г. Челябинск |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А34-4382/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхисламовой А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Сотниковой Любови Петровны, Администрации Кетовского сельсовета Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2012 по делу N А34-4382/2011 (судья Полякова А.И.).
В заседании приняли участие представители:
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - Суворова Т.Г. (доверенность от 27.12.2011), Смеркис И.К. (доверенность от 14.02.2012),
Сотниковой Любови Петровны - Ятченко В.В. (доверенность от 24.10.2011).
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Администрации Кетовского района (далее - Администрация района, заинтересованное лицо) о признании недействительным Постановления N 124 от 28.01.2010 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства Сотниковой Л.П." (с учётом уточнения основания заявленных требований, т. 2 л.д. 80-84, 106).
Определениями суда от 15.11.2011, 23.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сотникова Любовь Петровна, государственное учреждение "Курганское лесничество", федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Курганской области, общество с ограниченной ответственностью "Земсервис", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, садовое некоммерческое товарищество Управления внутренних дел "Сосновая роща" (далее - СНТ УВД "Сосновая роща", садовое товарищество) Администрация Кетовского сельсовета (т. 1 л.д. 94-96, т. 2 л.д. 103-105).
Решением суда от 02.03.2012 (резолютивная часть от 27.02.2012) заявленные требования удовлетворены. Постановление Администрации района от 28.01.2010 N 124 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства Сотниковой Л.П." признано недействительным (т. 3 л.д. 108-116).
В апелляционной жалобе Сотникова Л.П. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о нахождении земельного участка, принадлежащего Сотниковой Л.П., в границах земель лесного фонда, не соответствует обстоятельствам дела, так как земельный участок Сотниковой Л.П. поставлен на кадастровый учёт и его границы определены на местности, тогда как земельный участок, находящийся в границах лесного фонда, не имеет установленных на местности границ, что противоречит подп. "г" п. 2 Правил проведения лесоустройства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377). Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства Сотниковой Л.П. об истребовании у Департамента документов, подтверждающих местонахождение границ земельного участка N 45-45-01/124/2009-791. Ходатайство Сотниковой Л.П. о принятии мер для установления границ земельного участка лесного фонда не принято судом во внимание.
Таким образом, решение было вынесено при отсутствии доказательств того, что спорные участки действительно имеют признаки наложения и фактически данный вывод сделан только на основании утверждений Департамента, тогда как представленные заявителем документы не содержат координаты земельного участка и выполнены самим Департаментом, ввиду чего подлежат критической оценке. Суд в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не потребовал от заявителя доказательств расположения земельного участка Сотниковой Л.П. на земельном участке заявителя.
Суд, по мнению апеллянта, необоснованно подверг критической оценке справку председателя СНТ УВД "Сосновая роща" о соответствии местонахождения границ земельного участка его фактическому нахождению, что противоречит ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Суд также необоснованно подверг сомнению постановление Администрации Кетовского сельсовета от 11.01.2010 N 01, тогда как в соответствии с подп. 4 п. 23 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 утверждённые схемы расположения земельного участка являются основанием для подготовки межевого плана.
Полагает, что суд не принял во внимание, что между Сотниковой Л.П. и Департаментом имеется спор о границах земельного участка, который рассматривается в Курганском городском суде, ввиду чего настоящий спор не мог быть разрешён до рассмотрения указанного спора.
Апеллянт также ссылается на то, что суд необоснованно дал оценку решению от 25.09.1984 N 232 "Об отводе земель Курганскому УВД исполкома под расширение коллективных садов" и Постановлению Кетовского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 N 462 "Об отводе земель для расширения садоводческого товарищества "Сосновая роща", как не подтверждающим факт нахождения земельного участка Сотниковой Л.П. в границах садового товарищества. Суд не выяснил, были ли внесены соответствующие изменения в земельный (кадастровый) учёт в связи с предоставлением земель садовому товариществу в размере 0,44 га.
Администрация Кетовского сельсовета (далее - Администрация сельсовета) в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ссылается на то, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и полномочиями органа местного самоуправления, так как в соответствии с подп. 4 п. 23 Приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 орган местного самоуправления на основании сведений, представленных кадастровым инженером, утвердил схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории. Сотниковой Л.П. были предоставлены все необходимые документы, свидетельствующие о расположении земельного участка в границах садового товарищества.
Земельный участок Сотниковой Л.П. поставлен на кадастровый учёт, его границы установлены на местности, тогда как земельный участок заявителя сформирован без определения границ.
