г. Пермь |
N 17АП-3144/2012-АК |
28 апреля 2012 г. |
А71-1351/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя - Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" в лице Ижевского филиала ОАО "Банк Москвы" (ОГРН 1027700159497, ИНН 7702000406): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2012 года
по делу N А71-1351/2012,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению Акционерного коммерческого банка "Банк Москвы" в лице Ижевского филиала ОАО "Банк Москвы"
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" в лице Ижевского филиала ОАО "Банк Москвы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска (далее - административный орган, административная комиссия) от 29.12.2011 N 1158, согласно которому общество привлечено к ответственности по ч.3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2012 года) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы административный орган указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что совершенное правонарушение не носит длящийся характер. Ссылается на неправомерное признание судом первой инстанции правонарушения малозначительным.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2011 по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 60а административным органом выявлен факт незакрытия разрешения на земляные работы N 860 от 09.06.2011 по ремонту теплотрассы на участке между ТК-6 и ТУ-7 у д. 103 по ул. Молодежная г. Ижевска, выданного Ижевскому филиалу ОАО "Банк Москвы" Администрацией Устиновского района г. Ижевска.
В соответствии с разрешением на земляные работы N 860 от 09.06.2011 земляные работы разрешаются в срок с 15.06.2011 по 24.08.2011 (с учетом продления). Непринятие своевременных мер по закрытию или продлению разрешения является нарушением пунктов 2.5, 2.6, 3.1 "Порядка выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 29.11.2006 N 198.
21 декабря 2011 по факту выявленного нарушения Порядка выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск" административной комиссией в отношении ОАО "Банк Москвы" составлен протокол об административном правонарушении N 56.
29 декабря 2011 Административная комиссия Устиновского района г. Ижевска установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19 Закона УР "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", вынесла постановление N 1158, согласно которому ОАО "Банк Москвы" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 24 000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, а также на основании положений ч.ч.1, 2 ст. 1.7 КоАП РФ подлежит отмене.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда являются законными и обоснованными.
Согласно п. 2.14 "Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в г. Ижевске", утвержденных решением Городской думы от 25.09.1995 N 116, в целях соблюдения чистоты и порядка в г. Ижевске, физические и юридические лица независимо от форм собственности, на принадлежащих им праве собственности, вещном либо обязательственном праве и иных законных основаниях объектах в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно и (или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств обязаны: обеспечить производство аварийных (в том числе земляных) работ, связанных с временным нарушением состояния благоустройства территорий, проезжей части дорог, переулков, проездов, мест общественного пользования, жилых, общественных зданий только на основании специального разрешения, в установленные сроки, в соответствии с требованиями действующего законодательства и "Порядком выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск"", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198 (далее - Порядок).
В соответствии с п.2.6 Порядка юридические и физические лица после окончания работ должны закрыть разрешение по акту на исполнение разрешения на земляные работы в установленный разрешением срок. Согласно п.2.5 Порядка при невыполнении работ в установленные разрешением сроки юридические или физические лица обязаны продлить срок его действия соответствующей комиссией по заявлению на продление разрешения на земляные работы.
В силу п.3.1 Порядка юридические и физические лица, осуществляющие земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", обязаны: - соблюдать сроки начала и окончания работ, указанные в разрешении; - обеспечить информирование населения о закрытии или изменении маршрутов общественного транспорта с указанием сроков; - обеспечить обустройство временных пешеходных дорожек (тротуаров) в обход зоны производства земляных работ.
За нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или настоящим Законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырнадцати тысяч до двадцати четырех тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что после окончания земляных работ разрешение N 860 от 09.06.2011 в установленный в нем срок до 24.08.2011 не закрыто.
Продление срока действия разрешения на земляные работы N 860 от 09.06.2011 также не произведено в связи с тем, что, как указывает заявитель, работы были окончены, благоустройство участка земли произведено 10.08.2011, что подтверждается актом о приемке выполненных работ с подписанным с подрядной организацией ООО "Бисар" (л.д. 9-11).
Таким образом, факт неисполнения заявителем требований п. п.2.5, 2.6, 3.1 "Порядка выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 29.11.2006 N 198, подтверждается материалами дела.
Ответственность за неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлена ч. 3 ст. 19 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 данный документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" - 25.10.2011), следовательно, начало действия Закона - 05.11.2011.
Моментом совершения административного правонарушения является 25.08.2011 года, следующий день за днем истечения срока действия разрешения (до 24.08.2011), в течение которого банком не была выполнена обязанность по продлению срока действия разрешения либо его закрытию.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" могут применяться только в отношении административных правонарушений, допущенных лицами после 05 ноября 2011 года.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске административным органом двухмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для привлечения ОАО "Банк Москвы" к административной ответственности.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ)
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч.2 ст.4.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Из материалов дела следует, что заявитель не исполнил обязанность, установленную "Порядком выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования "Город Ижевск"", утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 29.11.2006 N 198, по закрытию либо продлению разрешения на земляные работы N 860 от 09.06.2011 в срок до 24.08.2011 года, следовательно, с указанного времени правонарушение является оконченным.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, следовательно, на момент вынесения постановления о назначении ОАО "Банк Москвы" административного наказания - 29.12.2011 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истек.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Доводы апеллятора о том, что выявленное правонарушение является длящимся, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка апеллятора на неправомерное признание судом первой инстанции правонарушения малозначительным, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку решение суда не содержит выводов о применении положений ст.2.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление административного органа от 29.12.2011 N 1158 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений" правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2012 года по делу N А71-1351/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии при Администрации Устиновского района г.Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
...
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, следовательно, на момент вынесения постановления о назначении ОАО "Банк Москвы" административного наказания - 29.12.2011 срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ истек.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
...
Ссылка апеллятора на неправомерное признание судом первой инстанции правонарушения малозначительным, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку решение суда не содержит выводов о применении положений ст.2.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление административного органа от 29.12.2011 N 1158 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.3 ст. 19 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений" правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции."
Номер дела в первой инстанции: А71-1351/2012
Истец: ОАО "АКБ "Банк Москвы" в лице Березнековского филиала, ОАО "Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" - Ижевский филиал, ОАО "Банк Москвы" филиал в г. Ижевске
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска, Администрация Устиновского района г. Ижевска УР
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3144/12