г. Саратов |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А06-9133/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Харабалинском районе Астраханской области (ИНН 3010008004, ОГРН 1023000710490, адрес местонахождения: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Ленина, д. 24)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от "20" февраля 2012 года по делу N А06-9133/2011 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" (ИНН 3010007515, ОГРН 1023000708092, адрес местонахождения: Астраханская область, Харабалинский район, с. Тамбовка, ул. Октябрьская, д. 51)
к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Харабалинском районе Астраханской области (ИНН 3010008004, ОГРН 1023000710490, адрес местонахождения: Астраханская область, Харабалинский район, г. Харабали, ул. Ленина, д. 24)
о признании недействительным решения,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" (далее - заявитель, МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка", Учреждение) с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Харабалинском районе Астраханской области (далее - Управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения Управления Пенсионного Фонда России в Харабалинском районе Астраханской области N 040/010/6-2011 от 25.08.2011.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от "20" февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд также взыскал Управления Пенсионного Фонда России в Харабалинском районе Астраханской области в пользу Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Тамбовка" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Харабалинском районе Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 96580 5 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 96579 9 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 23 марта 2012 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного на нее отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Харабалинском районе Астраханской области проведена выездная проверка МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка", по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Выявленные в ходе проверки нарушения были отражены в акте акт от 29.07.2010 N 040/010/6-2011 и принято решение от 25.08.2011 N 040/010/5-2011 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об уплате страховых взносах.
Основанием для принятия указанного решения послужило занижение базы для начисления страховых взносов, поскольку Муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" производились ежемесячные компенсационные выплаты педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию в размере не превышающие 100 рублей в месяц в сумме 35 351 рубль за 2010 год, утвержденные решением N 229 от 31.01.2008 Совета МО " Харабалинский район".
Документы, подтверждающие целевое использование компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию у страхователя отсутствовали.
Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат, теряется их непосредственно компенсационный характер, и они подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Считая вынесенное Управлением решение от 25.08.2011 N 040/010/5-2011 незаконным, МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае имеется совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного решения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка" относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанный правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" были внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Решением Совета МО "Харабалинский район" N 229 от 31.01.2008 размер данной выплаты установлен в размере 100 рублей на каждого педагогического работника.
Оценив указанные положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанная выплата производится работодателем независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, при этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N ВАС-11571/11, в котором указано, что пунктом 8 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не установлена обязанность педагогических работников представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование спорной компенсации.
Апелляционная коллегия также считает несостоятельной ссылку Управления на разъяснения Минздравсоцразвития России N 10-4/311643-19 от 26.03.2010, поскольку указанное письмо было отозвано Минздравсоцразвития России и в разъяснении от 24.10.2011 N 19-5/10/2-10455 пенсионному фонду рекомендовано руководствоваться положениями ФЗ N 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС" и Законом РФ "Об образовании".
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Управления отсутствуют основания для взыскания указанных сумм с Учреждения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу Управления следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от "20" февраля 2012 по делу N А06-9133/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Совета МО "Харабалинский район" N 229 от 31.01.2008 размер данной выплаты установлен в размере 100 рублей на каждого педагогического работника.
Оценив указанные положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанная выплата производится работодателем независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, при этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N ВАС-11571/11, в котором указано, что пунктом 8 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" не установлена обязанность педагогических работников представлять какие-либо документы, подтверждающие целевое использование спорной компенсации."
Номер дела в первой инстанции: А06-9133/2011
Истец: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовка"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Харабалинском районе Астраханской области