г. Воронеж |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А14-7552/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Русский аппетит": Казьмина Т.С., представитель по доверенности N 79 от 21.12.2011;
от администрации городского округа город Воронеж: Солтанов М.Ш., представитель по доверенности N 1006 от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский аппетит" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.01.2012 по делу N А14-7552/2011 (судья И.В. Федосеева) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский аппетит" (ОГРН 1043600191722) к администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русский аппетит" (далее - заявитель, ООО "Русский аппетит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) о признании незаконными действий по невключению объектов ООО "Русский аппетит" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа, утвержденную постановлением Администрации от 05.05.2011, по следующим адресам: ул. Тимирязева, в районе д. 11; ул. Лизюкова у д. 38; ул. Хользунова у д. 96 пересечение с ул. В. Невского; ул. 9 Января у д. 132; ул. Ворошилова у д. 26 ост. Космонавтов; Ленинский проспект ост. Димитрова у рынка Придача; Ленинский проспект, 30 (ост. Нижняя); ул. Ломоносова ост. Б. Роща; а также просило обязать Администрацию внести изменения в "Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", утвержденную постановлением Администрации N 407 от 05.05.2011, включив в нее объекты ООО "Русский аппетит" (с учетом уточнений).
Решением от 10.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из того, что у Администрации отсутствовала обязанность по включению в Схему нестационарных торговых объектов, принадлежащих Обществу, поскольку на момент утверждения Схемы срок действия разрешительной документации на эксплуатацию всех торговых киосков истек.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Общество обратилось с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что им подавалось заявление о продлении разрешительной документации по всем объектам, однако в результате бездействия Администрации, заявление не было рассмотрено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Русский аппетит" 20.04.2011 обратилось в Администрацию с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа принадлежащих Обществу торговых киосков, расположенных по следующим адресам: ул. Тимирязева, в районе д. 11; ул. Лизюкова у д. 38; ул. Хользунова у д. 96 пересечение с ул. В.Невского; ул. 9 Января у д. 132; ул. Ворошилова у д. 26 ост. Космонавтов; Ленинский проспект ост. Димитрова у рынка Придача; Ленинский проспект, 30 (ост. Нижняя); ул. Ломоносова ост. Б. Роща.
Постановлением Администрации N 407 от 05.05.2011 была утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Воронежа", однако торговые объекты Общества, указанные им в заявлении от 20.04.2011, в нее включены не были.
Общество, полагая, что действия Администрации по невключению данных объектов ООО "Русский аппетит" в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Воронежа является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителей Общества и Администрации, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Граждански кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона о торговой деятельности).
В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области издан Приказ от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области" (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка определено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований.
В силу пункта 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-I исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе, утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком реализует администрация городского округа в лице ее органов и подразделений.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж N 407 от 05.05.2011 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 приказа Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области".
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что такие нестационарные торговые объекты включаются в новую схему размещения нестационарных торговых объектов как действующие, если они размещены в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.
Порядок установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории муниципального образования - городского округа город Воронеж установлен решением Воронежской городской Думы от 26.12.2006 N 271-II "Об утверждении Положения о порядке установки и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж".
Данный правовой акт предъявляет определенные требования к временным сооружениям на территории города, в частности, наличие у таких торговых объектов действующей разрешительной документации, разрешающей их установку и эксплуатацию.
Пунктом 2.7 указанного Положения установлен запрет на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования без разрешительных документов.
Следовательно, в Схему размещения нестационарных торговых объектов при ее разработке и утверждении могут быть включены только сооружения, имеющие указанные действующие документы.
Из представленных суду доказательств следует и не оспаривается заявителем, что срок действия разрешительной документации на эксплуатацию всех торговых киосков, указанных в заявлении Общества от 20.04.2011, на момент утверждения Администрацией Схемы размещения нестационарных торговых объектов истек.
Таким образом, у администрации городского округа отсутствовала обязанность по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащих Обществу, поскольку эксплуатация данных временных сооружений без разрешительных документов противоречит требованиям муниципальных правовых актов, а также пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли", предусматривающего возможность осуществления торговли в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Согласно пункту 5.3 названного Положения заявление о продлении срока действия разрешения на новый период, согласованное с главой районной управы, районным архитектором, управлением инвестиций и развития потребительского рынка администрации городского округа город Воронеж, подается владельцем данного объекта в департамент градостроительства и земельных отношений не позднее 2 месяцев до истечения срока действия данного разрешения.
В силу пункта 5.7 Положения переоформленная на новый срок документация на установку и эксплуатацию павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования выдается не позднее 10 дней до окончания срока действия ранее оформленных документов.
Из системного толкования указанных норм следует, что положения о продлении разрешительной документации на новый срок распространяются только на владельцев временных сооружений, имеющих действующие ордера.
Как видно из материалов дела, в частности, представленных суду апелляционной инстанции, Выписок из протоколов Заседания городской межведомственной комиссии "По установке и эксплуатации павильонов, киосков и выносного холодильного оборудования на территории городского округа город Воронеж", Общество обратилось с заявлениями о продлении срока действия разрешительной документации, после его истечения, в связи с чем, продление действующей документации было невозможно независимо от включения спорных объектов в схему.
Действующей документации у Общества на спорные временные торговые сооружения в рассматриваемый период не имелось.
Вопрос о рассмотрении заявлений о продлении срока действия ордеров на объекты по ул. Тимирязева, в районе дома 11, по ул. Генерала Лизюкова, у дома 38, по Ленинскому проспекту, остановка "ул. Димитрова", у рынка "Придача" разрешен судебными актами: решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.06.2011 по делу N А14-2132/2011, решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.10.2011 по делу N А14-6060/2011, решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2011 по делу N А14-2064/2011
Указанными судебными актами Администрация обязана передать заявления о продлении на рассмотрение Межведомственной комиссии, а решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2011 по делу N А14-2064/2011 признано незаконным решение Межведомственной комиссии, Администрация обязана устранить допущенные нарушения.
Вопрос о продлении срока действия ордеров на объекты по ул. Тимирязева, в районе д. 11, Ленинскому проспекту, 30, ул. 9 Января, у дома 132 разрешен следующим образом.
По ул. Тимирязева, в районе д. 11: заявление рассмотрено городской Межведомственной комиссией и принято решение рекомендовать рассмотрение вопроса о включении в Схему.
По Ленинскому проспекту, 30: согласовано продление ордера на 3 года от даты окончания предыдущего ордера при условии замены киоска на новый, рекомендовано для включения в схему.
По ул. 9 Января, у дома 132: рассмотрение отложено, заявителю предложено представить акт готовности киоска и эскизное предложение..
До момента обращения с заявленными требованиями в суд не усматривалось оснований для включения в Схему.
Таким образом, при отсутствии разрешительной документации - не предусматривалось включения в Схему, а при наличии ордера, отсутствие в Схеме не нарушало прав заявителя на эксплуатацию киоска, так как основанием для этого является не Схема, а ордер. Кроме того, в соответствии с названным приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174, и названными нормами закона, они подлежат включению в новую Схему.
Таким образом, включение спорных объектов в схему, утвержденную 05.05.2011, не влияет в данном случае на право заявителя их дальнейшей эксплуатации.
В связи с изложенным, суд не усматривает необходимой для удовлетворения заявленных требований совокупности условий (нарушение закона и прав заявителя).
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не могут послужить основанием для ее удовлетворения и отмены принятого судебного акта.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, государственная пошлина, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относится на заявителя.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.01.2012 по делу N А14-7552/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Граждански кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
...
Из представленных суду доказательств следует и не оспаривается заявителем, что срок действия разрешительной документации на эксплуатацию всех торговых киосков, указанных в заявлении Общества от 20.04.2011, на момент утверждения Администрацией Схемы размещения нестационарных торговых объектов истек.
Таким образом, у администрации городского округа отсутствовала обязанность по включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов принадлежащих Обществу, поскольку эксплуатация данных временных сооружений без разрешительных документов противоречит требованиям муниципальных правовых актов, а также пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли", предусматривающего возможность осуществления торговли в местах, отведенных органами исполнительной власти."
Номер дела в первой инстанции: А14-7552/2011
Истец: ООО "Русский аппетит"
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж, Администрация городского округа г. Воронеж