г. Пермь |
N 17АП-3030/2012-АК |
27 апреля 2012 г. |
А50-24833/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Екон-Строй" (ОГРН 1083917000661, ИНН 3913010621): не явились,
от заинтересованного лица Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (ОГРН 1045900087287, ИНН 5902293026): Житлухин А.В., удостоверение, доверенность от 29.12.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя закрытого акционерного общества "Екон-Строй"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 марта 2012 года по делу N А50-24833/2011,
принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению ЗАО "Екон-Строй"
к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Екон-Строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - Управление) от 08.11.2011 N 57-11/475 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы Общество указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. По мнению Общества, вина в форме прямого умысла Управлением не доказана, заявитель своевременно представил ГТД N 10502060/160511/0001609 и справку о подтверждающих документах в банк ПС, сдав их в организацию связи до 31.05.2011, что подтверждается представленными копиями описи вложения; неполучение письма ОАО "Уралсиб", непредставление квитанции, по мнению Общества, не является доказательством того, что письмо не было отправлено.
Управление по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на доказанность наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, полагает, что факт направления в банк ПС справки о подтверждающих документах от 20.05.2011 не доказан, достоверных данных об отправке письма в адрес банка ПС не имеется. В судебном заседании представитель Управления доводы отзыва поддержал.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, что в силу ч.2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Приложенная к дополнениям апелляционной жалобе Общества копия Инструкции по делопроизводству к материалам дела не приобщается, поскольку ходатайства о приобщении данного документа к материалам дела Обществом не заявлено, Обществом не указаны уважительные причины, по которым данный документ не был представлен в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.01.2011 между ЗАО "Екон-Строй" (поставщик) и нерезидентом - UAB "Europietiskos plieno konstrukcijos", Литовская Республика, (покупатель) заключен договор N 1901. на поставку металлопродукции. Сумма договора 987 427,75 евро. Дата завершения исполнения обязательств по договору - 30.12.2012.
Для учета валютных операций по договору Обществом в филиале ОАО "Уралсиб" в г. Калининграде 28.01.2011 оформлен паспорт сделки N 11010003/2275/1/0. Паспорт сделки переоформлен 03.06.2011, 04.08.2011 в связи с изменением суммы договора и даты завершения обязательств по договору.
В рамках исполнения обязательств по договору Обществом нерезиденту по ГТД N 10502060/160511/0001609 отгружен товар на сумму 215 361 евро. Выпуск товара разрешен таможенным органом 16.05.2011 (л.д. 21).
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены Обществом в уполномоченный банк 30.08.2011 при сроке представления - не позднее 31.05.2011 (л.д. 86-89).
По факту несвоевременного представления Обществом в банк ПС справки о подтверждающих документах с подтверждающими документами в отношении Общества составлен протокол от административном правонарушении от 21.09.2011 N 10411000-421/2011 (л.д. 17-18), на основании которого вынесено постановление от 08.11.2011 N 57-11/475 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 10-15).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 названного Закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным Банком Российской Федерации (подп. 2 п. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ).
Во исполнение данных положений Центральным банком Российской Федерации утверждено Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.1-2.4 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленный банком ПС порядке и согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем названного пункта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы заявителем представлены в уполномоченный банк 30.08.2011 (л.д. 86-89) при сроке представления не позднее 31.05.2011, то есть обязанность по представлению в уполномоченный банк указанной справки исполнена с нарушением срока, установленного п. 2.4 Положения, на 91 дней.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в период совершения вменяемого Обществу административного правонарушения и вынесения административным органом оспариваемого постановления) за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На момент рассмотрения спора в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней, в виде административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, предусмотрена в ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от 16.11.2011 N 311-ФЗ, вступившего в силу с 28.11.2011.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ действия Общества подлежат квалификации по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей во время совершения правонарушения.
Факт нарушения срока представления справки о подтверждающих документах с подтверждающими материалами дела подтвержден, в связи с чем событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.15.25 КоАП РФ, является доказанным.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы Общества о своевременном исполнении им обязанности по представлению справки о подтверждающих документах с подтверждающими документами в банк ПС со ссылкой на опись вложения в заказное письмо от 20.05.2011.
В соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).
Квитанции либо иных доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес уполномоченного банка справки о подтверждающих документах с подтверждающими документами, Общество в материалы дела не представило. Опись документов с отметкой почтового органа от 20.05.2011 не может служить подтверждением направления уполномоченному банку справки о подтверждающих документах. Из ответов Отделения почтовой связи г. Светлый Калининградской области на запросы Управления о предоставлении информации и суда от 31.01.2012, следует, что факт направления ЗАО "Екон-Строй" заказного письма от 20.05.2011 в адрес ОАО "Уралсиб" подтвердить не представляется возможным.
Имеющаяся в материалах дела справка о подтверждающих документах от 20.05.2011, представленная Обществом по запросу в таможенный орган, не содержит в разделе "ответственное лицо банка" дату принятия справки ответственным лицом банка ПС, его подписи, печати банка ПС (л.д. 20).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в ведомости банковского контроля ОАО "УралСиб" отражено представление Обществом справки о подтверждающих документах лишь 30.08.2011.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении административного правонарушения установлена административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении и отражена в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
О вине Общества в допущенных нарушениях свидетельствует несовершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые Общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки (представить своевременно в банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы). Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех мер для своевременного исполнения своей обязанности.
Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы Общества о нарушении административным органом и судом ст.1.5 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, подлежат отклонению, поскольку положения ст. 1.5 КоАП РФ не свидетельствуют об отсутствии у Общества обязанности доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Приводя доводы о соблюдении установленного срока представления справки о подтверждающих документах, Общество указанные доводы документально не подтвердило.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. С учетом характера совершенного правонарушения, длительности периода просрочки представления справки о подтверждающих документах (186 дней) оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом извещено надлежащим образом (л.д. 60-64, 81-85).
Административное наказание административным органом назначено в виде штрафа в размере 40 000 рублей, учитывая совершение правонарушения впервые и исходя из размера санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности.
В силу вышеизложенного доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2012 года по делу N А50-24833/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Екон-Строй" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О вине Общества в допущенных нарушениях свидетельствует несовершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые Общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки (представить своевременно в банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы). Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех мер для своевременного исполнения своей обязанности.
Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы Общества о нарушении административным органом и судом ст.1.5 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, подлежат отклонению, поскольку положения ст. 1.5 КоАП РФ не свидетельствуют об отсутствии у Общества обязанности доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Приводя доводы о соблюдении установленного срока представления справки о подтверждающих документах, Общество указанные доводы документально не подтвердило.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. С учетом характера совершенного правонарушения, длительности периода просрочки представления справки о подтверждающих документах (186 дней) оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется.
...
Административное наказание административным органом назначено в виде штрафа в размере 40 000 рублей, учитывая совершение правонарушения впервые и исходя из размера санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А50-24833/2011
Истец: ЗАО "Екон-Строй"
Ответчик: Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае, Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ПК