Администрация Кетовского района в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что предоставление земельного участка Сотниковой Л.П. было произведено в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" на основании предоставленных ею документов. При этом у органа местного самоуправления отсутствуют основания проверять либо запрашивать у других организаций дополнительную информацию по проверке предоставленных документов по оформлению прав на земельные участки.
Департамент представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором указал, что с доводами апелляционных жалоб не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица, а также иных третьих лиц не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией Кетовского района вынесено постановление N 124 от 28.01.2010 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства Сотниковой Л.П." (т. 1 л.д. 9).
Данное постановление вынесено на основании следующих документов: личного заявления Сотниковой Л.П.; справки председателя СНТ УВД "Сосновая роща" от 31.07.2009 о том, что Сотникова Л.П. является членом указанного товарищества, использует участок N 108А площадью 550кв.м., который находится в границах данного товарищества; постановления Администрации Кетовского сельсовета от 11.01.2010 N 01 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства Сотниковой Л.П." с приложением данной схемы.
Судом также установлено, что 28.12.2009 Сотникова Л.П. подала заявление на имя Главы Кетовского сельсовета, которым просила утвердить схему расположения границ земельного участка площадью 520 кв.м., расположенного по адресу - Курганская область, Кетовский район, СНТ УВД "Сосновая роща", участок N 108 А (т. 2 л.д. 8).
На основании данного заявления и указанной выше справки председателя СНТ УВД "Сосновая роща" от 31.07.2009, Главой Администрации Кетовского сельсовета 11.01.2010 постановлением N 01 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства Сотниковой Л.П." утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения садоводства, выполненную кадастровым инженером ООО "Земсервис" по заявлению г.Сотниковой Л.П. (т. 2 л.д. 9-11).
Сотникова Л.П. направила заявление в адрес Главы Кетовского района, которым просит предоставить ей за плату в собственность для садоводства земельный участок площадью 520 кв.м., расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, СНТ УВД "Сосновая роща", участок 108 А. Данное заявление зарегистрировано за входящим N 0025 от 13.01.2010. На указанном заявлении имеется следующая резолюция: "Находится в границах садоводства, справка от председателя есть, кадастровый план есть, пользовались. В собственности было 3 сотки", подпись Главы Кетовкого сельсовета А.В.Носкова (т. 1 л.д. 34). К заявлению была представлена та же самая справка председателя СНТ УВД "Сосновая роща" от 31.07.2009 (т. 1 л.д. 35), постановление N 01 от 11.01.2010 Администрации Кетовского района "Об утверждении схемы расположения земельного участка для садоводства Сотниковой Л.П." с утверждённой схемой расположения земельного участка.
На основании указанных выше документов Администрация Кетовского района приняла оспариваемое постановление от 28.01.2010 N 124, которым члену СНТ "Сосновая роща" Сотниковой Л.П. предоставлен для садоводства в собственность земельный участок N 108 А площадью 520кв.м., категорию земель которого Администрация определяет как "_расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в границах садоводческого некоммерческого товарищества Управления внутренних дел по Курганской области "Сосновая роща" Кетовского района Курганской области". Данным постановлением Администрация района предусматривает заключение договора купли-продажи земельного участка с Сотниковой Л.П. (пункт 2), которой даны рекомендации о регистрации права собственности на земельный участок (пункт 3).
Во исполнение оспариваемого постановления между Комитетом по управлению имуществом Администрации Кетовского района и Сотниковой Л.П. заключен договор купли-продажи 21.06.2010 земельного участка N 1532 с целевым назначением - для садоводства (т. 1 л.д. 40), право собственности Сотниковой Л.П. на земельный участок зарегистрировано 02.07.2010 (т. 1 л.д. 17).
Судом также установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2009 серии 45 АА 031085 за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 323637273 кв.м. с кадастровым (или условным) номером 45-45-01/124/2009-791 (без указания разрешенного использования), местоположение участка: Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, за исключением кв.175 выд.11-13,16,22-29,32,33 Колташевского лесничества (т. 1 л.д. 16).
