город Омск |
|
05 мая 2012 г. |
Дело N А46-15011/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2017/2012) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2012 по делу N А46-15011/2011 (судья Яркова С.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таврический экспериментальный зональный рыбопитомник" (ОГРН 1105509000211, ИНН 5534021165) (далее - ООО "Таврический ЗРП", общество) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") (до реорганизации - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управление Росреестра по Омской области - Авериной А.Д. (удостоверение, по доверенности N 239 от 21.12.2011 сроком действия по 31.12.2012);
от ООО "Таврический ЗРП" - Моренко М.С. (паспорт, по доверенности б/н от 13.12.2011 сроком действия до 31.12.2012); Пономаревой М.Б. (паспорт, по доверенности б/н от 13.12.2011 сроком действия до 31.12.2012);
от ФГБУ "ФКП Росреестра" - Соболева К.Ю. (паспорт, по доверенности N 55/2012-05 от 02.03.2012 сроком действия на один год),
установил:
Решением от 30.01.2012 по делу N А46-15011/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования ООО "Таврический ЗРП", признал незаконными действия, совершённые 25.09.2009 Управлением Росреестра по Омской области, по внесению в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 100 338 кв.м с кадастровым номером 55:20:23 30 01:4, адрес (местоположение): Омская область, Омский район, западнее п. им.Комиссарова на 0,5 км, левый берег р.Иртыш в размере 141 921 595,24 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 128,98 руб./кв.м.
Обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 1 100 338 кв.м с кадастровым номером 55:20:23 30 01:4, адрес (местоположение): Омская область, Омский район, западнее п. им.Комиссарова на 0,5 км, левый берег р.Иртыш в размере 141 921 595,24 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 128,98 руб./кв.м.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на недоказанность определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Омской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на отсутствие в решении норм права, которым противоречит методика определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кроме того заявителем нарушен трехмесячный срок на обращение с заявлением.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" с ее доводами согласилось, позицию поддержало.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ее доводами не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство заинтересованного лица, произвел замену Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра").
В судебном заседании, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Таврический ЗРП" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Омской области ООО "Таврический ЗРП" является собственником земельного участка площадью 1 100 338 кв.м с кадастровым номером 55:20:23 30 01:4, местоположение которого установлено: Омская область, Омский район, западнее п. им.Комиссарова на 0,5 км, левый берег р.Иртыш, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для строительства второй очереди Таврического рыбопитомника.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 25.09.2009 N 5520/202/09-004443 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:23 30 01:4 составляла 141 921 595,24 руб., величина удельного показателя кадастровой стоимости указана в значении 128,98 руб./кв.м.
В кадастровом деле объекта недвижимости 55:20:23 30 01:4 имеется Акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 25.09.2009, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:23 30 01:4 рассчитана в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка" и составляет 141 921 595,2 руб.
Полагая, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и об удельном показателе кадастровой стоимости земли в указанном размере необоснованно, что повлекло нарушение прав и законных интересов ООО "Таврический ЗРП", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
30.01.2012 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает принятый по делу судебный акт подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила ведения государственной кадастровой оценки земель).
Пунктом 10 Правил ведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как видно из материалов дела, земельный участок заявителя относится к землям промышленности.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения.
Пунктом 6.3 указанной Методики установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, отнесённых к четвертой группе (к которой отнесен спорный земельный участок), определяется путём умножения удельных показателей кадастровой стоимости указанных земельных участков на их площадь.
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утверждённые органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утверждённые в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
При этом, в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 отмечено, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых сумм.
В рассматриваемом случае государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения на территории Омской области проводилась в 2005 году. Результаты такой оценки были утверждены Постановлением Правительства Омской области от 07.12.2005 N 133-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных категорий земель" (Приложение N 1 к постановлению).
Как верно указал суд, поскольку земельный участок заявителя был образован 23.07.2008, то он не вошел в состав объектов оценки, проводимой в Омской области в 2005 году.
В силу указанного обстоятельства кадастровая стоимость земельного участка общества должна быть рассчитана в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, которым утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В силу пункта 2.1.4 Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтённого земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесённого Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путём умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Согласно пункту 1.4 Методических указаний, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, удостоверенном должностным лицом Управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту.
Однако, в настоящее время отсутствует утверждённое в установленном порядке среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости - указанным выше постановлением Правительства Омской области от 07.12.2005 N 133-п соответствующие средние удельные показатели не были утверждены.
Кроме того, согласно ответу отдела кадастрового учёта по Омскому району Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области от 06.05.2011 N 5520/202/11-1031, документ, содержащий сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Таким образом, не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельного участка ООО "Таврический ЗРП" в соответствии с Методическими указаниями, в том числе и по состоянию на момент совершения оспариваемых действий.
Как верно указал суд первой инстанции, иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности для вновь образованных земельных участков не предусмотрено действующими нормативными актами.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и нарушающими права общества действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 141 921 595 руб. 24 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 128,98 руб. /кв. м.
Правильным признается и вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения с заявлением в арбитражный суд, в данном случае, следует исчислять с момента доведения до общества сведений об основании и дате внесения экономических характеристик земельного участка в государственный земельный кадастр, то есть когда общество узнало о нарушении своих прав.
Поскольку заявитель об основании и дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка узнал из письма ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 15.08.2011 N 6017, то, обратившись 14.11.2011 в арбитражный суд с настоящим заявлением, не допустил нарушений процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу указанных обстоятельств суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При разрешении спора судом правильно установлены фактические обстоятельства дела на основании полного исследования представленных доказательств, сделанные выводы не противоречат действующему законодательству и сложившейся судебной практике, не допущено нарушений норм права.
Доводы жалобы подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не содержат фактов и обоснований, которые свидетельствовали бы о неправомерности выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.01.2012 г. по делу N А46-15011/2011-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кадастровом деле объекта недвижимости 55:20:23 30 01:4 имеется Акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 25.09.2009, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:20:23 30 01:4 рассчитана в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка" и составляет 141 921 595,2 руб.
...
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила ведения государственной кадастровой оценки земель).
...
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 N П/49 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения.
...
Как верно указал суд, поскольку земельный участок заявителя был образован 23.07.2008, то он не вошел в состав объектов оценки, проводимой в Омской области в 2005 году.
В силу указанного обстоятельства кадастровая стоимость земельного участка общества должна быть рассчитана в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, которым утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания)."
Номер дела в первой инстанции: А46-15011/2011
Истец: ООО "Таврический экспериментальный зональный рыбопитомник"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области