г. Москва |
|
28 апреля 2012 г. |
Дело N А40-15178/12-153-146 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей С.Н. Овчинниковой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Яцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ШЕНКЕР"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2012 по делу N А40-15178/12-153-146, принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению ЗАО "ШЕНКЕР" (ОГРН 1027804885668, 115230, Москва, Варшавское ш., д.47, стр.4)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Новиков Ю.Л. по дов. от 17.10.2011 |
от ответчика: |
Филимонов А.В. по дов. от 30.12.2011 |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ШЕНКЕР" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве (административный орган) по делу об административном правонарушении от 13.12.2011 N 455-11/7928М о привлечении общества к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 10.02.2012 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности при наличии достаточных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "ШЕНКЕР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявитель ссылается на недоказанность вины общества и наличия события вменяемого административного правонарушения, а также на то, что общая стоимость услуг по договору не превышала 50000 долларов США, следовательно, у заявителя отсутствовала обязанность по соблюдению требований нормативно-правовых актов, за нарушение которых заявитель привлечен к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, считает апелляционную жалобу не обоснованной, в указанной связи просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, мнения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.12.2010 заявителем заключен внешнеэкономический договор купли-продажи сувенирной продукции б.н., в соответствии с которым ЗАО "ШЕНКЕР" (Покупатель) обязуется принять и оплатить товары (сувенирную продукцию) по условиям поставки FCA Бремен у Компании "Viering ГмбХ", Германия (Продавец).
На основании указанного Договора, заявителем в уполномоченном банке - ООО "Дойче Банк" 02.12.2010 оформлен паспорт сделки N 10120013/3328/0000/2/0.
При исполнении Договора купли-продажи сувенирной продукции б.н. от 01.12.2010 ЗАО "ШЕНКЕР" импортированы товары, оформленные по ГТД N 10110080/201210/0026912, даты выпуска товаров, согласно отметке таможенного органа, 20.12.2010. При этом справка о подтверждающих документах (2 экземпляра) и подтверждающие документы по указанной поставке в срок до 04.01.2011 в банк паспорта сделки не представлены.
В соответствии с пп.1-2 п.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст.23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
При контрольном сроке представления 04.01.2011 справка о подтверждающих документах обществом в уполномоченный банк представлена лишь 23.05.2011 (л.д. 50).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве 08.12.2011 в отношении ЗАО "ШЕНКЕР" протокола об административном правонарушении, по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ.
13.12.2011 ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве вынесено постановление N 455-11/7928М о привлечении ЗАО "ШЕНКЕР" к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "ШЕНКЕР" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Руководствуясь материалами дела и действующим законодательством, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными лицами (ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ, п. п. 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, п. 5.4 Положения о Территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н), срок давности и порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует материалов дела, основанием для вынесения административным органом оспариваемого постановления послужило нарушение обществом сроков предоставления необходимых, в соответствии с Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. Центральным Банком Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П) (Положение N 258-П) документов, являющихся формой учета и отчетности по валютным операциям.
В данном случае указанные документы должны были быть представлены ЗАО "ШЕНКЕР" в уполномоченный банк не позднее 04.01.2011, однако справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк была представлена только 23.05.2011, то есть с пропуском срока.
ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве обоснованно пришло к выводу о том, что ЗАО "ШЕНКЕР" не соблюдены требования, установленные Положением N 258-П, заключающиеся в обязанности резидента представить в уполномоченный банк документы, являющиеся формой учета и отчетности по валютным операциям, к сроку, установленному актом органа валютного регулирования.
При этом несоблюдение установленных сроков представления форм учета, к которым в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У отнесена и справка о подтверждающих документах, является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и состаляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены Инструкцией Центрального Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Согласно ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" является актом органа валютного регулирования, определяющим обязательный для исполнения резидентами порядок осуществления валютных операций с нерезидентами.
В соответствии с п. 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В п. 2.2 Положения N 258-П указывается, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
Согласно п.2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 за N 10804 и вступившими в силу 27.01.2007, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, относится к формам учета по валютным операциям.
На дату осуществления спорной валютной операции Инструкция Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И и Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П действовали в редакциях, в соответствии с которыми оформление паспорта сделки требовалось, а Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П применялось в отношении валютных операций между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышала в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта (п. 3.2 Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И, п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П).
29.12.2010 Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2556-У "О внесении изменения в пункт 1.2 Положения Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", зарегистрированным в Минюсте РФ 11.02.2011 за N 19820, в абзаце 4 п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Также, 29.12.2010 Центральным банком Российской Федерации - Указанием N 2557-y "О внесении изменений в инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", зарегистрированным в Минюсте РФ 08.02.2011 N 19730, также были внесены аналогичные изменения в Инструкцию Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И, а именно, п. 3.2 дополнен абзацем следующего содержания: "между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Таким образом, согласно Указаниям Банка России, вступившими в силу 27.02.2011, действующее валютное законодательство не требует представления резидентом в банк ПС справки и подтверждающих документов по валютным операциям между резидентом и нерезидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения.
Из материалов дела (Договор купли-продажи сувенирной продукции от 01.12.2010; ведомость банковского контроля от 29.08.2011 л.д. 43-44) следует, что в рамках исполнения Договора сторонами осуществлена одна поставка по ГТД N 10110080/201210/0026912, а общая сумма платежей составляет 12940,1 Евро, что не превышает в эквиваленте 50000 долларов США. Срок действия Договора в соответствии с п. 5.1 - до 31.12.2011.
Сведения, указывающие на продление срока действия договора, осуществление по нему иных поставок и платежей административным органом не представлены, равно как и доказательства в их обоснование, представителем заявителя в судебном заседании эти обстоятельства не подтверждены.
На основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указания Банка России от 29.12.2010 N 2556 и 2557, в соответствии с которыми нормы Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П не распространяются на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, вступили в законную силу 27.02.2011.
С учетом изложенного, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США, то предоставление справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, на момент составления протокола по делу об административном правонарушении, вынесения административным органом оспариваемого постановления и рассмотрения настоящего спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вступившие в законную силу Указания Банка России N 2556, 2557 от 29.12.2010 улучшают положения лица, привлеченного к административной ответственности, и оспариваемое постановление не исполнено, на момент рассмотрения спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае подлежит применению ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Данные обстоятельства указывают на отсутствие состава вменяемого ЗАО"ШЕНКЕР"правонарушения.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2012 по делу N А40-15178/12-153-146 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 13.12.2011 N 455-11/7928М.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указания Банка России от 29.12.2010 N 2556 и 2557, в соответствии с которыми нормы Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П не распространяются на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, вступили в законную силу 27.02.2011.
С учетом изложенного, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тысяч долларов США, то предоставление справки о подтверждающих документах позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
...
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку вступившие в законную силу Указания Банка России N 2556, 2557 от 29.12.2010 улучшают положения лица, привлеченного к административной ответственности, и оспариваемое постановление не исполнено, на момент рассмотрения спора в суде у резидентов отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении контракта на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае подлежит применению ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А40-15178/2012
Истец: ЗАО "ШЕНКЕР"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6519/12