г. Ессентуки |
Дело N А20-2714/2011 |
28 апреля 2012 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Марченко О.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу Кабардино-Балкарской общественной организации "Общество охотников и рыболовов"
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2012
по делу N А20-2714/2011
по иску Кабардино-Балкарской общественной организации "Общество охотников и рыболовов", г. Нальчик к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики в заключении охотхозяйственного соглашения и возложении на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики обязанности заключить охотхозяйственное соглашение в соответствии с долгосрочной лицензией без проведения аукциона (судья Кочкарова Н.Ж.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарская общественная организация "Общество охотников и рыболовов" (далее истец, общество) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным бездействия министерства в заключении охотхозяйственного соглашения и возложении на министерство обязанности заключить охотхозяйственное соглашение в соответствии с долгосрочной лицензией без проведения аукциона.
Решением суда от 21.02.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить. По мнению заявителя, поскольку у общества имеется долгосрочная лицензия, он обладает преимущественным правом заключать охотхозяйственное соглашение, без проведения аукциона, однако министерство в нарушение ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" отказалось заключить с обществом охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики направило отзыв на апелляционную, жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 206-РП от 29.05.2006 обществу была предоставлена в установленном порядке территория для осуществления долгосрочного пользования на 5 лет объектами животного мира.
Этим же Распоряжением Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике рекомендовано выдать обществу долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 5 лет.
Министерству охраны окружающей среды Кабардино-Балкарской Республики предложено заключить с обществом договор о предоставлении в пользование территории охотничьих угодий после получения долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.
23.06.2006 обществу была выдана долгосрочная лицензия N 6401 на пользование объектами животного мира сроком действия с 23.06.2006 по 23.06.2011. Согласно лицензии границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, установлены как участки следующих охотугодий:
1. Верхне-Балкарский участок. Площадь 15 тыс. га.
Границы:
- северная - от горы Соухаузкая по скалистому хребту до р. Черек-Балкарский;
- восточная - вверх по р. Черек-Балкарский до слияния с р. Турметсу, далее вверх по р. Турметсу до границы ФГУ "Нальчикское государственное опытное охотничье хозяйство КБР" и по этой границе до горы Агат-Баши;
- южная - от горы Агат-Баши на запад до р. Рцивашки и далее вверх по течению р. Рцивашки левый берег до границы с заповедником и по границе заповедника по водораздельным хребтам до перевала Думала;
- западная - от перевала Думала на север по водораздельным хребтам р. Чайнашки до исходной точки.
2. Терский участок. Площадь 22,48 тыс. га.
Границы:
- северная - от начала Мало-Кабардинского канала (с. Новый Джулат) вниз по течению этого канала до пересечения с Акбашским каналом;
- юго-восточная - от пересечения Мало-Кабардинского и Акбашского каналов на юг вверх по течению Акбашского канала до его начала (р. Терек);
- юго-западная - от начала Акбашского канала вниз по течению р. Терек (правый берег) до начала Мало-Кабардинского канала.
3. Сарский участок. Площадь 24,4 тыс. га.
Границы:
- северная - от места пересечения административной границы Майского района ср. Баксан, далее вниз по течению р. Баксан до слияния с р. Малка, вниз по р. Малка до слияния с р. Терек;
- восточная - вверх по течению р. Терек до пересечения с Северо-Кавказской железной дорогой "Ростов - Баку";
- южная - от моста через р. Терек по Северо-Кавказской железной дороге на юго-запад до пересечения с железной дорогой "Майский - Нальчик", далее по железной дороге в сторону города Нальчика до административной границы Майского и Урванского районов;
- западная - по границе Майского района до исходного пункта.
4. Куркужинский участок. Площадь 69,9 тыс. га.
Границы:
- северная - от места впадения р. Большие Кураты в р. Малка вниз по течению р. Малка (правый берег) до с. Малка;
- восточная - от с. Малка на юго-восток по автодороге "Ростов - Баку" до с. Кызбурун-III;
- южная - от с. Кызбурун-III вверх против течения по р. Баксан (левый берег) до слияния с р. Кенделен, отсюда вверх по р. Кенделен до слияния с р. Тызыл и вверх против течения по р. Тызыл до административной границы Баксанского района;
- западная - от места пересечения р. Тызыл с административной границей на север по этой границе до истоков р. Большие Кураты и по ней вниз по течению до исходной точки.
5. Кенделенский участок. Площадь 59,76 тыс. га.
Границы:
- северо-западная - от истоков р. Тызыл вниз по течению (правый берег) до слияния с рекой Кенделен и вниз по течению (правый берег) до слияния с рекой Баксан;
- юго-восточная - от слияния р. Кенделен и р. Баксан вверх по течению р. Баксан (левый берег) до г. Тырныауз, отсюда на запад по хребту Таш-Орун-Баши (через пик Молибден) до исходного пункта.
6. Чегемский участок. Площадь 4,42 тыс. га.
Границы:
- северная - проходит по р. Баксан до слияния с р. Чегем;
- восточная, юго-восточная - от устья р. Чегем идет вверх по течению реки по окраине леса через землепользование колхозов "Герменчик" и им. Ленина до истока р. Чегеменок;
- западная и юго-западная - по скотопрогону через землепользование колхозов "Чегем" и "Трудовой горец", далее на восточную окраину с. Кишпек до р. Баксан.
7. Джинальский участок. Площадь 53,7 тыс. га. Границы:
- северная - от пересечения р. Кичмалка с административной границей КБР со Ставропольским краем, по этой границе на восток до озера Тамбукан;
- восточная - от озера Тамбукан на юг по административной границе со Ставропольским краем до с. Малка;
- юго-западная - от с. Малка вверх по р. Малка до впадения в нее р. Кичмалка и по ней против течения до исходной точки.
8. Карагачский участок. Площадь 12,66 тыс. га. Границы:
- северная - от пересечения Куркужинского канала с административной границей Прохладненского района и по этому каналу до дороги "Баксан - Карагач". По этой дороге до с. Карагач и далее по течению р. Куркужин до впадения в р. Малка, затем по течению р. Малка (правый берег) до с. Янтарное;
- восточная - от с. Янтарное на юг по дороге до с. Алтуд;
- южная - от с. Алтуд на запад по дороге на с. Баксаненок до административной границы Прохладненского района;
- западная - по административной границе на север до исходной точки.
9. Степной участок. Площадь 40,2 тыс. га. Границы:
- северная - от точки пересечения автодороги "Прохладный - Советская" с границей Ставропольского края поворачивает на запад и идет по границе Ставропольского края до х. Курганский;
- западная - от х. Курганский по границе Ставропольского края до р. Малка, далее поворачивает на запад и идет по р. Малка до административной границы Прохладненского района, затем поворачивает на юг по границе района до р. Куркужин;
- южная - от границы Прохладненского района по р. Куркужин до слияния с р. Малка и идет до г. Прохладного;
- восточная - от г. Прохладного строго на север по автомобильной дороге идет до исходного пункта.
Руководствуясь статьей 71 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2009. " Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон N 209-ФЗ) общество обратилось с письмом в Правительство Кабардино-Балкарской Республике с просьбой заключить с ним охотхозяйственное соглашение.
Письмом за N А/5-07/1003 от 20.05.2011. министерство отказало обществу в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При это обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.
Статья 34 Федерального закона N 52-ФЗ предписывает, что охота является одним из видов пользования объектами животного мира.
Порядок предоставления животного мира в пользование и порядок получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованными лицами определен в указанном Федеральном законе N 52-ФЗ, согласно которому предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, устанавливаемом данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. В соответствии с частью 1 данной статьи, указанные лицензии не подлежат продлению.
Частью 3 этой же статьи установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Кроме того, частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что договор на предоставление указанных территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, с обществом заключен не был.
В обоснование своих исковых требований, обществом представлен Договор на закрепление охотничьих угодий от 03.09.1993, заключенный между истцом и Управлением охотничьего хозяйства при Кабинете Министров КБР. В соответствии с условиями данного договора Управление передает Правлению республиканского общества охотников и рыболовов КБР охотхозяйственные угодья площадью 355,86 тысяч гектаров.
Статьей 37 Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире", действовавшей до 01.04.2010, предусмотрен порядок выдачи лицензии. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
Специальный уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимал решение о предоставлении заявленных территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно. Результаты согласования вносились в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключали договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна была содержать в числе других сведений границы и площадь территории, акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования животным миром (статья 38 Федерального закона N 52-ФЗ).
Решение о предоставлении обществу территории отражено в Распоряжении Правительства КБР от 29.09.2006. N 206-РП.
Долгосрочная лицензия была получена обществом 23.06.2006, при этом договор о предоставлении в пользование территории, в границах и площади предусмотренных лицензией, необходимой для осуществления пользования животным миром, обществом заключен не был.
Представленный обществом договор от 03.09.1993 правомерно не принят судом первой инстанции как договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, на основании выданной лицензии поскольку данным предусмотрено закрепление охотничьих угодий площадью 355,86 тыс. га, тогда как долгосрочной лицензией N 6401 предусмотрена площадь охотхозяйственных угодий - 266,52 тыс. га, кроме того, в долгосрочной лицензии указаны иные охотхозяйственные участки, чем в Договоре от 03.09.1993.
В соответствии с Федеральным законом " Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" и Федерального закона " О животном мире" пользование животным миром осуществляется на основании лицензии. Из анализа названных норм следует, что договор о предоставлении территории, акватории для пользования объектами животного мира может быть заключен только при наличии соответствующей лицензии.
Поскольку Федеральным законом N 52-ФЗ и Федеральным законом N 209-ФЗ в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено заключение договора на предоставление территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, как обязательного условия пользования животным миром и как документа, определяющего границы и площадь охотничьих угодий, в отношении которых заключается охотхозяйственное соглашение, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие Распоряжение Правительства КБР от 29.05.2006. N 206-РП и выданная во исполнение данного распоряжения долгосрочная лицензия от 23.06.2006. N 6401 не является правовым основанием для приобретения права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 71 Федерального закон N 209-ФЗ Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.60 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия КБР, в полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия КБР входит заключение охотхозяйтсвенных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключение таких соглашений, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях Федерального значения, а также занесенных в Красную книгу РФ).
При этом доказательств, свидетельствующих об обращении общества в уполномоченный орган исполнительной власти КБР - Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР за заключением охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, истцом не представлено.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2012 по делу N А20-2714/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом " Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" и Федерального закона " О животном мире" пользование животным миром осуществляется на основании лицензии. Из анализа названных норм следует, что договор о предоставлении территории, акватории для пользования объектами животного мира может быть заключен только при наличии соответствующей лицензии.
Поскольку Федеральным законом N 52-ФЗ и Федеральным законом N 209-ФЗ в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено заключение договора на предоставление территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, как обязательного условия пользования животным миром и как документа, определяющего границы и площадь охотничьих угодий, в отношении которых заключается охотхозяйственное соглашение, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что наличие Распоряжение Правительства КБР от 29.05.2006. N 206-РП и выданная во исполнение данного распоряжения долгосрочная лицензия от 23.06.2006. N 6401 не является правовым основанием для приобретения права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 71 Федерального закон N 209-ФЗ Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А20-2714/2011
Истец: Кабардино-Балкарская общественная организация "Общество охотников и рыболовов"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР