г. Хабаровск |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А04-9480/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логвиненко С.А.
судей Швец Е.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Скеть:
представитель не явился;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу на решение от 09.02.2012 по делу N А04-9480/2011 Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Басос М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скеть"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Скеть" (ОГРН 108280107739, ИНН 2801135437, далее - ООО "Скеть", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838, далее - МРУ Росалкогольрегулирование, административный орган) от 24.11.2011 N 06-16/227 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда от 09.02.2012 заявленные требования удовлетворены. Постановление МРУ Росалкогольрегулирование от 24.11.2011 N 06-16/227 о привлечении ООО "Скеть" к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований, отказать. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
По мнению заявителя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку последнее не предприняло все зависящие от него меры по предоставлению декларации с достоверными сведениями и пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично правовых обязанностей.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ООО "Скеть" в отзыве на апелляционную жалобу отклоняет доводы и требования заявителя. Считает решение законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; рассмотреть дело в отсутствии представителя общества.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ООО "Скеть" осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции, на основании лицензии N Б 089402, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области на период с 14.07.2009 по 13.07.2014.
26.10.2011 административным органом в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции проверен порядок представления ООО "Скеть" декларации за 3 квартал 2011 года по формам, согласно приложениям N 5, 6, 7 Положения о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 858.
В ходе проверки выявлено, что декларации по форме приложения N 5 электронного вида отсутствует информация по кодам алкогольной продукции 420, 460, 260, что не соответствует декларации по форме приложения N 5 на бумажном носителе, что привело к занижению объема поставок продукции в декларации по форме приложения N 5 электронного вида на 1,0526 тыс. дал.
26.10.2011 по результатам проверки вынесено определение N 06-16/227 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
07.11.2011 МРУ Росалкогольрегулирование, усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, а именно: заведомое искажение данных деклараций об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2011 года, составило в отношении ООО "Скеть" протокол об административном правонарушении N 06-16/227.
На основании данного протокола административным органом вынесено постановление от 24.11.2010 N 06-16/227, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Скеть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из недоказанности наличия в действиях общества состава, вменяемого ему правонарушения.
Оценив, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта.
В силу пункта 5 Положения организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация предоставляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде, в утвержденном указанной Службой формате.
Порядок заполнения деклараций об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 5) регламентирован Приказом МРУ Росалкогольрегулирование от 15.03.2010 N 24н (пункт 7.2 Порядка).
Из материалов дела следует, что административным органом вменяется обществу ответственность за пренебрежительное отношение к исполнению своих публично правовых обязанностей, а именно: декларирование объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2011 года с включением заведомо искаженных данных в декларацию по форме приложения N 5 электронного вида.
Однако, решая вопрос о квалификации, МРУ Росалкогольрегулирование следовало установить не только признаки объективной, но и субъективной стороны в действиях общества.
ООО "Скеть" не отрицая факт расхождения данных в представленных декларациях, обращало внимание на то обстоятельство, что сведения были утрачены в результате компьютерного сбоя, в связи с перепадом напряжения в сети.
Из пояснений общества следует, что об искажении данных ему стало известно в ходе административного расследования, после чего 27.10.2011 ООО "Скеть" незамедлительно представило МРУ Росалкогольрегулирование уточняющую декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 5) за 3 квартал 2011 года в электронном виде.
Достоверность представленной уточняющей декларации административным органом не опровергнута.
Оценивая собранные доказательства, суд апелляционной инстанции принимает во внимание тот факт, что уточняющая декларация представлена в административный орган 27.10.2011, то есть до окончания административного расследования и до составления протокола об административном правонарушении от 07.11.2011.
Согласно пункту 1.4 Порядка, внесение дополнений и изменений организацией в декларацию при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах, предшествующих текущему отчетному, производится путем представления за соответствующий истекший период декларации, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку, до наступления следующего отчетного периода.
В декларации, исполненной на бумажном носителе, направленном в адрес административного органа, данные были указаны правильно, что в ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось.
Таким образом, материалами административного расследования не доказано, что общество намеренно включило искаженные данные в декларацию об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Суд первой инстанции правильно указал, что привлечение к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ возможно лишь при доказанности, что лицо включило в декларацию заведомо искаженные данные.
Одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности. При отсутствии одного из элементов состава административного правонарушения не имеется его состава в целом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к правильному выводу о недоказанности умышленной вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии умысла на совершение данного административного правонарушения, является представление уточненной декларации.
Обязанность по доказыванию наличия прямого умысла в силу статьи 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.
Однако, в нарушение этой нормы ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении инспекции не описаны признаки наличия в действиях общества прямого умысла на совершение вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда о недоказанности в действиях общества вины и, как следствие, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 09.02.2012 по делу N А04-9480/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
...
Порядок заполнения деклараций об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 5) регламентирован Приказом МРУ Росалкогольрегулирование от 15.03.2010 N 24н (пункт 7.2 Порядка).
...
Суд первой инстанции правильно указал, что привлечение к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ возможно лишь при доказанности, что лицо включило в декларацию заведомо искаженные данные.
...
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
...
Обязанность по доказыванию наличия прямого умысла в силу статьи 1.5 КоАП РФ лежит на административном органе.
Однако, в нарушение этой нормы ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении инспекции не описаны признаки наличия в действиях общества прямого умысла на совершение вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда о недоказанности в действиях общества вины и, как следствие, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, является правильным."
Номер дела в первой инстанции: А04-9480/2011
Истец: Кузьмин Павел Викторович, ООО "Скеть"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу