город Тула |
|
27 апреля 2012 г. |
А09-9591/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянскэнергосбыт" (ООО Брянскэнергосбыт") на решение Арбитражного суда Брянской области от 29 февраля 2012 года по делу N А09-9591/2011 (судья Черняков А.А.).
В заседании приняли участие представители:
от ООО "Брянсксбыт" (от заявителя) - Николаенко А.Ю. по доверенности N 1292 от 23.04.2012,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (от ответчика) - Гнедина Е.М. по доверенности N 270803/1226 от 21.06.2011.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянсксбыт" (далее - заявитель, Общество; 241047, г. Брянск, ул. 2-я Мичурина, д.2а, ОГРН 1023201102088, ИНН 3233009756) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 15-11/272 от 12.12.2011 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее - Управление, административный орган; 241050, г. Брянск, ул. Дуки, д. 59) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции 29.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обжалует решение суда в апелляционном порядке и просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что ходатайство общества об отложении составления протокола оставлено административным органом без рассмотрения, что привело к существенным нарушениям его права на защиту.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Брянсксбыт", Россия (Поставщик) 14.05.2008 года заключило договор N 703/М8 с УП "Промышленное снабжение", Республика Беларусь (Покупатель) на поставку товара (металлоконструкции). Срок действия договора - до 31.12.2008.
По данному договору ООО "Брянсксбыт" в июле 2008 г. оформлен паспорт сделки (ПС) N 08070012/0354/0027/1/0 в Филиале АБ "Газпромбанк" ЗАО в г. Брянске.
Согласно ведомости банковского контроля Филиала АБ "Газпромбанк" ЗАО в г. Брянске 20.10.2010 г. ПС N 08070012/0354/0027/1/0 был закрыт.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянсксбыт" 18.03.2011 оформило ПС N 11030001/2210/0016/1/0 в другом уполномоченном банке - в Брянском филиале "Транскапиталбанк" (ЗАО). Срок действия договора - до 30.12.2012.
Согласно ведомости банковского контроля Брянского филиала "Транскапиталбанк" (ЗАО) по платежному поручению N 718 от 15.12.2010 на сумму 286247,09 руб. УП "Промышленное снабжение" перечислило ООО "Брянсксбыт" денежные средства за поставку товара 16.12.2010 г., по платежному поручению N 681 от 13.12.2010 в сумме 45873,86 руб.- 14.12.2010, по платежному поручению N 837 от 24.12.2010 в сумме 117090,55 руб. - 24.12.2010, по платежному поручению N 849 от 27.12.2010 в сумме 308068,40 руб. - 28.12.2010.
ООО "Брянсксбыт" должно было представить подтверждающие документы и два экземпляра справки о поступлении валюты Российской Федерации в уполномоченный банк не позднее 17.01.2011, в то время как Общество представило эти документы 18.03.2011, т.е. за пределами установленного срока.
По указанному факту нарушения 18.11.2011 специалистом - экспертом отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Брянской области в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 15-11/272, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление в отношении ООО "Брянсксбыт" о назначении административного наказания N 15-11/272 от 12.12.2011 года, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Не оспаривая по существу факта правонарушения, заявитель обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 Закона.
Согласно пункту 3 статьи 23 Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Банком России.
Указанием Банка России от 10.12.2007 года N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).
В соответствии с пунктом 2.7 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденного Банком России 01.06.2004 года N 258-П (далее - Положение), справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в уполномоченный банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 Положения.
Согласно абзацу второму пункта 2.6 Положения справка о поступлении валюты Российской Федерации составляется и заполняется исходя из требований, изложенных в приложении 2 к Положению, на основании документов, по которым совершены записи по счету.
Как усматривается из материалов дела, 16.12.2010, 14.12.2010, 24.12.2010, 28.12.2010 в рамках договора N 703/М8 от 14.05.2008 осуществлены валютные операции на сумму 757279 руб. 90 коп.
Таким образом, Общество должно было представить подтверждающие документы и два экземпляра справки о поступлении валюты Российской Федерации в банк ПС не позднее 17.01.2011, в то время как названные документы были представлены 18.03.2011, то есть с нарушением установленного срока.
Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, не обеспечило соблюдение срока представления вышеназванных документов в уполномоченный банк, в связи с чем суд области пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Брянсксбыт" состава вменяемого административного правонарушения и вины в его совершении.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, не установлено, с учетом, в том числе, срока исполнения обязанности, в то время как смягчающие вину обстоятельства приняты во внимание административным органом при определении наказания.
На основании изложенного, учитывая характер выявленного нарушения, обстоятельства и причины совершения противоправного деяния, а также отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных причинах несвоевременного представления в уполномоченный банк справки о поступлении валюты Российской Федерации, значительный пропуск срока, суд области пришел к правильному выводу о том, что совершенное правонарушение не является малозначительным.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что ходатайство общества об отложении составления протокола оставлено без рассмотрения, чем существенно нарушены его процессуальные права, является несостоятельной.
Судом установлено, что 07.11.2011 (исх. N 27-08-03/2417) на юридический адрес ООО "Брянсксбыт" было направлено заказное письмо с уведомлением о вызове 18.11.2011 в 10 час 00 мин в ТУ Росфиннадзора в Брянской области для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление о вызове для составления протокола было получено Обществом 09.11.2011, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением о вручении.
Законный представитель ООО "Брянсксбыт" не явился 18.11.2011 в 10 час 00 мин на составление протокола об административном правонарушении, поэтому на основании п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол составлен в его отсутствие.
Уже после составления протокола, 18.11.2011 в 15 час 02 мин от Общества посредством факсимильной связи поступило ходатайство об отложении составления протокола, в связи с чем оно оставлено без удовлетворения, что подтверждается имеющимся в деле определением об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении N 15-11/272 от 18.11.2011. Данное определение было отправлено по почте 18.11.2011 (исх. N 29-09/2534) и получено Обществом 21.11.2011.
Таким образом, административным органом подтверждено, что Общество было своевременно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, оно имело достаточный срок для предоставления доказательств по делу, возможность участия в рассмотрении дела, а также воспользоваться юридической помощью.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.02.2012 по делу N А09-9591/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Брянсксбыт" из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 460 от 19.03.2012.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 Закона.
...
Указанием Банка России от 10.12.2007 года N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).
...
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
...
Законный представитель ООО "Брянсксбыт" не явился 18.11.2011 в 10 час 00 мин на составление протокола об административном правонарушении, поэтому на основании п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол составлен в его отсутствие."
Номер дела в первой инстанции: А09-9591/2011
Истец: ООО " Брянсксбыт "
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области