Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 августа 2007 г. N КА-А41/8228-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2007 г.
ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Московской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в невозврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога, и об обязании выплатить из бюджета проценты за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченного налога в размере 61052 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.02.2007 г., оставленным без изменения постановлением от 10.05.2007 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, заявленные ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области, в которой Инспекция просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований налоговый орган ссылается на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В качестве доводов кассационной жалобы налоговый орган ссылается на следующее:
- у ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" на момент подачи заявления с просьбой произвести возврат излишне уплаченных налогов - 02.11.2004 - имелась недоимка; налоговый орган в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ письмом N 06-4664 от 24.11.2004 сообщил ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" о том, что у налогоплательщика имеется недоимка, и подтвердил наличие излишне уплаченных сумм налогов по лицевому счету налогоплательщика в сумме меньшей, чем заявил налогоплательщик, налогоплательщиком не были учтены суммы авансовых платежей;
- заявление о зачете излишне уплаченного налога от ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" в налоговую инспекцию в 2004 г. и 2005 г. не поступало, таким образом, налогоплательщик не реализовал свои права и не исполнил свои обязанности по зачету и своевременному возврату излишне уплаченных сумм налога; данное заявление поступило в МРИ ФНС России N 18 по Московской области только 29.11.2006; 05.12.2006 налоговая инспекция осуществила возврат излишне уплаченного налога в сумме 250258,22 руб.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России N 18 по МО поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" возражала против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах и в письменных пояснениях на кассационную жалобу, просила судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а вынесенные по делу акты судов законными.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 18 по Московской области в связи с тем, что на территории Серебряно-Прудского района у Общества имеется обособленное подразделение.
Налогоплательщиком исчислялся и уплачивался налог с продаж до января 2004 года. 3 ноября 2004 года Обществом в налоговый орган было подано заявление о возврате излишне уплаченного налога с продаж в размере 251680 руб. (т. 1 л.д. 101); данное заявление налоговым органом было получено, но фактически возврат излишне уплаченного налога Обществу Инспекцией был произведен лишь 5 декабря 2006 года (т. 1 л.д. 140), то есть, в момент возврата в производстве Арбитражного суда Московской области уже находилось настоящее дело по заявлению ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" о признании незаконным бездействия налогового органа, возврате излишне уплаченного налога, процентов за его несвоевременный возврат.
С учетом того, что возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом был произведен до вынесения решения по настоящему делу, Обществом заявленные требования были уточнены; ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" просил суд признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога в установленные законом сроки и обязать налоговый орган выплатить Обществу сумму процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога с продаж в размере 250258 руб. 22 коп.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать.
Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество, являясь плательщиком налога с продаж, излишне уплатило указанный налог на общую сумму 251680 руб. Факт излишней уплаты налога не оспаривается налоговым органом и подтверждается представленными в материалы дела:
- актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносами от 01.02.2006 N 137, в соответствии с которым у ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" имеется переплата по налогу с продаж в размере 251680 руб., но имеется и недоимка в тот же бюджет в размере 1416 руб., то есть, общая сумма переплаты на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции составляла 250258 руб. 22 коп. (т. 1 л.д. 104 - 105);
- налоговыми декларациями (т. 1 л.д. 46 - 51, 53 - 56, 57 - 63, 65 - 72, 74 - 82, 84 - 86, 88 - 97);
- платежными поручениями на уплату налога (т. 1 л.д. 11-45);
- решением о возврате указанной суммы переплаты от 05.12.2006 N 501 (т. 1 л.д. 140).
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Обществом в материалы дела представлен расчет процентов, соответствующий требованиям вышеуказанных норм Налогового кодекса. Сумма процентов за просрочку возврата переплаты по налогу с продаж на момент вынесения решения налоговым органом о возврате суммы излишне уплаченного налога - на 05.12.2006 составила 61052 руб. 71 коп. (т. 2 л.д. 1).
Доводы кассационной жалобы о том, что у ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" на момент подачи заявления с просьбой произвести возврат излишне уплаченных налогов - 02.11.2004 - имелась недоимка, отклоняется судом кассационной инстанции.
Факт наличия недоимки не отражен в акте сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносами от 01.02.2006 N 137 (т. 1 л.д. 104-105).
Учитывая также факты уплаты Обществом налогов в соответствии с поданными налоговыми декларациями в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы документами:
- налоговыми декларациями по акцизам и уточненными расчетами указанных деклараций за 2003 год (приложение 1 л.д. 164-420) и за 2004 год (приложение 2 л.д. 1 -163, приложение 2 л.д. 96-235);
- платежными поручениями, подтверждающими уплату акцизов за 2003 - 2004 гг. (приложение 2 л.д. 1 - 45);
- расчетами 20-процентных отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за 2003-2004 гг. и платежными поручениями, подтверждающими плату за загрязнение окружающей среды за 2003-2004 гг. (приложение 2 л.д. 61-95);
- налоговыми декларациями по земельному налогу и платежными поручениями, подтверждающими уплату земельного налога за 2004 г. (приложение 2 л.д. 46-60), суд кассационной инстанции считает, что судами обеих инстанций правомерно признано незаконным бездействие МРИ ФНС России N 18 по Московской области и обязании налоговый орган вынести решение о возмещении ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" из бюджета сумму процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, в размере 61052 руб. 71 коп.
Судом кассационной инстанции дана надлежащая оценка доводам кассационной жалобы, они не опровергают выводы судов, положенные в основу судебных актов, и не могут служить основанием для их отмены.
Руководствуясь ст.ст. 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2007 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2007 по делу N А41-К2-23006/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Московской области госпошлину в доход бюджета в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Налоговый орган произвел возврат излишне уплаченного налога после подачи налогоплательщиком в суд заявления о принудительном взыскании суммы налога и соответствующих процентов за нарушение установленного срока возврата.
По мнению налогового органа, требование налогоплательщика о взыскании процентов необоснованно, поскольку сумма излишне уплаченного налога уже ему возвращена.
Как указал суд, проценты начисляются налоговому органу за нарушение установленного срока возврата суммы излишне уплаченного налогоплательщиком налога.
Несмотря на фактический возврат данной суммы налога, на момент возврата установленный срок возврата был пропущен налоговым органом.
Таким образом, налогоплательщик правомерно заявил требование о взыскании с налогового органа процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, начисленных с момента истечения срока возврата по день фактического возврата ему данной суммы.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 августа 2007 г. N КА-А41/8228-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании