г. Вологда |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А44-6674/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Алкон" Зуйковой А.В. по доверенности от 01.01.2012 N 01/12,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 января 2012 года по делу N А44-6674/2011 (судья Духнов В.П.),
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661; далее - управление, МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Алкон" (ОГРН 1025300782517; далее - общество, ОАО "Алкон") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 января 2012 года по делу N А44-6674/2011 в удовлетворении требований управления отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на доказанность состава административного правонарушения.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, полагают решение суда законным и обоснованным.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ОАО "Алкон", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 21.10.2011 N 11-04/140 должностными лицами управления проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "Алкон" лицензионных требований и условий, предъявляемых к организациям, осуществляющим производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий).
В ходе проверки 24.10.2011 управлением установлено, что общество в принадлежащих ему помещениях, расположенных по адресу: 173015, г. Великий Новгород, ул. А.Германа, д. 2, литера Ж 1, помещения N 3-5; 1 этаж (помещения N 3, 13, 16, 19-21, 36, 39, 42, 43, 46, 47); 2 этаж (помещения N 14,15,25,26, 32,35), 3 этаж (помещения N 8), 4 этаж (помещения N 2, 3); подвал (помещения N 1, 6-10, 12-17, 26, 27); литера Е: 1 этаж (помещения N 15, 24); 2 этаж (помещения N 3, 5, 6, 9); 3 этаж (помещения N 2, 4-7, 10); литера Б: 1 этаж (помещения N 11, 12); литера В; 1 этаж (помещения N 11. 14); литера 5, помещение N 1 осуществляло хранение без лицензии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: спирта Люкс, находящегося в емкостях (заводские N 7308, 3625) в объемах 571, 5 и 185, 20 дал; сортировки в напорных чанах 1-5 (заводские N 0145034, 0145035,0145036, 0145037, 0145038) в объемах 218, 385, 385, 66, 483 дал; водки в доводных чанах 1, 2, 7-10 заводские N 2268, 2268/2, 0145024 в объемах 80, 170, 105, 140, 387, 560 дал; настоев: клюквенного морса в емкости с заводским N 82 в объеме 271, 11 дал, брусничного морса в емкости с заводским N 83, 93 в объеме 434, 5 дал, рябинового морса в емкости с заводским N 67 в объеме 462,75 дал, черничного морса в емкости с заводским N 95 в объеме 15,52 дал, вишневого морса в емкости с заводским N 84 в объеме 281,5 дал, черноплодного морса в емкости с заводским N31, 30 в объеме 98, 8 дал, НРС "Любава клюквенная" в емкости с заводским N 100/3 в объеме 3, 9 дал, НРС "Любава брусничная" в емкости с заводским N 100/6 в объеме 2, 38 дал, НРС БМ "Древнерусский" в емкости с заводским N 27, 69 в объеме 290, 33 дал, НРС "Чародейка" в емкости с заводским N 77, 28 в объеме 32,68 дал, НРС БМ "Садко" в емкости с заводским N 25 в объеме 79, 55 дал, морса шиповника в емкости с заводским N 100/2 в объеме 4, 75 дал, морса черной смородины в емкости с заводскими N 57, 96, 97 в объеме 250, 3 дал, морса малинового в емкости с заводским N 71 в объеме 71,4 дал, спиртованного чая в емкости с заводским N 58 в объеме 75, 3 дал, НРС "Марфа Пассадская" в емкости с заводским N 3588/3 в объеме 4, 3 дал, черносливового морса в емкости с заводским N 72 в объеме 201, 85 дал, НРС "Садко мед с перцем" в емкости с заводским N 50 в объеме 1, 4 дал, НРС "Садко сувенирный" в емкости с заводским N 98 в объеме 15, 55 дал, яблока с медом в емкости с заводским N 3588/2 в объеме 5, 9 дал, пшеничных зародышей в емкости с заводским N 100/1 в объеме 10,64 дал, пшена в емкости с заводским N 54 в объеме 7, 39 дал, семян льна в емкости с заводским N 9951 в объеме 0, 21 дал, пшеницы в емкости с заводским N 52 в объеме 6, 4 дал, мацы кашерной в емкости с заводским N 3588/6 в объеме 1, 73 дал, корня женьшеневого в емкости с заводским N 3588/5 в объеме 3, 02 дал, отрубей пшеничных в емкости с заводским N 9952 в объеме 3, 9 дал, белых пшеничных хлебцев в емкости б/н в объеме 0, 29 дал, портвейна белого в емкостях с заводскими N 55, 63, 70 в объеме 3295, 21 дал, коньяка 3-х звездочного в емкости с заводским N 32 в объеме 249, 56 дал, яблочного спиртованного сока в емкости с заводским N 34 в объеме 168, 24 дал, малинового спиртованного сока в емкости с заводским N 87 в объеме 286, 6 дал; ароматных спиртов: Новгородской особой в емкости с N 5955 в объеме 0, 33 дал, ржаных сухарей в емкости с N 100/5 в объеме 4, 87 дал, сушеных яблок в емкости с N 100/7 в объеме 1, 9 дал, клюквы морс 1 и 2 сливов в емкости с N 3588/4а в объеме 5,25 дал, кедровых орехов в емкости с N3588/4б в объеме 4, 61 дал, джина "Садко" в емкости с N 3588/1 в объеме 3, 3 дал, семян лимонника в емкости с N3588 в объеме 3, 01 дал, можжевеловой ягоды в емкости с N 145512 в объеме 0, 28 дал, кориандра в емкости с N 145511 в объеме 0, 2 дал, бородинских сухарей в емкости с N 100/4 в объеме 3, 0 дал, кедровых орехов в емкости с N 53 в объеме 2, 72 дал, грейпфруктовой корки в лабораторной колбе в объеме 0, 015 дал, лимонной корки в лабораторной колбе в объеме 0, 03 дал; материалов "Рябиновая на коньяке" в емкостях с заводскими N 63, 64, 85, 86, 92, 94 в объеме 3335, 94 дал, "Любава Рябиновая" в емкостях с заводскими N 29, 33 в объеме 470, 2 дал, "Садко сувенирный винтажный" в емкости с заводским N 60 в объеме 237, 9 дал, бальзам "Древнерусский" в емкости с заводским N 24 в объеме 85, 15 дал, "Новгородочка" в емкости с заводским N 24 в объеме 85, 15 дал, "Новгородочка"; отгонов в емкостях с заводскими N 58, 62, 68 в объеме 2910, 28 дал.
