязании Правительства Калининградской области осуществить перевод принадлежащего Предпринимателю земельного участка для овощеводства (земли сельскохозяйственного назначения) площадью 21365,0 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта 39:18:08 00 04:0066, адрес (местоположение): Калининградская область, п. Волочаевское, ул. Центральная, участок находится в 900 м. на северо-восток от административного здания N 2, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения"; об обязании Правительства Калининградской области осуществить перевод принадлежащего Предпринимателю земельного участка для овощеводства (земли сельскохозяйственного назначения) площадью 64438,0 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта 39:18:08 00 04:0065, адрес (местоположение): Калининградская область, п. Волочаевское, ул. Центральная, участок находится в 1000 м. на северо-восток от административного здания N 2, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Решением суда от 29.12.2011 года заявленные требования удовлетворены. В отношении Агентства производство по делу прекращено.
Правительство, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, судом не применены подлежащие применению норма части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса и Решение окружного Совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 29.06.2011, утверждающее Правила землепользования и застройки муниципального образования "Светловский городской округ".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил решение суда отменить.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Агентства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Предпринимателю на праве собственности принадлежат следующие участки:
- земельный участок для овощеводства (земли сельскохозяйственного назначения) площадью 21365,0 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта 39:18:08 00 04:0066, адрес (местоположение): Калининградская область, п. Волочаевское, ул. Центральная, участок находится в 900 м. на северо-восток от административного здания N 2 (далее - Земельный участок N 1);
- земельный участок для овощеводства (земли сельскохозяйственного назначения) площадью 64438,0 кв.м., кадастровый (или условный) номер объекта 39:18:08 00 04:0065, адрес (местоположение): Калининградская область, п. Волочаевское, ул. Центральная, участок находится в 1000 м. на северо-восток от административного здания N 2 (далее - Земельный участок N 2).
С целью осуществления перевода указанных земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", для осуществления реконструкции принадлежащего Предпринимателю на праве собственности здания, расположенного на Земельном участке N 1, под склад промышленных товаров, Предприниматель обратился в Правительство Калининградской области с соответствующими ходатайствами (вх. от 13 сентября 2011 года).
Агентство письмами от 12 октября 2011 года N 2740 и от 13 октября N 2750 сообщило о том, что на основании заявленных Предпринимателем ходатайств был подготовлен доклад Губернатору Калининградской области, по результатам рассмотрения которого поручено подготовить постановление об отказе в переводе принадлежащих Предпринимателю Земельных участков из одной категории земель в другую.
Полагая, что указанные письма, из содержания которых Предпринимателю стало известно о принятом решении об отказе в переводе земельных участков N 1 и N 2 из одной категории земель в другую, не соответствуют закону, заявитель обратился в суд.
После обращения Предпринимателя с заявлением в суд Правительством Калининградской области вынесено Постановление от 23 декабря 2011 года N 963 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" (далее - Постановление N 1), согласно которому Предпринимателю отказано в переводе Земельного участка N 1 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", а также Правительством Калининградской области вынесено Постановление от 23 декабря 2011 года N 964 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую" (далее - Постановление N 2), согласно которому Предпринимателю отказано в переводе Земельного участка N 2 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
В этой связи, Предприниматель уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительными и отменить указанные Постановления N 1 и N 2, а также просил суд обязать Правительство осуществить перевод Земельных участков N 1 и N 2 из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
От требований к Агентству Предприниматель отказался. Согласно статье 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и выслушав доводы сторон, считает, что решение суда от 29.12.2011 подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон) по результатам рассмотрения ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 данной статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
В обоснование заявленных требований Предприниматель ссылается на пункт 4 указанной нормы.
Суд первой инстанции, удовлетворил требования Заявителя, посчитав их соответствующими названной норме.
Между тем, в силу статьи 4 Закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Как следует из ходатайства, Предприниматель просит осуществить перевод земельных участков в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в связи с реконструкцией здания под склад промышленных товаров.
Решением Окружного совета депутатов муниципального образования "Светловский городской округ" от 29.06.2011 N 56 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Светловский городской округ" (далее - Правила).
Указанный правовой акт принят в соответствии с положениями статей 30-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 22 Правил, данные Правила вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Материалами дела подтверждается опубликование Правил в газете "Светловские вести" N 30 от 28.07.2011 года.
Таким образом, на момент обращения Предпринимателя с ходатайством действовали указанные Правила, подлежащие, в силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Как следует из материалов дела, на момент принятия Правил спорные земельные участки были отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для овощеводства.
Согласно статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся Приложением к Правилам спорные земельные участки расположены в территориальной зоне сельхозугодий (индекс зоны СХ-1).
Как следует из пункта 5 статьи 8 Правил зона сельхозугодий (индекс зоны СХ-1) выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях сельскохозяйственной деятельности населения, в том числе выращивания овощей и разведения пчёл.
Основными видами разрешенного использования земельных участков в пределах данной зоны предусмотрено размещение пашен, сенокосов, пастбищ, овощеводство, садоводство, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводство, ведение личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственное производство.
Вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков в пределах данной зоны предусмотрено создание защитных насаждений, осуществление научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, пчеловодство и размещения объектов мелиорации.
Условно разрешенными видами использования земельных участков в пределах данной зоны предусмотрено размещение линейных сооружений (дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе, линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов).
Таким образом, для зоны сельскохозяйственного использования такой вид использования земельного участка как "размещение складов промышленных товаров" не предусмотрен.
Кроме того, установленные виды разрешенного использования земельных участков в составе зоны сельскохозяйственного использования не предусматривают возможность использования земельных участков в пределах данной зоны и в иных целях, которые предусмотрены правовым режимом использования земель категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что перевод спорных земельных участков из категории земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для овощеводства, в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использований - реконструкция здания под склад промышленных товаров, не соответствует утвержденным Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Светловский городской округ".
Поскольку, в силу статьи 4 Закона, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, суд апелляционной инстанции считает оспариваемые Постановления законными и не подлежащими отмене.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 2 Закона в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Кроме этого, частью 4 статьи 2 Закона установлено, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Согласно части 4.1 статьи 2 Закона документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 данной статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
На основании указанной нормы суд первой инстанции указывает, что выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о Земельных участках N 1 и N 2, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт таких земельных участков; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на Земельные участки N 1 и N 2, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, должны были быть запрошены именно Правительством как исполнительным органом государственной власти, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если Предприниматель не представил указанные документы самостоятельно.
При этом судом не принято во внимание положение пункта 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, не применяются до 1 июля 2012 года следующие положения законодательных актов Российской Федерации, в частности, абзац первый части 4 и часть 4.1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, Предпринимателем должным были быть предоставлены все документы, требующиеся для перевода земельного участка из одной категории в другую.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт следует отменить, в удовлетворении заявления ИП Колесниковой Н.А. - отказать.
На основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части требований ИП Колесниковой Н.А. к Агентству подлежит прекращению, в связи с отказом Предпринимателя от заявленных требований в данной части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.12.2011 по делу N А21-9493/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ИП Колесниковой Н.А.- отказать.
Производство по делу в части требований ИП Колесниковой Н.А. к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию - прекратить.
Взыскать с ИП Колесниковой Н.А. в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании указанной нормы суд первой инстанции указывает, что выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о Земельных участках N 1 и N 2, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт таких земельных участков; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на Земельные участки N 1 и N 2, перевод которых из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, должны были быть запрошены именно Правительством как исполнительным органом государственной власти, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если Предприниматель не представил указанные документы самостоятельно.
При этом судом не принято во внимание положение пункта 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, не применяются до 1 июля 2012 года следующие положения законодательных актов Российской Федерации, в частности, абзац первый части 4 и часть 4.1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"."
Номер дела в первой инстанции: А21-9493/2011
Истец: ИП Колесникова Наталия Александровна
Ответчик: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию К/о, Правительство К/О, Правительство Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2822/12