г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2012 г. |
Дело N А56-62521/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Князевой Ю.А. по доверенности от 23.05.2011 N 02-02/92
от ответчика (должника): Усова А.С. по доверенности от 15.06.2011 N 46
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4396/2012) (заявление) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2012 по делу N А56-62521/2011 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга
к Военному комиссариату города Санкт-Петербург
о взыскании 1 851 199,40 руб.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 8, литер А, ОРГН 1027810318425) (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Военного комиссариата города Санкт-Петербург (место нахождения: 190121, Санкт-Петербург, Английский пр-кт, д. 8, ОГРН 1037863008083) (далее - Комиссариат, страхователь) 1 851 199,40 руб. штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 24.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, Управлением полностью соблюдена процедура привлечения страхователя к ответственности.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Комиссариата возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Комиссариат является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Срок представления этих сведений установлен статьей 11 Закона N 27-ФЗ и пунктом 12 статьи 37 Закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) российской федерации в связи с принятием федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд российской федерации, Фонд социального страхования российской федерации, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которым страхователь должен был представить в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах за первое полугодие 2010 года до 01.08.2010, за 2010 год - до 01.02.2011.
При осуществлении контрольных мероприятий Управление выявило, что Комиссариат в нарушение положений статьи 11 Закона N 27-ФЗ в установленный законодательством срок не представлены индивидуальные сведения за 2010 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По данному факту Управлением составлен акт камеральной проверки от 25.03.2011 N 41 и вынесено решение от 27.04.2011 N 41 о привлечении Комиссариата к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 946 834,70 руб. за непредставление индивидуальных сведений за первое полугодие 2010 года.
На основании представленных 16.05.2011 страховщиком индивидуальных сведений в полном объеме, изменилась обязанность Комиссариата по уплате штрафа, в связи с чем, Управлением были вынесены откорректированный акт от 25.03.2011 N 41 и откорректированное решение от 27.04.2011 N 41, в соответствии с которыми, Комиссариат привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 851 199,40 руб. за непредставление индивидуальных сведений за первое полугодие 2010 года.
На основании указанных актов Управление направило в адрес Комиссариата требование от 30.05.2011 N 41 об уплате штрафа в размере 1 851 199,40 руб., в срок до 20.06.2011. Поскольку в установленный требованием срок штраф Комиссариатом в добровольном порядке уплачен не был, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной суммы штрафа.
Суд первой инстанции, установив нарушения Управлением порядок привлечения Комиссариата к ответственности, в удовлетворении требований отказал.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Законом N 212-ФЗ.
Суд первой инстанции, установив, что предусмотренный положениями статей 38, 39 Закона N 212-ФЗ порядок привлечения к ответственности Управлением не соблюден - не представлены доказательства получения Комиссариатом акта N 41 от 25.03.2011, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает данный вывод суда не соответствующим обстоятельствам дела, поскольку Управлением в материалы дела представлен список заказных писем, из которого следует, что заказное письмо за N 12-24/11-125 (номер сопроводительного письма о направлении акта проверки) и за N отправления 19084736098928, направлено в адрес Комиссариата 30.03.2011 (т. 1 л.д. 8). В суд апелляционной инстанции Управлением представлена распечатка с сайта Почты России, согласно которой заказное письмо с внутрироссийским почтовым идентификатором 19084736098928 вручено адресату 31.03.2011 (т. 2 л.д.9). Указанный документ приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Таким образом, следует признать, что на 27.04.2011 Управление располагало сведения о надлежащем уведомлении страхователя о месте и времени рассмотрения материалов по камеральной проверке, оформленных актом от 25.03.2011 N 41 и правомерно приняло решение от 27.04.2011 N 41 в отсутствии представителя страхователя.
Однако ошибочный вывод суда о нарушении Управлением процедуры привлечения страхователя к ответственности при вынесении решения от 27.04.2011 N 41 не привел к принятию неправильного решения в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 16.05.2011 Комиссариатом были представлены полные индивидуальные сведения, вследствие чего Управление вынесло откорректированный акт камеральной проверки от 25.03.2011 N 41 и откорректированное решение от 27.04.2011 N 41 (т. 1 л.д. 28-33), согласно которым Комиссариат привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 851 199,40 руб.
Вместе с тем, по факту представления Комиссариатом 16.05.2011 сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета Управлением в установленном порядке проверка не проводилась. Управлением осуществлена корректировка ранее вынесенных акта от 25.03.2011 N 41 и решения от 27.04.2011 N 41. При этом в указанных актах Управления, датированных мартом и апрелем 2011, указано на представление сведений 16.05.2011, то есть фактически акты вынесены Управлением ранее даты представления сведений (16.05.2011). Откорректированные акт и решение направлены в адрес Комиссариата 25.05.2011 года. Требования статей 38, 39 Закона N 212- ФЗ при вынесении откорректированного решения N 41 от 27.04.2011 Управлением не соблюдены.
При этом, положениями Закона N 212-ФЗ составление Управлением откорректированных актов не предусмотрено.
Допущенные Управлением процессуальные нарушения являются существенными, поскольку лишили страхователя возможности реализовать предоставленные ему законом права - давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также использовать иные процессуальные права в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также отмечает, что при принятии откорректированных акта и решения Управление изменило отчетный период, за который не представлены в установленный срок сведения. Если в первоначальном акте отчетным периодом был 2010 год, то в откорректированном акте отчетный период - первое полугодие 2010 года.
Поскольку Управлением нарушен установленный порядок привлечения страхователя к ответственности, то отсутствуют основания для взыскания с Комиссариата штрафных санкций.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2012 по делу N А56-62521/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Комиссариат является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
...
Срок представления этих сведений установлен статьей 11 Закона N 27-ФЗ и пунктом 12 статьи 37 Закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) российской федерации в связи с принятием федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд российской федерации, Фонд социального страхования российской федерации, федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которым страхователь должен был представить в территориальный орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах за первое полугодие 2010 года до 01.08.2010, за 2010 год - до 01.02.2011."
Номер дела в первой инстанции: А56-62521/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: Военный комиссариат города Санкт-Петербург