Ссылаясь на то, что постановление Администрации Кетовского района N 124 от 28.01.2010 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства Сотниковой Л.П." является недействительным, принятым заинтересованным лицом с превышением своих полномочий в нарушение ст. 7, ст. 8, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 27, ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8, ст. 83, ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку предоставленный оспариваемым ненормативным актом земельный участок площадью 520кв.м. относится к землям лесного фонда, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен с превышением заинтересованным лицом своих полномочий, так как в материалы дела не представлено доказательств соблюдения порядка предоставления земельного участка Сотниковой Л.П., в том числе, отнесения земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, нахождения земельного участка в границах СНТ УВД "Сосновая роща" и отнесения к имуществу общего пользования, которое может быть передано в собственность физическому лицу для садоводства и огородничества в соответствии с п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Материалами дела подтверждается факт предоставления Сотниковой Л.П. земельного участка, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в собственности Российской Федерации, возникшей ранее государственной регистрации права собственности Сотниковой Л.П. на земельный участок. Доказательств перевода земельного участка из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения не представлено.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заявлении по настоящему делу Департамент ссылается на незаконность постановления Администрации Кетовского района N 124 от 28.01.2010 "О предоставлении земельного участка в собственность за плату для садоводства Сотниковой Л.П.", поскольку предоставленный оспариваемым ненормативным актом земельный участок относится к землям лесного фонда, ввиду чего оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления с превышением полномочий, с нарушением порядка перевода земель из одной категории в другую, а также без учёта ограниченной оборотоспособности участков лесного фонда.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности обстоятельства несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта требованиям действующего законодательства.
В пункте 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу п. 1 ст. 28 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (п. 2 названной статьи).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ к имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
В силу п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Согласно ст. 52 ЗК РФ отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных ст. 27 ЗК РФ ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава лесных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что оспариваемым постановлением Сотниковой Л.П. предоставлен для садоводства в собственность земельный участок N 108 А площадью 520 кв.м., характеристики которого отражены следующим образом: расположен на землях сельскохозяйственного назначения в границах садоводческого некоммерческого товарищества Управления внутренних дел по Курганской области "Сосновая роща" Кетовского района Курганской области.
Во исполнение оспариваемого постановления между Комитетом по управлению имуществом Администрации Кетовского района и Сотниковой Л.П. заключен договор N 1532 от 21.06.2010 купли-продажи земельного участка с целевым назначением - для садоводства (т. 1 л.д. 40), право собственности Сотниковой Л.П. на земельный участок зарегистрировано (т. 1 л.д. 17).
Из обстоятельств дела также следует, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2009 серии 45 АА 031085 за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общей площадью 323637273 кв.м. с кадастровым (или условным) номером 45-45-01/124/2009-791 (без указания разрешенного использования), местоположение участка: Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, за исключением кв.175 выд.11-13,16,22-29,32,33 Колташевского лесничества (т. 1 л.д. 16).
Исходя из установленного нормой ч. 1 ст. 65 АПК РФ порядка распределения бремени доказывания, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем Администрацией района не представлено доказательств наличия у неё полномочий на распоряжение земельным участком ввиду недоказанности обстоятельства вхождения земельного участка в границы садового товарищества УВД "Сосновая роща" и в силу этого - их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения.
Решение от 25.09.1984 N 232 "Об отводе земель Курганскому УВД облисполкома под расширение коллективных садов "Полянки" и "Сосновая роща", Постановление Кетовского районного Совета народных депутатов от 29.05.1991 N 462 "Об отводе земель для расширения садоводческого товарищества "Сосновая роща" с Актом обследования схематическим чертежом, заключением обоснованно оценены судом первой инстанции критически ввиду невозможности установления из данных документов местонахождения спорного земельного участка на местности, его границ.
Обоснованно суд критически оценил и справку председателя СНТ УВД "Сосновая роща" от 31.07.2009 (т. 1 л.д. 35), в которой указано, что земельный участок N 108 А площадью 520 кв.м. находится в границах Товарищества, поскольку документальных доказательств в подтверждение данного юридического обстоятельства не представлено. Данный документ не содержит сведений о местоположении границ земельного участка, в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Межевой план спорного земельного участка Сотниковой Л.П., подготовленный ООО "Земсервис", содержит информацию о категории земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, вместе с тем, в пояснениях представитель ООО "Земсервис" указал, что категория земельного участка была определена кадастровым инженером на основании представленной справке председателя СНТ УВД "Сосновая роща" от 31.07.2009 (т. 1 л.д. 108-127). С учётом ранее приведённой критической оценки названной справки, межевой план земельного участка также не может рассматриваться в качестве доказательства, объективно свидетельствующего о том, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
При этом оценка представленных в дело материалов лесоустройства Кетовского лесничества, Плана лесонасаждений Кетовского лесничества Кетовского лесхоза Курганской области со схемой (т. 1 л.д. 59), Проекта организации и ведения лесного хозяйства Кетовского лесхоза Курганского Управления лесами (т. 1 л.д. 61-62), схемы участка самовольного занятия лесного фонда - квартал 262, выдел 8, площадь 0,05га, выполненной должностным лицом (т. 1 л.д. 60), плана-схемы расположения коллективных садоводств в Кетовском районе Курганской области (т. 2 л.д. 100), Таксационного описания Кетовского лесничества кварт.255-262 (Приложение N 2 - квартал 262, в том числе выдел 8), позволяет арбитражному суду апелляционной инстанции прийти к убеждению о том, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в выделе 8 квартале 262, входящего в общую площадь Кетовского лесхоза Курганской области 12482 га., находящейся в составе: земли лесного фонда, общей площадью 323637273 кв.м. с кадастровым (или условным) номером 45-45-01/124/2009-791.
