г. Москва |
N 09АП-8912/2012-АК |
3 мая 2012 г. |
А40-123406/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей:
Свиридова В.А., Захарова С.Л.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 февраля 2012 года
по делу N А40-123406/11-153-1129 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (ОГРН 5077746679907, 109029, г.Москва, ул.Нижегородская, д.32, стр.15)
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, ТУ ФСФБН по Владимирской области
об отмене решения по делу об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя:
Козель О.А. по дов. от 15.11.2011;
от ответчика:
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Владимирской области от 01.08.2011 г. N 10103000-124/2011 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07.10.2011 г.. N43-00-11/486Р по жалобе на постановление.
Решением суда от 03.02.2012 г.. требование заявителя удовлетворено. При этом суд исходил из нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности.
С решением суда не согласилась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на правомерность привлечения заявителя к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Владимирской области, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ответчиков.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" (Покупатель) и компания "SICHUAN WEST SHOES INDUSTRY OPERATION CO., LTD" (Китай - Продавец) 09.04.2010 г.. заключили контракт N H/027/SWSIC (далее - Контракт). Общая стоимость Контракта составляет 15 000 000 долларов США (п. 2.1 Контракта). на основании которого ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" оформило по паспорт сделки N 10040009/3291/0000/2/0 в ООО "Первый Чешско -Российский Банк".
Главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Владимирской таможни вынесено определение от 16.06.2011 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.20-24).
Протокол N 10103000-124/2011 об административном правонарушении составлен старшим уполномоченным отдела административных расследований Владимирской таможни 12.07.2011 г.
Постановлением от 01.08.2011 г.. по делу об административном правонарушении N 10103000-124/2011 ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07.10.2011 по делу N 43-00-11/486Р Постановление ТУ ФСФБН во Владимирской области от 01.08.2011 г. N 10103000-124/2011 оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сотрудники Владимирской таможни не имели право составлять в отношении ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" протокол об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ от 10.12.2003 г.. N 173-Фз "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно ч.4 ст.5, п.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок их предоставления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Положением ЦБ РФ 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно п. 2.4 Положения (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 г.. N 2080У), резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации.
В соответствии с п. 1.3 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г.. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", зарегистрированными в Минюсте России 25.12.2007 г.. за N 10804, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П относится к формам учета по валютным операциям.
В рамках исполнения обязательств по Контракту на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар по ГТД N 10103010/261010/0002897, N 10103010/261010/0002905, N 10103010/271010/0002920.
Согласно отметке таможенного органа в графе "D" данных ГТД экспорт товаров с таможенной территории Российской Федерации осуществлен 28.10.2010 г..
Справка о подтверждающих документах представлены заявителем в уполномоченный банк 11.02.2011 г., то есть с нарушением 15-ти дневного срока, установленного Положением Банка России от 01.06.2004 г.. N 258-П. "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее Положение N258-П).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 24 ФЗ N 173-ФЗ от 10.12.2003 г.. "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 2.4 Положения N 258-П, т.е. совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем административным органом допущены нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ст.15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г.. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Местом нахождения ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки" согласно выписки из ЕГРЮЛ является г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.15.
Поскольку общество зарегистрировано в регионе деятельности иного таможенного органа, сотрудники Владимирской таможни не имели полномочий возбуждать в отношении него дело об административном правонарушении, а обязаны были направить документы о предполагаемых нарушениях обществом валютного законодательства в установленном порядке.
Выпуск товара по ГТД N 10103010/261010/0002897, N 10103010/261010/0002905, N 10103010/271010/0002920 были приняты 28.10.2010. Следовательно, Владимирская таможня не имела права возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по данным декларациям и осуществляемых начиная с этой даты.
С учетом изложенного, протокол от 01.08.2011 об административном правонарушении N 10103000-124/2011 был составлен в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ лицом, которое не уполномочено составлять такой протокол.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 901/11.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности, установленного КоАП РФ.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г.. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г.. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение положений КоАП РФ, предоставляющих гарантии защиты прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, является существенным и может выступать самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Поскольку постановление о привлечении к административной ответственности признается судом незаконным. решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07.10.2011 по делу N 43-00-11/486Р, принятое по жалобе Общества, в соответствии с которым постановление оставлено без изменения, также подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствиях ч. 2 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч.5 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03 февраля 2012 года по делу N А40-123406/11-153-1129 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г.. N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
...
Выпуск товара по ГТД N 10103010/261010/0002897, N 10103010/261010/0002905, N 10103010/271010/0002920 были приняты 28.10.2010. Следовательно, Владимирская таможня не имела права возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по данным декларациям и осуществляемых начиная с этой даты.
С учетом изложенного, протокол от 01.08.2011 об административном правонарушении N 10103000-124/2011 был составлен в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ лицом, которое не уполномочено составлять такой протокол.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 N 901/11.
...
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г.. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г.. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение положений КоАП РФ, предоставляющих гарантии защиты прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, является существенным и может выступать самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены решения административного органа о привлечении к административной ответственности."
Номер дела в первой инстанции: А40-123406/2011
Истец: ООО "ХУАШЭН" Международные перевозки"
Ответчик: ТУ ФСФБН по Владимирской области, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Третье лицо: ТУ ФСФБИ по Владимирской обл.
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8912/12