г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А56-57339/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): представителя С.И. Мушкет (доверенность от 27.12.2011 N 78АА1200760)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3706/2012) ОАО "Петербургская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2011 по делу N А56-57339/2011 (судья Т.М. Ресовская), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Петербургская сбытовая компания"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу,
о признании недействительным предписания N 06-2618-768/ПР-131 об устранении выявленных нарушений от 25.08.2011 в части пунктов 1 и 3
установил:
Открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д.11, ОГРН 1057812496818) (далее - ОАО "ПСК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, ул.Моховая, д.3) (далее - Управление, СЗУ Ростехнадзора, административный орган) N 06-2618-768/ПР-131 об устранении выявленных нарушений от 25.08.2011 в части пунктов 1 и 3.
Решением от 29.12.2011 суд отказал ОАО "ПСК" в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о законности оспариваемого предписания в его обжалуемой части.
В апелляционной жалобе ОАО "ПСК" просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт, которым признать недействительным оспариваемые пункты 1 и 3 предписания Управления. Податель жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции о законности пунктов 1 и 3 оспариваемого предписания, являются необоснованными. Заключение договора электроснабжения на потребляемую электроэнергию на административное здание и гараж, являющиеся собственностью ОАО "ПСК", не представляется возможным в силу запрета, предусмотренного статьями 413, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Общество, являясь гарантирующим поставщиком, в рамках своей деятельности не осуществляет эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и объектов генерации электрической энергии, при осуществлении деятельности по сбыту электрической энергии, ОАО "ПСК" осуществляет эксплуатацию объектов недвижимости и выступает как потребитель энергетических ресурсов и на него не может быть возложена обязанность провести аттестацию по вопросам безопасности, поскольку данное требование рассчитано на лиц, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов.
В судебном заседании представитель ОАО "ПСК" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление, уведомленное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заедание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением заместителя руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 06-25-26-27-28-29-30-31-32-2618/Рк от 04.08.2011 года в отношении ОАО "ПСК" Управлением проведены мероприятия по контролю выполнения заявителем обязательных требований в сфере безопасности электрических (тепловых) установок и сетей.
По результатам проведенных контрольных мероприятий в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением в отношении заявителя был составлен акт проверки N 06-25-26-27-28-29-30-31-32-2618-2143/А-161 от 25.08.2011, в котором были зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения (л.д.19-22). Согласно данному акту в ходе проверки выявлен факт неисполнения требований пунктов 1, 121, 134, 136, 137, 164, 166, 170 предписания от 07.02.2011 N06-25-26-27-28-29-30-31-32-4515-95/ПР-15, выданного Управлением в адрес ОАО "ПСК".
Для устранения выявленных в ходе проверки нарушений в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением было выдано предписание N 06-2618-768/ПР-131 от 25.08.2011 об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что пунктами 1 и 3 данного предписания на ОАО "ПСК" незаконного возлагаются обязанности по проведению аттестации специалистов организации по вопросам безопасности и заключения договора электроснабжения на потребляемую электроэнергию на административное здание и гараж, а также представления копии договора электроснабжения (с приложениями) на административное здание и гараж представить в Тосненский отдел по энергическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора в установленный срок, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Выслушав подателя жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд законно и обоснованно отказал ОАО "ПСК" в удовлетворении требования в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания.
Согласно подпункту 5.3.1.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (в редакции от 27.01.2009), Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике.
Положением о СЗУ Ростехнадзора, утвержденным приказом Ростехнадзора от 20.12.2010 N 1127, к полномочиям Управления, в числе прочих, отнесены государственный надзор и контроль за безопасностью электрических и тепловых установок и сетей.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение). Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.03.2007 за N 9133 и официально опубликован 16.04.2007.
Пункт 2 Положения в редакции, действовавшей на дату ыфнесения оспариваемого предписания, устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций) в областях промышленной, экологической, энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объекта; изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасном производственном объекте; объекте энергетики; объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; объекте, на котором эксплуатируются, гидротехнические сооружения (далее - объект); транспортирование опасных веществ; экспертизу безопасности (за исключением специалистов, осуществляющих экспертизу безопасности в области использования атомной энергии); подготовку и переподготовку руководителей и специалистов в указанных областях.
Пункт 10 Положения уточняет перечень организаций, для специалистов которых проводится аттестация по вопросам безопасности. В соответствии с подпунктом "а" пункта 10, редакция которого не изменялась, данная аттестация проводится для специалистов организаций, осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах.
Приведенные положения позволяют сделать вывод о том, что специалисты организаций, эксплуатирующих объекты с тепловыми, электроустановками и сетями, подлежат аттестации по вопросам безопасности (в данном случае в области энергетической безопасности). Вывод суда о наличии у заявителя соответствующих объектов подтверждается материалами делами. При таких обстоятельствах, подлежит отклонению довод подателя апелляционной жалобы о том, что Приказ от 29.01.2007 N 37 не распространяется на Общество в силу специфики его деятельности как субъекта электроэнергетики - гарантирующего поставщика.
