г.Самара |
|
27 апреля 2011 г. |
Дело N А55-8805/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Оразовой Ж.К., с участием:
от ООО "Пожтехмонтаж" - представителя Журавлевой А.Л. (доверенность от 23 января 2012 года N 21),
от Главного управления МЧС России по Самарской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18-23 апреля 2012 года апелляционную жалобу ООО "Пожтехмонтаж"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года по делу N А55-8805/2011, судья Мехедова В.В. принятое по заявлению Главного управления МЧС России по Самарской области, г.Самара, к ООО "Пожтехмонтаж", Самарская область, г.Отрадный
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Самарской области (далее - ГУ МЧС России по Самарской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пожтехмонтаж" (далее - ООО "Пожтехмонтаж", общество) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года заявление ГУ МЧС России по Самарской области удовлетворено, ООО "Пожтехмонтаж", привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей на том основании, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО "Пожтехмонтаж" вменяемого состава административного правонарушения, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, оснований для признания правонарушения малозначительным не усмотрено.
В апелляционной жалобе ООО "Пожтехмонтаж", просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие в его действиях вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель ООО "Пожтехмонтаж" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ГУ МЧС России по Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18 апреля 2012 года объявлялся перерыв до 12 час 40 мин 23 апреля 2012 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 23 апреля 2012 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2011 года в 15 часов 00 минут в ходе проведения внеплановой проверки за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объекте надзора - в здании, помещениях муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" г.Отрадного Самарской области, расположенного по адресу: Самарская область, г.Отрадный, ул.Первомайская, д.30, государственным инспектором г.о. Отрадный и м.р. Кинель-Черкасский по пожарному надзору ст.лейтенантом внутренней службы Нугайбековым Ринатом Идрисовичем выявлены нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, допущенные при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности здания.
Как видно из материалов дела, вышеуказанные работы выполнены ООО "Пожтехмонтаж" на основании муниципального контракта на исполнение муниципального заказа от 30 сентября 2010 года, заключенного между заявителем и муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Детская школа искусств" городского округа Отрадный Самарской области.
ООО "Пожтехмонтаж" зарегистрировано по адресу: 446301, Самарская область, г. Отрадный, ул. Нефтяников, дом 41 оф.8/3. ООО "Пожтехмонтаж" имеет лицензию на выполнение данных работ от 27 февраля 2009 года N 2/30536.
По результатам проверки административным органом установлено, что ООО "Пожтехмонтаж" осуществляет деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, а именно: требования подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 года N 625. В силу пункта 5 данного Положения указанное нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является грубым.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении ООО "Пожтехмонтаж" составлен протокол N 209 от 13 мая 2011 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вместе с тем доводы общества о том, что деятельность производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на момент осуществления работ не подлежала лицензированию, имеют под собой законные основания.
Как видно из материалов дела, работы по монтажу технических средств пожарной безопасности обществом производились в соответствии с муниципальным контрактом от 30 сентября 2010 года в период с 30 сентября 2010 года по 16 октября 2010 года; пусконаладочные работы по монтажу автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения проводились с 17 октября 2010 года по 20 октября 2010 года. Данные обстоятельства подтверждены актом об окончании монтажных работ от 16 октября 2010 года, актом об окончании пусконаладочных работ от 20 октября 2010 года, представленными заявителем в материалы дела.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежало лицензированию.
Вместе с тем в силу пункта 7 статьи 18 Федерального закона N 128-ФЗ со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование перечисленных в данной статье и указанных в пункте 1 статьи 17 данного Закона видов деятельности, среди которых названо производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
С 28 апреля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, которым установлены обязательные требования по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, со дня вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ публичная обязанность, нарушение которой вменено обществу, отменена.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2010 года по делу N А55-36003/2009, от 01 марта 2011 года по делу N А65-11276/2010 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07 июля 2011 года N ВАС-6801/11 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В рассматриваемом случае на момент выполнения заявителем соответствующих работ лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений было прекращено.
Нормы Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежат, так как правоотношения по данному делу возникли до вступления его в силу.
Данная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 15 декабря 2011 года по делу N А72-3043/2011.
Кроме того, на момент привлечения общества к административной ответственности истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ. Поскольку работы с вменяемыми в вину заявителю нарушениями были произведены в сентябре-октябре 2010 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек в октябре (а именно: 20 октября) 2011 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах основания для привлечения заявителя к административной ответственности у суда первой инстанции отсутствовали.
На основании п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года отменить. Принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ГУ МЧС России по Самарской области о привлечении ООО "Пожтехмонтаж" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ отказать.
Исходя из положений ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года по делу N А55-8805/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Главного управления МЧС России по Самарской области о привлечении ООО "Пожтехмонтаж" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае на момент выполнения заявителем соответствующих работ лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений было прекращено.
Нормы Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" применению к рассматриваемым правоотношениям не подлежат, так как правоотношения по данному делу возникли до вступления его в силу.
Данная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 15 декабря 2011 года по делу N А72-3043/2011.
Кроме того, на момент привлечения общества к административной ответственности истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ. Поскольку работы с вменяемыми в вину заявителю нарушениями были произведены в сентябре-октябре 2010 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек в октябре (а именно: 20 октября) 2011 года.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
...
На основании п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2011 года отменить. Принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ГУ МЧС России по Самарской области о привлечении ООО "Пожтехмонтаж" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ отказать.
Исходя из положений ст.204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена."
Номер дела в первой инстанции: А55-8805/2011
Истец: Главное управление МЧС России по Самарской области
Ответчик: ООО "Пожтехмонтаж"