По результатам проверки оформлены протокол осмотра от 24.10.2011 N 11-01, протокол ареста товаров и вещей от 24.10.2011.
По факту правонарушения МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу составило протокол от 24.10.2011 N 11-01-ЮЛ об административном правонарушении, согласно которому обществу вменяется нарушение пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Алкон" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 11, пункту 2 статьи 18, пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ производство, оборот, включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется при наличии лицензии.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии (пункт 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 5 данной статьи (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, вступившего в силу с 22.07.2011) в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующею органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Закона.
Следовательно, с учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ лицензиат, действие лицензии которого истекло, может осуществлять деятельность по хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции не более двух месяцев с момента прекращения действия выданной ему лицензии. Свыше этого срока хранение такой продукции данным лицом без получения соответствующей лицензии не допускается.
Из материалов дела следует, что общество осуществляло деятельность по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, бренди, винных напитков) на основании лицензии от 28.02.2006 серии А N 636998 со сроком действия до 28.02.2011.
При этом 24.10.2011, то есть по истечении 2 месяцев с даты окончания срока действия лицензии и вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, административный орган обнаружил хранение обществом спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Алкон" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Между тем ошибочный вывод суда не повлек принятие неправильного решения.
Согласно части 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 4.5 названного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 2) указано, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Материалами дела подтверждается, что моментом выявления факта хранение без лицензии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является дата составления протокола осмотра и протокола об административном правонарушении - 24.10.2011.
Поэтому моментом обнаружения правонарушения также является 24.10.2011.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса, составляет три месяца.
Следовательно, по настоящему делу срок давности привлечения к ответственности истек.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ N 2 учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах требования управления о привлечении ОАО "Алкон" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, удовлетворению не подлежат.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности, по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 января 2012 года по делу N А44-6674/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что общество осуществляло деятельность по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков, бренди, винных напитков) на основании лицензии от 28.02.2006 серии А N 636998 со сроком действия до 28.02.2011.
При этом 24.10.2011, то есть по истечении 2 месяцев с даты окончания срока действия лицензии и вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ, административный орган обнаружил хранение обществом спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Алкон" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
...
Согласно части 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
...
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 2) указано, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
...
В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса, составляет три месяца.
...
В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ N 2 учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах требования управления о привлечении ОАО "Алкон" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, удовлетворению не подлежат."
Номер дела в первой инстанции: А44-6674/2011
Истец: Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ОАО "Алкон"
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1847/12