г. Тула |
|
27 апреля 2012 г. |
N А68-12598/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Стахановой В.Н., судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрел апелляционную жалобу муниципального учреждения "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2012 по делу N А68-12598/11 (судья Андреева Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
от муниципального учреждения "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" - Булавинцева М.А., юрисконсульт (доверенность от 10.01.2012 N 40-2, паспорт);
от Управления Министерства внутренних дел по г. Туле - Князева О.С., юрисконсульт (доверенность от 19.12.2011 N 3044, паспорт).
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное учреждение "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" (далее - заявитель; 300041, г. Тула, ул. Оборонная, д. 27, ОГРН 1047101123145) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел по г. Туле (далее - Управление, ответчик; 300004, г. Тула, ул. Шухова, д. 10 А, ОГРН 1097154008324) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.20011 N 71 ТВ 000006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Туле во исполнение требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), приказа МВД России от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" 23.11.2011 проведен повседневный надзор за состоянием улично-дорожной сети г. Тулы.
В ходе проведения надзора сотрудниками Управления установлено, что около дома N 8/33 по ул. Ф. Энгельса (пересечение улиц Советская/Ф.Энгельса) на регулируемом перекрестке согласно дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в г. Туле отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", частично отсутствует дорожная разметка 1.14.1 "Зебра", ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа с двух сторон на расстоянии не менее 50 метров в обе стороны от пешеходного перехода (за исключением по ул. Советская, со стороны дома N 2 по пр. Ленина), пешеходный светофор через улицу Ф. Энгельса по четной стороне ул. Советской, что является нарушением требований п. 4.5.2.4. - 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
По результатам проверки составлен акт выявленных недостатков содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 23.11.2011 (т. 1, л. 26), а также схема, характеризующая место административного правонарушения (т. 1, л. 33).
По факту выявленных нарушений в отношении МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" Управление составило протокол об административном правонарушении от 25.11.2011 N 71 ТЛ 000006, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ (т. 1, л. 8).
Постановлением от 01.12.2011 N 71 ТВ 000006 по делу об административном правонарушении ГИБДД УМВД России по г. Туле привлекло МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, и назначило административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (т. 1, л. 9).
Не согласившись с данным постановлением, МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 ст. 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Закона N 196-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 12 Закона N 196-ФЗ предусматривает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 12 указанного Закона).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Согласно п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.
На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности в соответствии с 4.2.6.
Пунктом 4.5.2.5. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что на переходах со светофорным регулированием пешеходные светофоры могут быть дополнены цифровыми табло, показывающими время, оставшееся до включения разрешающего сигнала пешеходного светофора, а также звуковым сигналом, действующим во время горения разрешающего сигнала.
У наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.
На дорогах с разделительной полосой в местах нахождения внеуличных пешеходных переходов (подземных и надземных) должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа или ограждения в виде сеток длиной не менее 20 м на разделительной полосе в обе стороны от пешеходного перехода (при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей) (п. 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с пунктом 10.2 Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставления), утвержденных приказом МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется, в частности, посредством проведения повседневного надзора.
Исходя из положений Наставлений повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.
Как установлено судом и следует из акта выявленных недостатков от 23.11.2011, в ходе осуществления повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети г. Тулы сотрудниками ОГИБДД УМВД по г. Туле установлено, что около дома N 8/33 по ул. Ф. Энгельса (пересечение улиц Советская/Ф.Энгельса) на регулируемом перекрестке согласно дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в г. Туле отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", частично отсутствует дорожная разметка 1.14.1 "Зебра", ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа с двух сторон на расстоянии не менее 50 метров в обе стороны от пешеходного перехода (за исключением по ул. Советская, со стороны дома N 2 по пр. Ленина), пешеходный светофор через улицу Ф. Энгельса по четной стороне ул. Советской, что является нарушением требований п. 4.5.2.4. - 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007.
В тот же день сотрудником ГИБДД УМВД по г. Туле составлен рапорт об обнаружении выявленных нарушений, в котором сообщено о составлении акта с использованием фотоаппарата (т. 1, л. 32).
Указанные нарушения зафиксированы с помощью фотосъемки, проводимой при осуществлении надзора, о чем свидетельствуют представленные в материалы фотоснимки (т. 1, л. 34-49), а также в схеме, характеризующей место административного правонарушения (т. 1, л. 33).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается названными доказательствами, а также протоколом об административном правонарушении от 25.11.2011 N 71 ТЛ 00006.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
В соответствии с п. 2.1 устава муниципального учреждения "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы" учреждение образовано постановлением главы города Тулы от 30.12.2003 N 2090 и является правопреемником Управления транспорта и связи Управы города Тулы. Учредителем учреждения является Комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органе федерального казначейства, приобретает имущественные и неимущественные права; может быть истцом и ответчиком в суде. Целью деятельности учреждения является выполнение поручений и содействие органам местного самоуправления городского округа в части выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, осуществление управленческих и иных функций некоммерческого характера в области транспорта, связи, телекоммуникаций и дорожного хозяйства на территории города Тулы.
Для достижения уставных целей учреждение выполняет функции муниципального заказчика путем заключения договоров на конкурсной основе на выполнение, в частности, следующих видов деятельности: содержание дорожных сооружений и т.п.; содержание автомобильных дорог общего пользования; ремонт и содержание искусственных сооружений, мостов и путепроводов; строительство, ремонт и содержание технических средств регулирования дорожного движения; разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 2.2 устава).
Согласно письму администрации г. Тулы от 29.02.2012 N 1595к муниципальное имущество дорог включено в состав имущества казны. Установка дорожных знаков, светофорных объектов, нанесение дорожной разметки производится за счет выделенных средств из бюджета города. Данные средства ежегодно выделяются МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы". Работы производятся согласно дислокации размещения технических средств организации дорожного движения в г. Туле, согласованного МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г.Тулы" с УГИБДД УМВД России по Тульской области (т. 2, л. 124-125).
Кроме того, письмом от 20.02.2012 N 438 МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" сообщает ОГИБДД по г. Туле о том, что деятельность по установке дорожных знаков улично-дорожной сети г. Тулы осуществляется учреждением на основании постановления главы города Тулы от 30.12.2003 N 2090 "О реорганизации Управления транспорта и связи Управы г. Тулы", п. 4 которого учреждение уполномочено заключать на конкурсной основе с предприятиями всех форм собственности договоры на капитальный ремонт, ремонт и содержание проезжей части автомобильных дорог с движением городского пассажирского транспорта, ремонт и содержание искусственных сооружений, мостов и путепроводов, строительство, ремонт и содержание технических средств организации дорожного движения (т. 1, л. 159).
При этом дислокация дорожных знаков и дорожной разметки в г. Туле (в том числе около дома N 8/33 по ул.Ф.Энгельса (пересечение улиц Советская/Ф.Энгельса)) представлена для согласования с органами ГИБДД г. Тулы - МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" (т. 2, л. 108-113).
Данная дислокация утверждена органами ГИБДД г. Тулы 10.02.2011, однако обязанность по заключению договора для установки дорожных знаков и дорожной разметки заявителем не выполнена.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В силу ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" п. 4.5.2.4. - 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007, а также обеспечения безопасности дорожного движения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Кроме того, о наличии в действиях МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" вины свидетельствует тот факт, что заявителем не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований закона.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о наличии в действиях МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
С учетом изложенного довод подателя жалобы о том, что МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" не является лицом, ответственным за обеспечение соответствия дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Утверждение апеллянта о том, что обязанность по обеспечению соответствия дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, является необоснованным и противоречит уставу муниципального учреждения "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы".
Ссылка МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" на отсутствие вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку учреждению не выделены денежные средства на осуществление деятельности по заключению на конкурсной основе с предприятиями всех форм собственности договоров на капитальный ремонт, не принимается во внимание, так как данные обстоятельства не являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и не освобождают заявителя от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2011 по делу N А68-12598/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму администрации г. Тулы от 29.02.2012 N 1595к муниципальное имущество дорог включено в состав имущества казны. Установка дорожных знаков, светофорных объектов, нанесение дорожной разметки производится за счет выделенных средств из бюджета города. Данные средства ежегодно выделяются МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы". Работы производятся согласно дислокации размещения технических средств организации дорожного движения в г. Туле, согласованного МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г.Тулы" с УГИБДД УМВД России по Тульской области (т. 2, л. 124-125).
Кроме того, письмом от 20.02.2012 N 438 МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" сообщает ОГИБДД по г. Туле о том, что деятельность по установке дорожных знаков улично-дорожной сети г. Тулы осуществляется учреждением на основании постановления главы города Тулы от 30.12.2003 N 2090 "О реорганизации Управления транспорта и связи Управы г. Тулы", п. 4 которого учреждение уполномочено заключать на конкурсной основе с предприятиями всех форм собственности договоры на капитальный ремонт, ремонт и содержание проезжей части автомобильных дорог с движением городского пассажирского транспорта, ремонт и содержание искусственных сооружений, мостов и путепроводов, строительство, ремонт и содержание технических средств организации дорожного движения (т. 1, л. 159).
При этом дислокация дорожных знаков и дорожной разметки в г. Туле (в том числе около дома N 8/33 по ул.Ф.Энгельса (пересечение улиц Советская/Ф.Энгельса)) представлена для согласования с органами ГИБДД г. Тулы - МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" (т. 2, л. 108-113).
Данная дислокация утверждена органами ГИБДД г. Тулы 10.02.2011, однако обязанность по заключению договора для установки дорожных знаков и дорожной разметки заявителем не выполнена.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ.
В силу ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" п. 4.5.2.4. - 4.5.2.6. ГОСТ Р 52766-2007, а также обеспечения безопасности дорожного движения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
...
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о наличии в действиях МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А68-12598/2011
Истец: МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г.Тулы"
Ответчик: Управление МВД по г.Туле
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1674/12