город Омск |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А70-9624/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евсиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2557/2012) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2012 по делу N А70-9624/2011 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027200783125, ИНН 7204004743), при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "КомпАКТ", о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 21.06.2011 N 02-33-2721-СБ, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221003:375, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. 50 лет Октября, 67, строения 14, 15, в размере 11219 кв.м. вместо 11152 кв.м.; об обязании восстановить прежние характеристики площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0375 - 11219 кв.м.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области"- не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "КомпАКТ" - Засухина Юлия Николаевна (паспорт, по доверенности N 16 от 23.04.2012 сроком действия до 31.12.2012);
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным отказа ФБУ "Кадастровая палата" по Тюменской области (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра"), выраженного в письме от 21.06.2011 N 02-33-2721-СБ, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221003:375, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 67, строения 14, 15, установив вместо площади 11219 кв.м., площадь - 11152 кв.м. и об обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Тюменской области восстановить прежние характеристики площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0375 - 11219 кв.м.
Решением от 16.02.2012 по делу N А70-9624/2011 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе Территориальное управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя ООО "КомпАКТ", установил следующие обстоятельства.
Между Территориальным управлением и ООО "КомпАКТ" 16.07.2006 заключен договор аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0375 по адресу: г.Тюмень, ул. 50 лет Октября, 67, строения 14,15 под нежилые строения в границах, указанных на кадастровом плане участка (приложение 1 к договору) общей площадью 11219 кв.м.
Указанный земельный участок в соответствии со свидетельством от 14.05.2007 находится в собственности Российской Федерации.
15.04.2009 ООО "КомпАКТ" обратилось к Территориальному управлению с письмом от 14.04.2009 N 43 о рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка площадью 11219 кв.м. с кадастровым номером 72:23:0221003:375 в собственность за плату под нежилыми строениями, расположенными по адресу: г.Тюмень, ул. 50 лет Октября, 67, строения 14 и 15.
Согласно заявлению Территориального управления, предоставление земельного участка в собственность третьему лицу невозможно связи с тем, что согласно кадастровому паспорту от 03.04.2009 часть данного земельного участка расположена за красной линией.
Общество обратилось к заявителю с письмом от 26.04.2010 исх. N 62 с просьбой разделить спорный земельный участок на два участка - площадью 68 кв.м. за красной линией и площадью 11152 кв.м. в границах красной линии.
Письмом от 12.08.2010 Территориальное управление сообщило о нецелесообразности раздела указанного земельного участка, поскольку площадь образуемого земельного участка за пределами красной линии составляла бы 68 кв.м., что приведет к невозможности использования данного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
По заказу ООО "КомпАКТ" ФГУП "ЗапСиб АГП" филиал "Экспедиция N 165" выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:02 21 003:0375, по результатам которых 08.09.2010 подготовлен межевой план.
В межевом плане кадастровым инженером дано заключение следующего содержания: "Земельный участок формируется в границах красных линий. В характеристики земельного участка вносятся изменения в связи с кадастровой ошибкой, в части красной линии. Согласование не требуется, было проведено в ранее предоставленном межевом плане".
На основании данного межевого плана третье лицо обратилось в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра") с заявлением от 17.09.2010 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, по результатам рассмотрения которого ответчиком принято решение об учете изменений объекта недвижимости в части аннулирования сведений о части земельного участка от 21.10.2010 N 72/10-1-11074.
В связи с тем, что в процессе процедуры межевания площадь земельного участка уменьшилась на 68 кв.м. Территориальное управление 16.05.2011 обратилось к ответчику с письмом (вх. N 3474/03) в котором просило принять решение о неправомерном внесении изменений в части местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221003:0375, восстановлении прежних характеристик земельного участка и предоставить кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221003:0375 с восстановленными характеристиками.
Письмом от 21.06.2011 N 02-33-2721-СБ учреждение сообщило заявителю о том, что основания для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета по представленному 17.09.2010 заявлению ООО "КомпАКТ" и межевому плану отсутствовали, в связи с чем 21.10.2010 было принято решение об учете изменений объекта недвижимости в части аннулирования сведений о части земельного участка. Заявителю предложено обратиться в установленном законом порядке для внесения изменений в сведения о земельном участке, содержащиеся в кадастре.
