г. Саратов |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А06-7130/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афониной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "30" января 2012 года по делу N А06-7130/2011 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554, г.Астрахань)
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора (г.Астрахань)
о признании недействительным предписания N 04-34/06 от 01.07.2011 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания",
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - Григорьевна Н.В. по доверенности от 30.12.2011 N 303,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", заявитель) с заявлением Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора (далее - Управление, административный орган) с учётом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным предписания N 04-34/06 от 01.07.2011 года, и об обязании Управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
Решением суда первой инстанции предписание Управления N 04-34/06 от 01.07.2011 года, признано недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Административный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу Управления в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Административный орган, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О месте и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Врио руководителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Госстандарта от 04.05.2011 года N 01-30/789, с целью проверки выполнения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" ранее выданного предписания N 04-34/08 от 20.12.2010 года Управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения заявителем требований государственных стандартов, технических регламентов, в ходе которой были произведены замеры электрической энергии в схеме РУ 0,4 кВ. трансформаторной подстанции 108 (Ф-6, отход на дом по адресу ул. Безжонова, 92), о чем составлен акт отбора образцов от 23.06.2011 года (л.д. 2, 10, 29, т.3).
Результаты испытаний (замеров) показали, что качество электрической энергии не соответствовало требованиям ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", в частности пункту 5.2 по установившемуся отклонению напряжения (при предельно допустимом отклонении плюс, минус 10 %, фактическое отклонение составило: 12,4% в течение 2,9 часа от проверенных суток 24.06.2011, 12,5 % в течение 2,76 часа от проверенных суток 25.06.2011, 11,5% в течении 1,07 часа от проверенных суток 26.06.2011; 12,6% в течение 2,86 часа от проверенных суток 27.06.2011; пункту 5.5.2 по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (нормально допустимое значение равно 2%, предельно допустимое значение 4% результат измерений составил больше нормально допустимого: 3,58% в течение 17,25 часа и 4,53% в течение 0,28 часа от проверенных суток 24.06.2011, 4,17% в течение 22.33 часа от проверенных суток 25.06.2011, 4,8% в течение 23,36 часа от проверенных суток 26.06.2011, 4,11% в течение 19,99 часа от проверенных суток 27.06.2011, о чем составлен акт проверки от 01.07.2011 года N N 04-31/33 (л.д. 3-6, т.3).
Указанные обстоятельства повлекли выдачу руководителю ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" предписания N 04-34/06 от 01.07.2011 года, в котором имеется ссылка на нарушение обществом ГОСТ 13109-97, в предписании указано на устранение нарушений указанных в предписании обязательных требований в срок до 24.11.2011 года (л.д. 36-37, т.3).
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не согласилась с выданным предписанием и оспорила его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания предписания недействительным, исходил из того, что результаты испытаний и выводы о нарушениях, содержащиеся в акте проверки, которые предписано устранить обжалуемым ненормативным правовым актом, не являются законными основаниями для выдачи заявителю обжалуемого предписания, поскольку основаны на исследовании, проведенном экспертной организацией, состоящей в гражданско-правовых отношениях с проверяемым субъектом. Требование заявителя об обязании Управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, оставлено без удовлетворения, поскольку заявителем требования предписания фактически не исполнены.
Выводы суда являются верными, подтверждается материалами дела и соответствует действующему законодательству.
ГОСТ 13109-97 определяет показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения.
В разделе 1 ГОСТ 13109-97 указано, что данный стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
Эти нормы подлежат включению в технические условия на присоединение потребителей электрической энергии и в договоры на пользование электрической энергией между электроснабжающими организациями и потребителями электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ) под субъектами электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Пунктом 1 статьи 38 Закона N35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в качестве экспертной организации, проводившей испытание отобранной из точки трансформаторной подстанции электрической энергии, была привлечена испытательная лаборатория ФГУ "Астраханский ЦСМ", которое на момент проверки состояло в гражданско-правовых отношениях с ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", что подтверждается представленными договорами на оказание услуг по техническому обслуживанию и поверке систем аварийного отключения газа, актами оказания услуг, а также платежными документами об оплате оказанных услуг (л.д. 82 -84, т.1, л.д. 2, т.3).
Из акта проверки N -4-31/33 от 23.06.2011 года следует, что испытания электрической энергии в процессе проверки проводились специалистами ФГУ "Астраханский ЦСМ".
Из материалов дела следует, что основанием для выдачи истцу оспариваемого предписания послужили результаты испытаний, проведенных названными лицами (л.д. 22 - 67, т.3).
Частью 3 статьи 12 Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции федерального закона от 27.12.2009 N365-ФЗ) с 01.01.2011 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Учитывая, что предписание было выдано административным органом на основании заключения, выданного испытательной лабораторией ФГУ "Астраханский ЦСМ" с которым заявитель состоит в гражданско-правовых отношениях, то указания, содержащиеся в акте проверки, не могут свидетельствовать о нарушениях качества поставляемой ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" энергии.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от "30" января 2012 года по делу N А06-7130/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 38 Закона N35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
...
Частью 3 статьи 12 Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В силу подпункта 8 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции федерального закона от 27.12.2009 N365-ФЗ) с 01.01.2011 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя."
Номер дела в первой инстанции: А06-7130/2011
Истец: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ЮМТУ Росстандарта, ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта
Третье лицо: ОАО МРСК Юга, ОАО МРСКА "Юга", СПИ Кировского РОСП г. Астрахани УФССП по АО Черных Н. В.
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5479/12
28.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2710/12
28.02.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1707/12
30.01.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7130/11
25.01.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10381/11