Апелляционный суд принимает во внимание то обстоятельство, что пункт 1 оспариваемого предписания Управления содержит требование аналогичное требованию, изложенному в пункте 1 ранее выданного предписания СЗУ Ростехнадзора от 07.02.2011 N 06-25-26-27-280-29-30-31-32-4515-95/ПР-15, на предмет исполнения которого административным органом была проведена проверка Общества 25.08.2011. Пункт 1 предписания Управления от 07.02.2011 был предметом рассмотрения в рамках дела N А56-15880/2011. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2011, оставленным в данной части без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 (данные судебные акты оставлены без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2012) ОАО "ПСК" отказано в удовлетворении требования о признании данного пункта предписания недействительным. Суды трех инстанций пришли к выводу о наличии у Общества обязанности по проведению аттестации специалистов организации по вопросам безопасности. У суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки данных выводов.
Суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным пункта 1 оспариваемого предписания СЗУ Ростехнадзора.
Оспариваемым пунктом 3 предписания СЗУ Ростехнадзора на ОАО "ПСК" возложена обязанность в установленный срок заключить договоры электроснабжения на потребляемую электроэнергию, копию договора электроснабжения (с приложениями) на административное здание и гараж представить в Тосненский отдел по энергетическому надзору СЗУ Ростехнадзора.
Оспаривая данный пункт предписания, ОАО "ПСК" ссылается на то, что энергоснабжаемые объекты, расположенные в Тосненском районе Ленинградской области (административное здание и гараж), находятся в его зоне деятельности как гарантирующего поставщика, являются его собственностью, что подтверждается представленными в материалы дела Свидетельствами о государственной регистрации права на данные объекты, вследствие чего представляется невозможным заключение договора с самим собой в силу положений статьи 413 ГК РФ, а также потому, что потребляемая ими электроэнергия находится в его собственности. Кроме того, требование Управления о заключении договора энергоснабжения, по мнению заявителя, является вмешательством в его хозяйственную деятельность и нарушает принцип свободы договора, предусмотренный статьей 421 ГК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в данной части, суд первой инстанции указал на то, что в силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях, являются покупателями электрической энергии.
Пунктом 6 Правил установлено, что в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, и что договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Также определено, что услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, действующим законодательством определен договорный характер взаимоотношений при гражданском обороте электроэнергии как специфического товара.
Не оспаривая правомерность данных выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает, что требование ОАО "ПСК" в части признания недействительным пункта 3 оспариваемого предписания подлежит удовлетворению, поскольку предписание контролирующего органа в силу своей природы должно содержать четкую и ясную формулировку, не допускать двусмысленного толкования при исполнении, отвечать принципам исполнимости.
Обязывая ОАО "ПСК" заключить договор на потребляемую электроэнергию и представить копию договора электроснабжения на административное здание и гараж в Тосненский отдел по энергетическому надзору СЗУ Ростехнадзора, административный орган в пункте 3 предписания не указал, с какой организацией заявителю следует заключить такой договор. Материалы проверки также не содержат сведений о том, какая сетевая организация осуществляет электроснабжение находящихся в ведении Общества указанных объектов недвижимости, в интересах какой организации выступает контролирующий орган.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание СЗУ Ростехнадзора в части пункта 3 подлежит признанию недействительным, принятое по делу решение в части отказа в удовлетворении данной части требования Общества подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В остальной части принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ОАО "ПСК" без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Обществом платежным поручением от 30.01.2012 N 405 была оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2011 N 139, при подаче апелляционных жалоб по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины составляет 1 000 руб. для юридических лиц.
Руководствуясь данным разъяснением, суд апелляционной инстанции на основании статьи 104 АПК РФ возвращает ОАО "ПСК" государственную пошлину в размере 1000руб., оплаченную при подаче апелляционной жалобы, как излишне уплаченную.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2011 года по делу N А56-57339/2011 отменить в части отказа в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" (место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д.11, ОГРН 1057812496818) о признании недействительным пункта 3 предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д.3) N06-2618-768/ПР-131 об устранении выявленных нарушений от 25.08.2011.
Признать недействительным пункт 3 предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 06-2618-768/ПР-131 об устранении выявленных нарушений от 25.08.2011.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспаривая данный пункт предписания, ОАО "ПСК" ссылается на то, что энергоснабжаемые объекты, расположенные в Тосненском районе Ленинградской области (административное здание и гараж), находятся в его зоне деятельности как гарантирующего поставщика, являются его собственностью, что подтверждается представленными в материалы дела Свидетельствами о государственной регистрации права на данные объекты, вследствие чего представляется невозможным заключение договора с самим собой в силу положений статьи 413 ГК РФ, а также потому, что потребляемая ими электроэнергия находится в его собственности. Кроме того, требование Управления о заключении договора энергоснабжения, по мнению заявителя, является вмешательством в его хозяйственную деятельность и нарушает принцип свободы договора, предусмотренный статьей 421 ГК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в данной части, суд первой инстанции указал на то, что в силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях, являются покупателями электрической энергии."
Номер дела в первой инстанции: А56-57339/2011
Истец: ОАО "Петербургская сбытовая компания"
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3706/12