Территориальное управление, считая отказ ФБУ "Кадастровая палата" по Тюменской области, выраженный в письме от 21.06.2011 N 02-33-2721-СБ, по внесению в государственный земельный кадастр сведений о площади земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221003:375, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.50 лет Октября, 67, строения 14, 15, в размере 11219 кв.м., вместо 11152 кв.м. незаконным, обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что закон о кадастре не наделяет ответчика правомочием принимать решение о неправомерности ранее внесенных на основании решения о кадастровом учете изменений и о восстановлении прежних характеристик данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Территориальное управление отмечает, что при проведении землеустроительных работ должны обеспечиваться законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями, в связи с чем препятствием для их проведения считается отсутствие надлежащим образом извещенных лиц. Поскольку собственник земельного участка, в отношении которого проводилось межевание, всегда относится к числу лиц, чьи права при межевании затрагиваются, постольку неизвещение его о межевании должно было повлечь отказ во внесении в государственный земельный кадастр сведений об изменении площади и границ спорного земельного участка, полученных по результатам такого межевания.
Из названных доводов податель жалобы заключает о том, что действия кадастровой палаты привели к уменьшению площади спорного земельного участка, что свидетельствует о незаконности применения результатов ненадлежащего межевания.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу заявителя заинтересованное лицо выразило свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Истец и ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель при обращении к ответчику выразил несогласие с принятым 21.10.2010 решением N 72/10-1-11074 об учете изменений объекта недвижимости в части аннулирования сведений о части земельного участка, в связи с чем просил принять решение о неправомерности внесения изменений и восстановить прежние характеристики данного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0221003:375.
Обращаясь в арбитражный суд первой инстанции, равно как и в апелляционный суд, заявитель также приводит доводы относительно неправомерности принятия решения от 21.10.2010 N 72/10-1-11074, при этом, не включая требование о признании названного решения незаконным в предмет настоящего спора.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 21 Закона о кадастре заявление о кадастровом учете (далее также - заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Таким образом, Закон о кадастре предусматривает порядок кадастрового учета и устанавливает требования к документам на основании которых такой учет проводится.
Статьей 4 Закона о кадастре, регламентирующей принципы ведения государственного кадастра недвижимости в пункте 5 предусматривает, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорные характеристики земельного участка были внесены органом кадастрового учета на основании заявления ООО "КомпАКТ" от 17.09.2010 N 7223/102-10-915 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана, выполненного в результате кадастровых работ с уточнением местоположения границы и площади земельного участка. На основании данных документов, и в связи с отсутствием оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, ответчиком было принято решение об учете изменений объекта недвижимости в части аннулирования сведений о части земельного участка от 21.10.2010 N 72/10-1-11074.
Статьей 23 Закона о кадастре предусмотрено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Поскольку ответчиком было принято решение об учете изменений объекта недвижимости в части аннулирования сведений о части земельного участка от 21.10.2010 N 72/10-1-11074, постольку у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа во внесении в реестр спорных сведений.
Между тем, решение ответчика от 21.10.2010 N 72/10-1-11074 в установленном законом порядке недействительным не признано, такого требования заявитель арбитражному суду не приводил, а, следовательно, у арбитражного суда отсутствуют основания для оценки правомерности названного решения и заключения об отсутствии оснований у заинтересованного лица для внесения в реестр спорных сведений.
Более того, оспаривая отказ заинтересованного лица во внесении в реестр предыдущих характеристик земельного участка, заявитель не учел того обстоятельства, что закон о кадастре не наделяет ответчика правомочием принимать решение о неправомерности ранее внесенных на основании решения о кадастровом учете изменений и о восстановлении прежних характеристик данного земельного участка, а, следовательно, у заинтересованного лица не имелось оснований для внесения испрашиваемых заявителем сведений в реестр, что свидетельствует о правомерности оспариваемого отказа.
Суд апелляционной инстанции считает, что Территориальным управлением в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2012 по делу N А70-9624/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец и ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости."
Номер дела в первой инстанции: А70-9624/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ТО (ТУ Росимущества в ТО)
Ответчик: ООО "КомпАКТ", Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата"
Третье лицо: ООО "КомпАКТ"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15331/12
02.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15331/12
09.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3497/12
28.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2557/12
16.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2557/12
27.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2557/12
16.02.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9624/11