г. Москва |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А40-11439/12-2-55 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Яцевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2012 по делу N А40-11439/12-2-55, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" (ОГРН 1027700412970, 115432, Москва 2-й Южнопортовый проезд, д.10)
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Малафеева И.Г. по дов. от 08.11.2011 |
от ответчика: |
Подборский К.В. по дов. от 19.09.2011 |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция по недвижимости, административный орган) от 17.10.2011 N 9040406 об устранении административного правонарушения, выразившегося в самовольном ограничении доступа на земельный участок площадью 296 088 кв.м. по адресу: 115432, г. Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, вл. 10 и обеспечению свободного доступа на указанный земельный участок.
Решением суда от 09.02.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме.
Принимая оспариваемое решение, суд исходил из доказанности фактов: отнесения земельного участка по адресу г. Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, вл. 10 к землям общего пользования; самовольного ограничения доступа на указанный земельный участок; наличия вступившего в законную силу судебного акта, оставившего в силе постановление Госинспекции по недвижимости, которым заявитель привлечен к административной ответственности за самовольное ограничение доступа на указанный земельный участок.
Не согласившись с судебным актом ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме. Заявитель указывает, что территория спорного земельного участка не включена в территорию обозначенную красными линиями на генплане г. Москвы, ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" является объектом транспортной инфраструктуры, следовательно, на его территорию распространяются ограничения, установленные законодательством в области транспорта, на не применимость к спорной ситуации нормы об общем пользовании полосой земель вдоль береговой линии.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции по изложенным в ней основаниям.
Представитель Госинспекции по недвижимости в судебном заседании поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных правовых позиций сторон, считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" владеет на праве временного безвозмездного пользования двумя земельными участками по адресу г. Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, вл. 10. На момент проведения проверки (15.10.2011) права на участки оформлены на основании договоров безвозмездного временного пользования, заключенных обществом с Правительством Москвы в лице Московского земельного комитета. На земельный участок площадью 250224 кв.м. (кадастровый номер 77:04:03005:039) - договор N М-04-601005 от 03.08.2000 и на земельный участок 45864 кв.м. (кадастровый номер 77:04:03005:063) - договор N М-04-601004 от 03.08.2000. Общая площадь участков составляет 296 088 кв.м.
В соответствии с п. 1.1 договора N М-04-601005 от 03.08.2000 и п. 1.1 договора NМ-04-601004 от 03.08.2000 земельные участки предоставлены для эксплуатации зданий и сооружений речного порта.
В соответствии с п. 1.2 названных договоров приведенное в п. 1.1 целевое назначение участков может быть изменено или дополнено на основании распорядительного акта полномочного органа власти г. Москвы.
На основании распоряжения от 19.09.2011 N 9040406 в отношении ОАО"ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соответствия использования объекта недвижимости обязательным требованиям нормативно-правовых актов г. Москвы.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 15.10.2011 N 9040406.
Решением от 17.10.2011 N 9040406 Госинспекция по недвижимости обязала заявителя в срок до 21.11.2011 устранить допущенное нарушение, выразившиеся в самовольном ограничении доступа на земельные участки общего пользования.
Не согласившись с решением Госинспекции по недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции деятельность Госинспекции по недвижимости регулируется Законом г. Москвы от 03.06.2009 N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" и Положением о Госинспекции по недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2006 N 602-ПП. В соответствии с требованиями указанных нормативных актов административный орган был уполномочен на проведение проверки в отношении заявителя.
Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии включаются и в проект планировки территории.
Таким образом, в случае отнесения земельного участка по адресу г. Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, вл. 10 к землям общего пользования на генеральном плане г.Москвы он должен находиться в границах красных линий.
Вопреки требованию нормы ч. 5 ст. 200 АПК РФ административным органом не представлены доказательства, что спорный земельный участок находится на территории в границах красных линий.
Ссылка Госинспекции по недвижимости на нормы ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимается судом апелляционной инстанции, так как приведенная норма применяется только для не закрытых для общего доступа земельных участков в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами
Довод представителя административного органа о том, что отнесение спорного участка к территории общего пользования следует из нормы ч. 12 ст. 85 ЗК РФ не обоснован. Приведенная норма указывает лишь на возможность включения земельных участков общего пользования в состав различных территориальных зон и запрет на их приватизацию. Предметом настоящего судебного спора указанные вопросы не являются.
В рассматриваемом случае административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о включении земельного участка по адресу г. Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, вл. 10, площадью 296 088 кв.м. в категорию земель общего пользования.
Доказательства изменения целевого назначения спорных земельных участков в соответствии с п. 1.2. договоров безвозмездного временного пользования так же суду не представлены.
Таким образом, решение Госинспекции по недвижимости от 17.10.2011 не соответствует требованиям норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судом первой инстанции не дана оценка имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 N 19/999/2012-869 на земельный участок площадью 250224 кв.м. и от 02.02.2012 N 19/999/2012-870 на земельный участок площадью 44812 кв.м. (л.д. 73-74).
В соответствии с названными выписками земельным участкам присвоены кадастровые номера 77:04:0003005:39 и 77:04:0003005:1010 соответственно.
Выписки содержат указание на назначение объектов.
В отношении земельного участка площадью 250224 кв.м. кадастровый номер 77:04:0003005:39 - земли населенных пунктов, для строительства объектов связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, земли предприятий транспорта. Вид ограничения: безвозмездное временное пользование земельным участком, предоставленным для эксплуатации зданий и сооружений речного порта.
В отношении земельного участка площадью 44812 кв.м. кадастровый номер 77:04:0003005:1010 - земли населенных пунктов, объекты размещения помещений и технических устройств речных портов, речных вокзалов, причалов, пристаней, гидротехнических и иных сооружений (включая гидроузлы), обеспечивающих эксплуатацию водного транспорта. Вид ограничения: аренда весь объект для целей эксплуатации зданий речного порта.
Как пояснил представитель ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" в судебном заседании в настоящее время в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации на спорные земельные участки оформляется право аренды.
На земельный участок площадью 45864 кв.м. (кадастровый номер 77:04:03005:063) уже оформлено право долгосрочной аренды, данное обстоятельство подтверждается представленной заявителем с апелляционной жалобой надлежащей копией договора аренды от 02.11.2011 N М-04-036335. В ходе указанной процедуры сформирован новый земельный участок площадью 44812 кв.м. кадастровый номер 77:04:0003005:1010 переданный обществу в аренду.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003005:1010 (л.д. 133-138) предъидущий номер данного земельного участка 77:04:0003005:63. Сказанное позволяет заключить о преобразовании земельного участка площадью 45864 кв.м. находившегося на праве бессрочного временного пользования (договор N М-04-601004 от 03.08.2000) в земельный участок площадью 44812 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0003005:1010.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 N 19/999/2012-871 информация о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003005:63, условный номер М-04-601004 в реестре отсутствует.
Названные обстоятельства административным органом не опровергаются.
Основываясь на совокупности представленных в материалы дела доказательств (договоры безвозмездного временного пользования земельными участками N М-04-601005 от 03.08.2000 и N М-04-601004 от 03.08.2000, выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 NN 19/999/2012-869, 19/999/2012-870, 19/999/2012-871, картах, схемах территориального планирования г. Москвы (л.д. 70-72), генеральный план ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" (л.д. 76-77)) суд апелляционной инстанции считает выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 N 19/999/2012-870 относимым доказательством к рассматриваемому делу.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Норма п. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывает, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
С учетом приведенных правовых норм, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2012 N N 19/999/2012-869, 19/999/2012-870, с ранее заключенных заявителем договорами безвозмездного временного пользования земельными участками, один из которых (N М-04-601005 от 03.08.2000) продолжает действовать, суд апелляционной инстанции считает доказанным факт того, что спорный земельный участок имеет целевое назначение - земли предприятий транспорта и земли населенных пунктов, объекты размещения помещений и технических устройств речных портов, речных вокзалов, причалов, пристаней, гидротехнических и иных сооружений (включая гидроузлы), обеспечивающих эксплуатацию водного транспорта.
Кроме того, как пояснил представитель общества на территории ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для осуществления специализированной деятельности речного порта, в том числе причалы, вертикальные причальные стенки, подъездные железнодорожные пути и т.д. Данное обстоятельство административным органом не оспаривается.
Также представителем ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" в судебном заседании указано и не опровергается административным органом, что спорный земельный участок используется для целей грузового речного порта, пассажирские перевозки с территории ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" не осуществляются.
ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" относится к субъектам транспортной инфраструктуры, принадлежащие обществу транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, им присвоены категории, в том числе объекту "Южный речной порт" - 1 категория. Данное обстоятельство подтверждается письмом руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта от 23.01.2012 N АД-29/404.
Изложенные обстоятельства подтверждают довод общества, что земельный участок, которым владеет ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ", является землями транспортной инфраструктуры, а следовательно, на него распространяются все связанные с этим ограничения и требования нормативных актов.
Согласно нормам ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам: инженерных и транспортных инфраструктур (ч. 1 ст. 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (ч. 8 т. 85 ЗК РФ).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 N 690 "Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования" основной задачей по охране объектов является их защита от противоправных посягательств (п. 4).
В п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 N 690 указано, что защита подлежащих охране объектов от противоправных посягательств достигается путем, в том числе, обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на территории охраняемых объектов.
В соответствии с требованиями п. 5 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 41 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 марта 2011 г. N 19982) субъект транспортной инфраструктуры обязан:
информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части, их касающейся, включая запрещение:
прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;
проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения.
5.28. Организовать пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
5.29. Воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).
Правила технической эксплуатации речного транспорта (утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 03.01.1973 N 2) содержат следующие требования:
6.4.1. Общие положения
6.4.1.1. В состав портовой (пристанской) территории входят все прилегающие к акватории порта-пристани земельные участки в границах генерального плана и соответствующей земельной записи.
6.4.1.2. Территория порта-пристани и, на которой находятся портовые сооружения, устройства и оборудование для выполнения различных портовых операций, должна иметь:
г) ограждения, отделяющие порт-пристань от прилегающих соседних территорий.
Изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы опровергают мнение административного органа и вывод суда первой инстанции об отнесении земельного участка, которым владеет ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ", к землям общего пользования, самовольном ограничении заявителем доступа на земельный участок общего пользования и необходимости обеспечить ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" свободный доступ на указанный земельный участок третьим лицам.
Вывод суда первой инстанции, что заявителем не представлены достоверные доказательства в подтверждение статуса земельного участка, к которому должны быть применены специальные нормы, позволяющие ограничить доступ на земельный участок не соответствует материалам дела, а также противоречит требованию нормы ч. 5 ст. 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо его принявшее. Принимая оспариваемое решение, Госинспекция по недвижимости исходит из того, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, а не к объектам транспортной инфраструктуры. В силу сказанного именно административный орган обязан доказать данное обстоятельство.
Изложенное свидетельствует, что принятое административным органом решение не соответствует приведенным требованиям нормативных актов и нарушает интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2011 по делу N А40-50924/11-147-432 не является относимым доказательством к рассматриваемому спору.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, указанным судебным актом не устанавливались обстоятельства, имеющие отношение к настоящему делу, так как предметом рассмотрения являлись результаты иной проверки, проведенной в отношении общества в иное время, в силу чего решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2011 по делу N А40-50924/11-147-432 не носит преюдициального характера применительно к рассматриваемому спору.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требования заявителя о признании недействительным решения Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.02.2012 по делу N А40-11439/12-2-55 отменить.
Признать недействительным решение Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 17.10.2011 N 9040406 об устранении административного правонарушения по самовольному ограничению доступа на земельный участок площадью 296 088 кв.м. по адресу: 115432, г.Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, вл.10 и обеспечению свободного доступа на указанный земельный участок.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с нормами п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Норма п. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывает, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
...
Согласно нормам ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам: инженерных и транспортных инфраструктур (ч. 1 ст. 85 ЗК РФ).
...
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 N 690 "Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования" основной задачей по охране объектов является их защита от противоправных посягательств (п. 4).
В п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 N 690 указано, что защита подлежащих охране объектов от противоправных посягательств достигается путем, в том числе, обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на территории охраняемых объектов.
В соответствии с требованиями п. 5 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 41 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 марта 2011 г. N 19982) субъект транспортной инфраструктуры обязан:"
Номер дела в первой инстанции: А40-11439/2012
Истец: ОАО "ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ", ООО ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ
Ответчик: Госинспекция по недвижимости по г. Москве, Государственная инспекция по контролю за изпользованием объектов недвижимости города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6836/12