г. Москва |
|
3 мая 2012 г. |
N А40-110224/11-92-952 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Кольцовой Н.Н.
судей: |
Румянцева П.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи О.С. Русаковой |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2011 г. по делу N А40-110224/11-92-952, принятое судьей И.Н. Уточкиным,
по заявлению ООО "Фирма "ДАКО" (ОГРН 1037739231122, 117452, Москва, Черноморский бульвар, д. 17, к. 1)
к Московской областной таможне (124460, Зеленоград, Южная промзона, проезд 4806 д. 10)
об оспаривании решения, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
при участии:
от заявителя: |
Сотников В.Н. по доверенности N 02-02/12 от 02.02.2012; |
от ответчика: |
Рыбаков К.И. по доверенности от 12.01.2011 N 03-17/334 |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Фирма "ДАКО" с заявлением к Московской областной таможне об оспаривании решения от 15.06.2011 г.. о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10130120/150611/0007781 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Решением суда от 29.12.2011 г. отказано в удовлетворении требований по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" к Московской областной таможне об оспаривании решения от 15.06.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10130120/150611/0007781 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 490 110 руб. 04 коп. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение от 15.06.2011 г.. о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10130120/150611/0007781, и уплаченные таможенные платежи в размере 490 110 руб. 04 коп. соответствуют ТК ТС и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Фирма "ДАКО" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что вывод суда о невыполнении заявителем требования таможенного органа о предоставлении дополнительных документов не обоснован и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В письменных пояснениях ответчик указывает на то, что заявителем было реализовано право на внесение изменений (дополнений) в декларацию на товары до ее выпуска в части корректировки таможенной стоимости товара.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст.266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.04.2012 г. по 26.04.2012 г.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 15.16.2011 г.. ООО "Фирма ДАКО" ввезен на территорию Таможенного союза товар - глазурованная фасадная плитка из каменной керамики торговой марки "Броцену Керамика" в соответствии с внешнеторговым контрактом от 24.03.2009 г.. N 01-02/007, заключенным обществом с компанией SIA "BROCENU KERAMIKA" (Латвия), согласно которому продавец продает, а покупатель покупает на условиях поставки FCA (Инкотермс-2000) глазурованную фасадную плитку в соответствии с наименованиями и ценами, указанными в Приложении N 1 к данному Контракту, являющимся его неотъемлемой частью.
Указанный товар был предъявлен обществом к таможенному декларированию в Московскую областную таможню, согласно декларации на товар N 10130120/150611/0007781.
Таможенная стоимость товара определена заявителем по первому методу ее определения - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение сведений о заявленной таможенной стоимости обществом при таможенном декларировании товаров представлены следующие документы:
- внешнеторговый контракт от 24.03.2009 г.. N 01-02/007;
- приложение к контракту N 2 от 17.06.2009 г..;
- дополнительные соглашения N 2А от 16.07.2009 г..; N 4 от 01.09.2011 г..; N 5 от 31.12.2009 г..; N 6 от 01.04.2010 г..; N 7 от 01.06.2010 г..; N 8 от 09.06.2010 г..; N 9 от 14.10.2010 г..; N 10 от 25.11.2010 г..;
- соглашение о намерениях от 26.01.2009 г..;
- документы по оплате предшествующих поставок (заявление на перевод и свифт- сообщение);
- паспорт сделки N 09030008/3124/0000/2/0;
- международные товарно-транспортные накладные (CMR) N 1181267, N1181268, N1181263;
- счета-фактуры N СУ-05/11-107 от 27.05.2011 г..; N СУ-05/11-106 от 27.05.2011 г..; N У-05/11-103 от 25.05.2011 г..;
- упаковочные листы N 103, 106, 107 к счету-фактуре;
- экспортные декларации;
- прайс-лист фирмы изготовителя SIA "BROCENU KERAMIKA";
- сертификат формы А 094344;
- договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении от 18.03.2009 г.. N 18/03;
- договоры комиссии от 23.03.2009 г.. N 01-02/009; от 29.06.2010 г.. N 01-02/11; от 27.07.2010 г.. N 181, на основании которых ООО "фирма "ДАКО" заключило Контракт от 24.03.2009 г.. N01-02/007;
- счета на транспортные расходы от 27.05.2011 г.. N 120, N119, от 25.05.2011 г.. N118;
- платежные поручения об уплате таможенных платежей.
Таможенный орган, рассмотрев представленные обществом документы, 15.06.2011 г.., принял решение о проведении дополнительной проверки сведений о заявленной таможенной стоимости товаров по спорной ДТ и запросил дополнительные документы.
