г. Вологда |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А05-10427/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осокиной Н.Н.,
судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии
от заявителя Скрипова А.В. по доверенности от 23.12.2011,
от ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания" Козлова Е.В. по доверенности от 11.11.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Устьянская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2012 года
по делу N А05-10427/2011 (судья Ипаев С.Г.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Устьянская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1092907000900; далее - Общество, ООО "Устьянская теплоснабжающая компания") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области (ОГРН 105290734674; далее - администрация) о признании недействительными распоряжения главы администрации от 22.10.2011 N 85 "Об утверждении схемы теплоснабжения п. Октябрьский в части распределения тепловых нагрузок между теплоснабжающими организациями" и распоряжения главы администрации от 21.11.2011 N 100 "Об организации надежного теплоснабжения п. Октябрьский".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Устьянская теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1112907000690; далее - ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания") и общество с ограниченной ответственностью "Устьянские тепловые сети" (ОГРН 1062907013652; далее - ООО "Устьянские тепловые сети").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования - удовлетворить. Ссылается на нарушение администрацией при установлении тепловых нагрузок положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Администрация, ООО "Устьянские тепловые сети" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Администрация, ООО "Устьянские тепловые сети" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 22 сентября 2011 года администрацией вынесено распоряжение N 85 "Об утверждении схемы теплоснабжения поселка Октябрьский в части распределения тепловых нагрузок между теплоснабжающими организациями".
Названным распоряжением утверждена схема теплоснабжения поселка Октябрьского в части распределения тепловых нагрузок с учетом радиуса эффективного теплоснабжения (ориентировочно) между теплоснабжающими организациями ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания" (19,6 Гкал/час или 51 964 Гкал/год) и ООО "Устьянская теплоснабжающая компания" (7.1 Гкал/час или 25197 Гкал/год), опускающими тепловую энергию в муниципальную тепловую сеть, эксплуатируемую ООО "Устьянские тепловые сети".
Пунктом 2 распоряжения от 22.09.2011 N 85 установлено, что ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания" и ООО "Устьянская теплоснабжающая компания" обязаны заключить договор поставки тепловой энергии с ООО "Устьянские тепловые сети".
Главой администрации 21.11.2011 принято распоряжение N 100 "Об организации надежного теплоснабжения в поселке Октябрьский" (далее - распоряжение N 100), которым внесены изменения и дополнения в распоряжение от 22.09.2011 N 85 "Об утверждении схемы теплоснабжения поселка Октябрьский в части распределения тепловых нагрузок между теплоснабжающими организациями" (далее - распоряжение N 85).
С учетом внесенных изменений в распоряжение N 85 теплоснабжающие организации вправе корректировать мощности тепловой энергии по мере необходимости: ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания" - до 18 Гкал/час, ООО "Устьянская теплоснабжающая компания" - до 11 Гкал/час, ООО "Устьянские тепловые сети" - до 1 Гкал/час.
Пунктом 2 распоряжения N 100 в качестве единой теплоснабжающей организации п. Октябрьского определено ООО "Устьянские тепловые сети", которому предписано заключить договоры и привести технологическую схему сетей в соответствие с нагрузками.
Пунктом 3 данного распоряжения определен порядок работы данного общества по вопросам теплоснабжения поселка.
Общество не согласилось с указанными распоряжениями и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в признании недействительными распоряжений администрации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, основанием для признания ненормативного акта органа государственной власти недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Исходя из положений статьи 2 Закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона N 190-ФЗ утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядка их разработки и утверждения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 154 только 22.02.2012.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 190-ФЗ распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что администрация наделена полномочиями по распределению тепловой нагрузки между теплоснабжающими организациями в поселке Октябрьский.
Условия и порядок распределения тепловой нагрузки определены частью 2 статьи 18 Закона N 190-ФЗ, в соответствии с которой для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган, уполномоченный в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, заявку, содержащую сведения: 1) о количестве тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителям и теплоснабжающим организациям в данной системе теплоснабжения; 2) об объеме мощности источников тепловой энергии, которую теплоснабжающая организация обязуется поддерживать; 3) о действующих тарифах в сфере теплоснабжения и прогнозных удельных переменных расходах на производство тепловой энергии, теплоносителя и поддержание мощности.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается Обществом, оно не обращалось в администрацию с заявкой содержащей сведения установленные пунктами 1, 2, 3 части 2 статьи 18 Закона N 190-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 18 указанного Закона теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, ежегодно до начала отопительного периода обязаны заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 18 Закона N 190-ФЗ определено, что в случае, если теплоснабжающие организации и теплосетевые организации не заключили указанное в настоящей статье соглашение, порядок управления системой теплоснабжения определяется соглашением, заключенным на предыдущий отопительный период, а если такое соглашение не заключалось ранее, указанный порядок устанавливается органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения.
В данном случае материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что такое соглашение между теплоснабжающими организациями (ООО "Устьянская теплоснабжающая компания", ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания") и теплосетевой организацией (ООО "Устьянские тепловые сети") не заключалось.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что в силу положений части 7 статьи 18 Закона N 190-ФЗ администрацией правомерно приняты оспариваемые распоряжения, которыми были распределены тепловые нагрузки.
Также суд первой инстанции обоснованно посчитал, что администрация имела право вынести распоряжения от 22.10.2011 N 85 и от 21.11.2011 N 100 на основании полномочий, предоставленных ей на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ.
Данной нормой установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации от 15.09.2011 N 331 "О начале отопительного периода 2011-2012 г." датой подачи тепла для нужд отопления и горячего водоснабжения жилфонда и объектов социальной сферы в отопительный сезон 2011-2012 годов определено 17 сентября 2011 года.
Согласно справке ООО "Устьянские тепловые сети" в нарушение договорных обязательств ООО "Устьянская теплоснабжающая компания" начала отопительный сезон с 01.10.2011 без учета тепловой нагрузки на 34-й квартал п. Октябрьского.
Данные факты заявителем не оспариваются.
В связи с изложенным также являются необоснованными доводы заявителя о том, что администрация не имела права производить распределение тепловых нагрузок, поскольку не была утверждена схема теплоснабжения.
Кроме того, как указано выше, требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения были утверждены Правительством Российской Федерации 22.02.2012, и, соответственно, администрация не могла утвердить схему теплоснабжения.
При этом администрация обязана была своевременно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселка, что ею и было сделано.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы заявителя о том, что судом первой инстанции не дана оценка факту установления в оспариваемых распоряжениях радиуса эффективного теплоснабжения.
Положениями статьи 23 Закона N 190-ФЗ определено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе.
В соответствии со статьей 2 данного Закона радиус эффективного теплоснабжения - максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения.
Общество ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не привело какие-либо факты, свидетельствующие о том, что администрацией неправильно был определен радиус эффективного теплоснабжения при распределении тепловых нагрузок.
Не могут быть приняты во внимание доводы Общества о нарушении администрацией при принятии оспариваемых распоряжений положения части 3 статьи 18 Закона N 190-ФЗ.
Данной нормой установлено, что в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения. При наличии таких условий распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии осуществляется на конкурсной основе в соответствии с критерием минимальных удельных переменных расходов на производство тепловой энергии источниками тепловой энергии, определяемыми в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании заявок организаций, владеющих источниками тепловой энергии, и нормативов, учитываемых при регулировании тарифов в области теплоснабжения на соответствующий период регулирования.
Как указано выше, в связи с отсутствием на момент принятия оспариваемых решений утвержденных в установленном порядке требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения администрация не могла утвердить данную схему в установленном порядке.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2012 года по делу N А05-10427/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Устьянская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно справке ООО "Устьянские тепловые сети" в нарушение договорных обязательств ООО "Устьянская теплоснабжающая компания" начала отопительный сезон с 01.10.2011 без учета тепловой нагрузки на 34-й квартал п. Октябрьского.
Данные факты заявителем не оспариваются.
В связи с изложенным также являются необоснованными доводы заявителя о том, что администрация не имела права производить распределение тепловых нагрузок, поскольку не была утверждена схема теплоснабжения.
Кроме того, как указано выше, требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения были утверждены Правительством Российской Федерации 22.02.2012, и, соответственно, администрация не могла утвердить схему теплоснабжения.
При этом администрация обязана была своевременно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ обеспечить надежное теплоснабжение потребителей на территории поселка, что ею и было сделано.
...
Положениями статьи 23 Закона N 190-ФЗ определено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе.
В соответствии со статьей 2 данного Закона радиус эффективного теплоснабжения - максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения.
...
Не могут быть приняты во внимание доводы Общества о нарушении администрацией при принятии оспариваемых распоряжений положения части 3 статьи 18 Закона N 190-ФЗ."
Номер дела в первой инстанции: А05-10427/2011
Истец: ООО "Устьянская теплоснабжающая компания"
Ответчик: администрация МО "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области
Третье лицо: ООО "Устьянская теплоэнергетическая компания", ООО "Устьянские тепловые сети"