Так, согласно Таксационного описания площадь выдела 8 составляет 8 га, на котором лесонасаждения с породным составом 80% сосны и 20% берёзы. С помощью навигатора ГАРМИН проверена точность места нахождения занятого Сотниковой Л.П. участка, в результате при наложении схемы-чертежа квартала 262 на кальке на схему, сделанную навигатором в масштабе 1:10000, участок совпадает с вышеуказанной схемой листа N 9 межевого плана, предоставленного Сотниковой Л.П.
Отклоняя довод апелляционной жалобы Сотниковой Л.П. о том, что её земельный участок поставлен на кадастровый учёт и его границы определены на местности, тогда как земельный участок, находящийся в границах лесного фонда, не имеет установленных на местности границ, что не позволяет определить наложение земельных участков, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В результате проведения государственного учета лесному участку присваивается номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре). По результатам государственного учета лицу, уполномоченному на предоставление лесных участков в аренду, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к упомянутому порядку.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что земельный участок общей площадью 323637273 кв.м. с кадастровым (или условным) номером 45-45-01/124/2009-791, местоположение участка: Курганская область, Кетовский район, Кетовский лесхоз, за исключением кв.175 выд.11-13,16,22-29,32,33 Колташевского лесничества, являлся ранее учтенным, что подтверждается материалами лесоустройства, таксационным описанием.
В случае, если до 01.01.2010 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд отмечает, что отсутствие установления на местности границ земельного участка не препятствует определению наложения границ земельных участков, так как данное обстоятельство подлежит доказыванию совокупностью процессуальных средств доказывания в соответствии с распределением бремени доказывания в порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ.
Департамент исполнил свою процессуальную обязанность по доказыванию, представленные им доказательства не опровергнуты.
Заявленное в порядке ст. 159 АПК РФ ходатайство Сотниковой Л.П. о принятии мер для установления границ земельного участка лесного фонда, на которое апеллянт ссылается в жалобе, в материалах дела отсутствует.
Ходатайство о назначении экспертизы для определения наложения границ земельных участков заинтересованным лицом либо иными лицами не заявлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование доводов и возражений, и оценив данные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, пришёл к правильному выводу о расположении земельного участка Сотниковой Л.П. в границах участка лесного фонда.
Отклоняя рассматриваемый довод, суд, кроме того отмечает, что в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на земель, если такие документы получены до вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", отнесение земельных участков к определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Из материалов дела следует, что право федеральной собственности на лесной участок зарегистрировано ранее права собственности Сотниковой Л.П., ввиду чего в отсутствие доказательств обратного, данный земельный участок относится к землям лесного фонда.
С учётом приведённого обоснования также подлежат отклонению доводы апеллянта о том, что представленные заявителем документы не содержат координаты земельного участка и выполнены самим Департаментом.
Доводы апелляционных жалоб о том, что орган местного самоуправления, утверждая постановлением от 11.01.2010 N 01 схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории, действовал в пределах полномочий, поскольку он не наделён правом проверять либо запрашивать у других организаций дополнительную информацию по проверке предоставленных документов по оформлению прав на земельные участки, подлежат отклонению, поскольку издание названного ненормативного акта на основании документов о межевании, представленных заявителем не означает соответствия указанных в поданных документах сведений фактическому местоположению земельного участка, равно как и не опровергает возможности наложения границ земельных участков.
Кроме того, суд отмечает, что положения гл. 24 АПК РФ не связывают признание оспариваемого ненормативного акта законным либо незаконным с наличием либо отсутствием в действиях органа, его принявшего, вины.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие между Сотниковой Л.П. и Департаментом спора о границах земельного участка, который рассматривается в Курганском городском суде, ввиду чего настоящий спор не мог быть разрешён до рассмотрения указанного спора, также не принимается судом в силу следующего.
