город Москва |
|
28 апреля 2012 г. |
N А40-17883/12-106-85 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В
судей: |
Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А.., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ШЕНКЕР" на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 05.03.2012 г. по делу N А40-17883/12-106-85 судьи Кузнецовой С.А.,
по заявлению ЗАО "ШЕНКЕР" (ОГРН 1027804885668, 115230, Москва, Варшавское шоссе, д. 47, стр. 4)
к Территориальному управлению по городу Москве Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (107031, Москва, ул. Рождественка, д. 5/7)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Давыдов М.В. по доверенности от 30.12.2011 N 73-01-08/41; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ШЕНКЕР" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве (далее Росфиннадзор по г.Москве, административный орган) от 13.12.2011 N 455-11/7918М о назначении административного наказания на основании ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в совокупном размере 40 000 рублей.
Решением от 05.03.2012 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы наличием состава вменяемого заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, а также отсутствием нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что судом при вынесении решения не были учтено, что административный орган на момент составления протокола об административном правонарушении не располагал документами, на которые имеется ссылка в протоколе, поскольку определением от 08.12.2011 Росфиннадзор запросил указанные документы у общества.
Представитель заявителя в заседание суда не явился, общество извещено надлежащим образом, дело рассмотрено без участия его представителя на основании ст. 156 АПК РФ.
Росфиннадзор по г. Москве в заседании суда поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г.Москве от 13.12.2011 N 455-11/7918М ЗАО "ШЕНКЕР" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно материалам дела об административном правонарушении между ЗАО "ШЕНКЕР" и компанией-нерезидентом "Представительство Эр Франс" (Франция) заключен агентский договор от 10.01.2008 N 411-01-10.
На основании контракта обществом оформлен в уполномоченном банке ООО "Дойче банк" оформлен паспорт сделки N 11040022/3328/0000/4/0.
Согласно ведомости банковского контроля по данному паспорту сделки контрагентом 01.04.2011 были исполнены обязательства по контракту на сумму 49 261,60 долларов США.
В соответствии с пп. 2 п.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Фз "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В силу п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Фз в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
В порядке п. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Фз Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами регламентирован Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно п. 3.14 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Следовательно, у общества возникла обязанность представить в банк оформленный должным образом паспорт сделки N 11040022/3328/0000/4/0 не позднее 01.04.2011
Фактически в уполномоченный банк оформленный банк должным образом паспорт сделки был представлен 14.04.2011, т.е. с нарушением срока, установленного Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И. По факту указанного главным специалистом-экспертом ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве Бурниновым И.А. составлен протокол от 08.12.2011 N 455-11/7918 по делу об административном правонарушении по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. Данный протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ЗАО "ШЕНКЕР", в присутствии полномочного представителя общества Новикова Ю.Л., действующего на основании доверенности от 17.10.2011, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.25.1, 25.5 КоАП РФ.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. Принимая во внимание, что представитель общества Новиков Ю.Л. при составлении протокола об административном правонарушении действовал на основании доверенности, выданной надлежащим образом извещенным законным представителем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требованием КоАП РФ в присутствии полномочного представителя общества. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве Яровиковым К.Ю., в присутствии полномочного представителя общества Новикова Ю.Л., действующего на основании доверенности от 17.10.2011, вынесено постановление от 13.12.2011 N 455-11/7918М по делу о признании ЗАО "ШЕНКЕР" виновным в совершении административного правонарушения, по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 40 000 руб. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный положениями 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, судом апелляционной инстанции не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.
В соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о не соблюдении обществом требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Фз, п. 13.4 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", что повлекло за собой совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, судебная коллегия усматривает в деянии ЗАО "ШЕНКЕР" состав вменяемого ему административного правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный орган на момент составления протокола об административном правонарушении не располагал документами, на которые имеется ссылка в протоколе, поскольку определением от 08.12.2011 Росфиннадзор запросил указанные документы у общества, опровергается материалами административного и судебного дел.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционная жалоба ЗАО "ШЕНКЕР" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2012 г. по делу N А40-17883/12-106-85 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. Принимая во внимание, что представитель общества Новиков Ю.Л. при составлении протокола об административном правонарушении действовал на основании доверенности, выданной надлежащим образом извещенным законным представителем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требованием КоАП РФ в присутствии полномочного представителя общества. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве Яровиковым К.Ю., в присутствии полномочного представителя общества Новикова Ю.Л., действующего на основании доверенности от 17.10.2011, вынесено постановление от 13.12.2011 N 455-11/7918М по делу о признании ЗАО "ШЕНКЕР" виновным в совершении административного правонарушения, по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 40 000 руб. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный положениями 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N10, судом апелляционной инстанции не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены.
В соответствии с ч.6 ст.15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о не соблюдении обществом требования п. 2 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Фз, п. 13.4 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", что повлекло за собой совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-17883/2012
Истец: ЗАО "ШЕНКЕР"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве