г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А42-8724/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4707/2012) ООО "Кольская пивоваренная компания "Арктика" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 февраля 2012 года по делу N А42-8724/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Кольская пивоваренная компания "Арктика"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кольская Пивоваренная Компания "Арктика" (Мурманская область, Кольский район г. Кола, ул. Заводская, д. 1А, ОГРН 1065105002445, далее - общество, заявитель, ООО "КПК "Арктика") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (г. Мурманск, пр. Кольский, д. 24а, ОГРН 1045100180388, далее - Управление Росприроднадзора) о назначении административного наказания N 04-225/2011 от 23.11.2011.
Решением от 14.02.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "КПК "Арктика" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 14.02.2012 отменить. Податель жалобы ссылается на недоказанность материалами дела факта совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения. Общество указывает, что на проверенной Управлением Росприроднадзора территории осуществляют деятельность, связанную с обращениями с отходами производства, иные юридические лица. Представленная в материалы дела фототаблица не является относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку изготовлена в отсутствие представителя истца после составления и подписания протокола осмотра; из изображений, имеющихся в фототаблице, нельзя сделать безусловный вывод, что зафиксированные нарушения имеют отношение к ООО "КПК "Арктика". Также податель жалобы указывает на повторное привлечение к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Административный орган направил письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, в которой просил решение суда от 14.02.2012 отменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Управления на 2011 год и на основании приказа от 25.10.2011 N 412 сотрудниками Управления Росприроднадзора в период со 02 по 15 ноября 2011 года проведена проверка соблюдения ООО "КПК "Арктика" требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что в результате деятельности общества образуются отходы производства и потребления: пивная дробина, ртутьсодержащие лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организации (ТБО), пластиковые бутылки, отходы полиэтилена, лом черных металлов, строительный мусор в виде битых кирпичей, досок и др.
02.11.2011 сотрудником Управления Росприроднадзора в присутствии и.о. генерального директора общества и двух понятых произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, по результатам которого составлен протокол.
В ходе проверки выявлены нарушения обществом требований действующего законодательства, зафиксированные в акте от 15.11.2011 N 2695/66, а именно:
- в нарушение пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на территории, используемой для производственной деятельности ООО "КПК "Арктика" осуществлен несанкционированный сброс отходов производства и потребления на почву;
- в нарушении пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 открытые площадки для накопления отходов производства и потребления не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), поверхность площадок не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- в нарушение пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не назначены лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности;
- на предприятии нет лиц, имеющих профессиональную подготовку для работы с отходами 1-4 класса опасности (нарушение пункта 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ);
- в нарушение пункта 3 статьи 14 данного Закона, приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 не согласованы в установленном порядке паспорта на образующиеся опасные отходы;
- на предприятии не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, что является нарушением пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ);
- в нарушение требований Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681, не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям ООО "КПК "Арктика".
Указанные нарушения послужили основанием для составления 15.11.2011 в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесения 23.11.2011 постановления N 04-225/2011, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде 110 00 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения, не усмотрел существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности и отказал ООО "КПК "Арктика" в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается заявителем, что в результате деятельности общества образуется основной вид отхода - пивная дробина и другие отходы производства и потребления: ртутьсодержащие лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки обработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций, пластиковые бутылки, отходы полиэтилена, лом черных металлов, строительный мусор в виде битых кирпичей, досок и др.
Таким образом, именно на заявителе лежит обязанность по соблюдению экологических и санитарно-экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета,
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с данными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации (статья 15 данного Закона).
Факт нарушения указанных выше норм права установлен судом первой инстанции и подателем жалобы не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасности для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Сброс отходов производства и потребления по почву запрещается (пункт 2 данной статьи).
Пунктом 3.4 СанПин 2.1.7.132-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" установлены требования к открытым площадкам для временного хранения отходов, согласно которому площадки должны иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.). По периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Транспортировка и хранение готовой продукции и содержащих ртуть изделий (особенно из стекла) должна максимально исключать возможность механического повреждения изделий и тары, проливов и образования источников вторичного загрязнения воздуха ртутью (пункт 4.8 Санитарных правил, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 04 апреля 1988 года N 4607-88).
Из представленных в материалы дела документов (протокола осмотра территории от 02.11.2011 с фототаблицей, акта проверки от 15.11.2011, протокола об административном правонарушении от 15.11.2011) следует, что на территории ООО "КПК "Арктика", расположенной по адресу: г. Кола, ул. Заводская, д. 1А, осуществлен несанкционированный сброс отходов производства и потребления на почву; открытые площадки под временное хранение отходов не оборудованы надлежащим образом; в помещении, предназначенном для временного хранения ртутных ламп, обнаружены обработанные ртутные лампы, хранящиеся навалом без упаковки.
Довод подателя жалобы о том, что фототаблица, приложенная к протоколу осмотра территории от 02.11.2011, не является относимым и допустимым доказательством по делу апелляционным судом не принимается.
Представленная в материалы дела фототаблица имеет подпись лица, проводившего осмотр территории юридического лица, на данную фототаблицу имеется ссылка в протоколе осмотра, что соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ.
Ссылка подателя жалобы на нахождение на проверяемой территории иных юридических лиц, в результате деятельности которых также образуются отходы производства и потребления, апелляционным судом не принимается, доказательства, подтверждающие, что обнаруженные на территории, принадлежащей заявителю, отходы принадлежат другим юридическим лицам, заявителем не представлены.
Имеющиеся в материалах дела договоры на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию ТБО не свидетельствуют об отсутствии у заявителя обязанности по ведению учета образовавшихся, переданных другим лицам, отходов, согласованию паспортов сделки, надлежащего содержания территории площадки временного хранения отходов, наличии на предприятии лиц, имеющих профессиональную подготовку для работы с отходами 1-4 класса опасности.
Поскольку материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения, доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения установленных требований в области обращения с отходами, а также принятие всех зависящих мер по их соблюдению, заявителем не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении ООО "КПК "Арктика" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что за совершение одного и тоже административного правонарушения Общество привлечено к административной ответственности дважды - постановлением от 29.04.2011 N 04-069/2011 и от 23.11.2011 N 04-225/2011, судом первой инстанции исследован и правомерно отклонен.
В части 5 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Постановлением о назначении административного наказания от 29.04.2011 N 04-069/2011 ООО "КПК "Арктика" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в апреле 2011 года. В рассматриваемом случае заявитель привлечен за нарушения, совершенные в период с 02.11.2011 по 15.11.2011. Следовательно, довод подателя жалобы о повторности привлечения к административной ответственности, является ошибочным.
Существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, постановление Управления Росприроднадзора N 04-226/2011 от 23.11.2011 о привлечении ООО "КПК "Арктика" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 февраля 2012 года по делу N А42-8724/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Кольская Пивоваренная Компания "Арктика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения, доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения установленных требований в области обращения с отходами, а также принятие всех зависящих мер по их соблюдению, заявителем не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении ООО "КПК "Арктика" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
...
В части 5 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Постановлением о назначении административного наказания от 29.04.2011 N 04-069/2011 ООО "КПК "Арктика" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в апреле 2011 года. В рассматриваемом случае заявитель привлечен за нарушения, совершенные в период с 02.11.2011 по 15.11.2011. Следовательно, довод подателя жалобы о повторности привлечения к административной ответственности, является ошибочным.
Существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, постановление Управления Росприроднадзора N 04-226/2011 от 23.11.2011 о привлечении ООО "КПК "Арктика" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А42-8724/2011
Истец: ООО "КПК "Арктика"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Мурманской области