город Ростов-на-Дону |
|
02 мая 2012 г. |
дело N А01-1166/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.
судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис": представитель Вараева Ф.А. по доверенности от 12.10.2011;
от Администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение": представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.01.2012
по делу N А01-1166/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис"
к ответчику Администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение"
о признании незаконным решения администрации о расторжении муниципального контракта,
принятое судьей Шебзуховым З.М.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" (далее - администрация) о признании незаконным решения администрации о расторжении муниципального контракта на выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, замене контейнеров, оборудованию контейнерных площадок на территории муниципального образования "Яблоновское городское поселение" и сбору платежей за вывоз твердых бытовых отходов от 07.02.2011 (далее - муниципальный контракт от 07.02.2011).
Администрация обратилась с встречным иском к обществу о расторжении контракта от 07.02.2011 на выполнение работы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Решением от 11.012012 исковое заявление общества о признании незаконным действий администрации о расторжении муниципального контракта от 07.02.2011 удовлетворено частично.
Признано незаконным решение администрации, выраженное в уведомлении о расторжении муниципального контракта N 1277 от 08.07.2011, о расторжении в одностороннем порядке с обществом муниципального контракта от 07.02.2011.
В остальной части заявленных требований отказано.
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является необоснованным. Заявитель жалобы, ссылаясь на ненадлежащее оказание обществом услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, считает, что суд неправомерно отказал в удовлетворении требований администрации о расторжении контракта на выполнение работы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечила. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между администрацией и обществом 07.02.2011 был заключен муниципальный контракт от 07.02.2011.
В пунктах 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, и 3.4 контракта стороны предусмотрели, что общество по заданию администрации в течение срока действия муниципального контракта принимает на себя обязательства по выполнению услуг, связанных со сбором и вывозом твердых бытовых отходов, включая крупногабаритный мусор (далее - ТБО), заменой контейнеров, оборудования контейнерных площадок на территории муниципального образования "Яблоновское городское поселение" и сбором платежей за вывоз ТБО.
Оказание работ (услуг), указанных в пункте 1.1. контракта производится с использованием своей техники и оборудования.
Периодичность на оказание услуг обществом определяется графиком, указанным в Приложении N 1 к контракту.
Оплата оказываемых обществом услуг осуществляется за счет средств физических и юридических лиц муниципального образования "Яблоновское городское поселение".
Стоимость услуг по сбору, вывозу и размещению ТБО с одного человека не должна превышать стоимости, установленной Советом народных депутатов муниципального образования "Яблоновское городское поселение".
Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение трех лет.
Контракт может быть расторгнут по обоюдному соглашению сторон. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Контракт может быть расторгнут (прекращен) в одностороннем порядке по инициативе администрации в случаях и на условиях, предусмотренным законом или контрактом, с направлением письменного уведомления обществу за 10 дней до даты расторжения Контракта.
Администрация в одностороннем внесудебном порядке вправе расторгнуть Контракт в любом из следующих случаев:
при задержке обществом начала выполнения работ по причинам, не зависящим от администрации;
при наличии двух и более письменных предупреждений администрации в адрес общества и/или подтверждения фактов неудовлетворительного выполнения работ, касающихся ненадлежащего качества выполнения работ.
Уведомлением от 08.07.2011 N 1277 администрация сообщила обществу о расторжении муниципального контракта в соответствии с пунктом 3.4, в одностороннем порядке с 19.06.2011 в связи с неисполнением обязательств по контракту 22 мая, 5, 6 и 7 июля 2011 года по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в соответствии с графиком в поселках Яблоновский и Новый и по замене контейнеров, оборудования контейнерных площадок на территории муниципального образования.
Считая действия администрации незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации от 08.07.2010 о расторжении в одностороннем порядке с обществом муниципального контракта от 07.02.2011 г., а также признании незаконным бездействия администрации по исполнению муниципального контракта от 07.02.2011.
Заявление общества принято судом к производству, делу присвоен регистрационный N А01-1166/2011.
Администрация полагая, что действия общества по исполнению муниципального контракта является ненадлежащими и не соответствующими прописанными в нем условиям, обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о расторжении муниципального контракта от 07.02.2011.
Иск администрации был принят к производству судом, делу присвоен регистрационный N А01-1243/2011.
Учитывая однородность и взаимную связь заявленных сторонами требований, определением суда от 15.09.2011 оба дела были объединены в одно производство с присвоением регистрационного N А01 -1166/2011.
Оценив представленный в материалы дела муниципальный контракт от 07.02.2011, суд пришел к выводу о том, что данный договор является договором возмездного оказания услуг и регулируется главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В пунктах 3.3. и 3.4. муниципального контракта стороны предусмотрели право администрации на одностороннее внесудебное расторжение муниципального контракта.
Однако реализацию данного права администрации стороны обусловили наступлением следующих событий:
задержка обществом начала выполнения работ по причинам, не зависящим от администрации;
наличие двух и более письменных предупреждений администрации в адрес общества и/или подтверждение фактов, неудовлетворительного выполнения работ, касающихся ненадлежащего качества выполнения работ.
При указанных обстоятельствах в целях одностороннего расторжения муниципального контракта, либо его расторжения в судебном порядке администрации надлежит доказать наступление вышеназванных событий.
В подтверждение доводов о ненадлежащем исполнении обществом обязательств по муниципальному контракту администрацией в материалы дела представлены следующие доказательства: копии претензий от 28.03.2011 N 509 и от 06.07.2011 N 1261, копия акта обследования санитарного состояния территории муниципального образования "Яблоновское городское поселение" от 05.07.2011 и от 13.07.2011, фотоматериалы от 05.07.2011 и 21.07.2011.
Оценив указанные доказательства в соответствии со статьями 64 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они не могут свидетельствовать о существенных нарушениях муниципального контракта обществом, которые влекут для администрации такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении муниципального контракта.
Данные материалы, равно как и письма администрации от 28.03.2011 N 509, от 07.07.2011 N 1462, от 13.07.2011 N 1477 и исковое заявление констатируют неисполнение обязательств обществом по муниципальному контракту - 22.03.2011, 05-13.07.2011, что не может свидетельствовать о систематическом нарушении обязательств общества по контракту.
Судом верно указано, что указанные документы составлены в одностороннем порядке без участия представителя общества, и, соответственно, не могут считаться допустимыми доказательствами по данному делу.
Из материалов административных производств, вынесенных в отношении общества, также не следует, что последним систематически не исполнялись свои обязательства по муниципальному контракту.
Из протоколов допросов свидетелей также невозможно сделать однозначный вывод о ненадлежащих действиях общества по неисполнению условий контракта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал администрации в удовлетворении заявленных исковых требований.
В удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия администрации по исполнению муниципального контракта судом правомерно отказано, поскольку каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о нарушении администрацией контрактных обязательств обществом не представлено.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательства, подтверждающие доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 11.01.2012 по делу N А01-1166/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
...
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором."
Номер дела в первой инстанции: А01-1166/2011
Истец: Администрация муниципального образования "Яблоновское городское поселение", ООО "ЖилКомСервис"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Яблоновское городское поселение", ООО "ЖилКомСервис"
Третье лицо: ООО ЖилКомСервис
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2345/12