Из материалов дела не следует, что заинтересованным лицом либо третьими лицами заявлялось ходатайство о приостановлении производства по делу. Кроме того, установление данного обстоятельства не влияет на незаконность оспариваемого постановления, так как материалами дела подтверждается факт размещения земельного участка Сотниковой Л.П. в границах земельного участка лесного фонда, в связи с чем последующее разрешение спора о границах земельных участков не опровергнет обстоятельства нахождения спорного земельного участка в границах земель лесного фонда на момент издания оспариваемого постановления (ч. 8 ст. 201 АПК РФ).
С учетом этих обстоятельств, поскольку суд установил, что на момент обращения Сотниковой Л.П. в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, он входил в состав участка лесного фонда, руководствуясь названными нормами права, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте, приватизации не подлежит.
Ссылки Сотниковой Л.П. на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права также не принимаются в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции.
Ходатайство Сотниковой Л.П. об истребовании у Департамента документов, подтверждающих местонахождения границ земельного участка N 45-45-01/124/2009-791 обосновано оставлено без удовлетворения, поскольку анализ имеющихся в деле доказательств, а также письменных пояснений заинтересованного лица (т. 3 л.д. 21) приводит к выводу о том, что соответствующие доказательства были представлены в материалы дела. То обстоятельство, что Сотникова Л.П. не посчитала содержание данных документов исчерпывающим, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции нормы ч. 4 ст. 66 АПК РФ.
Довод о том, что суд в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не потребовал от заявителя доказательств расположения земельного участка Сотниковой Л.П. на земельном участке заявителя, отклоняется как основанный на неверном толковании положений закона о распределении бремени доказывания, поскольку в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, а не лица, оспаривающего соответствующий акт.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит доказанным наличие совокупности обстоятельств для удовлетворения требования о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд также полагает, что избранный Департаментом способ защиты, не связанный с оспариванием совершённой Сотниковой Л.П. сделки купли-продажи земельного участка и оспариванием зарегистрированного права собственности на земельный участок, является надлежащим и восстанавливает нарушенные права Департамента, учитывая, что Департамент обратился в суд не за защитой нарушенного права собственности на земельный участок лесного фонда, а как государственный орган, наделённый в соответствии со ст. 83 ЛК РФ полномочиями в области лесных правоотношений.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.03.2012 по делу N А34-4382/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Сотниковой Любови Петровны, Администрации Кетовского сельсовета Курганской области, Администрации Кетовского района Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
Л.В.Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ходатайство Сотниковой Л.П. об истребовании у Департамента документов, подтверждающих местонахождения границ земельного участка N 45-45-01/124/2009-791 обосновано оставлено без удовлетворения, поскольку анализ имеющихся в деле доказательств, а также письменных пояснений заинтересованного лица (т. 3 л.д. 21) приводит к выводу о том, что соответствующие доказательства были представлены в материалы дела. То обстоятельство, что Сотникова Л.П. не посчитала содержание данных документов исчерпывающим, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции нормы ч. 4 ст. 66 АПК РФ.
Довод о том, что суд в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не потребовал от заявителя доказательств расположения земельного участка Сотниковой Л.П. на земельном участке заявителя, отклоняется как основанный на неверном толковании положений закона о распределении бремени доказывания, поскольку в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, а не лица, оспаривающего соответствующий акт.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия находит доказанным наличие совокупности обстоятельств для удовлетворения требования о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд также полагает, что избранный Департаментом способ защиты, не связанный с оспариванием совершённой Сотниковой Л.П. сделки купли-продажи земельного участка и оспариванием зарегистрированного права собственности на земельный участок, является надлежащим и восстанавливает нарушенные права Департамента, учитывая, что Департамент обратился в суд не за защитой нарушенного права собственности на земельный участок лесного фонда, а как государственный орган, наделённый в соответствии со ст. 83 ЛК РФ полномочиями в области лесных правоотношений."
Номер дела в первой инстанции: А34-4382/2011
Истец: Департамент природных рессурсов и охраны окружающей среды Курганской области
Ответчик: Администрация Кетовского района Курганской области
Третье лицо: Администрация Кетовского сельсовета Курганской области, ГУ "Курганское лесничество", ГУ "Курганской лесничество", Межрайонный отдел N 8 ФБУ "Кадастровая палата" по Курганской области, Межрайонный отдел N8 ФБУ "Кадастровая палата", ООО "Земсервис", СНТ УВД "Сосновая Роща", Сотникова Любовь Петровна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17578/12
05.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7123/12
03.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3438/12
02.03.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-4382/11