15.06.2011 г.. таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ и указал, что Обществу необходимо осуществить корректировку таможенной стоимости и уплатить таможенные пошлины, налоги с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров.
В результате принятия решения обществом уплачены таможенные платежи с учетом скорректированной таможенной стоимости.
Заявитель считая, что решение от 15.06.2011 г.. о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10130120/150611/0007781, нарушает права и законные интересы заявителя, так как увеличивает суммы обязательных платежей при таможенном оформлении товаров, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 98 Таможенного Кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г.. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утверждены: порядок декларирования таможенной стоимости товаров, порядок контроля таможенной стоимости товаров и порядок корректировки таможенной стоимости товаров (далее - Порядок).
Согласно п.11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В соответствии с п.2, 3 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров:
- по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров;
- по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).
Корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
- расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемой в установленном порядке;
- отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС), приведенной в приложении N 1 к Порядку.
В соответствии с п.1 ст. 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки ДТ N 10130120/150611/0007781 Львовским таможенным постом были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по указанной декларации, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В соответствии с п. 13 Порядка контроля должностным лицом принято решение о проведении дополнительной проверки по форме, определенной в приложении N 2 к Порядку контроля.
В качестве признака недостоверного декларирования сведений о таможенной стоимости должностным лицом указано - выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров (п.11 Порядка контроля). В решении о дополнительной проверке указано, о необходимости представления дополнительных документов (т.1 л.д.57).
Обществом в письме от 15.06.2011 г. в адрес таможенного органа сообщено, что в связи с невозможностью представления дополнительных документов для подтверждения правомерности применения метода N 1 определения таможенной стоимости Общество просит принять таможенную декларацию по резервному методу на основе среднего уровня цен на аналогичные и однородные товары (т.1 л.д.60).
В соответствии со ст.19 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Для целей настоящей статьи, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом, платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 26.07.2005 г.. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1).
В п. 5 указанного Постановления указано, что поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости.
Пунктом 6 Постановления предусмотрено, что согласно изложенному в п.2 ст.18 Закона РФ "О таможенном тарифе" правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Данное правовое положение означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное п.2 ст. 16 Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Таможенным органом в нарушение требований Таможенного кодекса Таможенного союза, Закона РФ "О таможенном тарифе" не указано, по каким основаниям не были приняты данные, представленные Обществом в обоснование применения им метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки (либо установлена их недостоверность).
Таким образом, таможенным органом в нарушение требований Таможенного кодекса Таможенного союза, Закона РФ "О таможенном тарифе", не применены правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода; не указано, какие именно конкретные источники ценовой информации были приняты им во внимание.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.2 Соглашения от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Согласно п.1 ст.4 данного Соглашения таможенной стоимостью товаров ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст.5 Соглашения, при любом следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
-ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст.4 настоящего Соглашения установлено, что ценой фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
В соответствии с п.4 ст.65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Суд апелляционной инстанции с учетом изложенных обстоятельств приходит к выводу о том, что заявителем правильно применен первый метод определения таможенной стоимости спорного товара по цене сделки с ввозимыми товарами, поскольку представленные Обществом по спорный ГТД документы позволяют с достоверностью установить факт заключения сделки (контракт на поставку товаров), а также цену товара (спецификации, инвойсы).
Таможенным органом указанные обстоятельства не опровергнуты и оснований в связи с которыми не были приняты данные, представленные Обществом в обоснование применения им метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки (либо установлена их недостоверность) не приведены.
Таким образом, общество выполнило требования о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сведений о таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, установленные п.4 ст.65 ТК ТС и ст.ст.2, 4 Соглашения.
То обстоятельство, что Обществом дано согласие на корректировку таможенной стоимости товаров с учетом положения п.4 ст. 69 ТК ТС не может свидетельствовать о законности оснований для корректировки, предъявляемых таможенным органом, принимая во внимание, пояснения Общества о том, что данное согласие Общества с решением о корректировке таможенной стоимости вызвано необходимостью выпуска товара в свободное обращение в соответствии с п.3 ст. 65 ТК ТС, то есть Общество было вынуждено согласиться с решением таможенного органа и скорректировав по требованию ответчика таможенную стоимость товаров по ДТ уплатить излишние таможенные платежи.
Данный вывод согласуется с судебно-арбитражной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.03.2012 г. по делу N А40-82441/11-121-690 по заявлению ООО Фирма "ДАКО" об оспаривании решения Московской областной таможни)
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а требования ООО "Фирма "Дако" о признании незаконным и отмене решения Московской областной таможни от 15.06.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10130120/150611/0007781 и обязании Московской областной таможни возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 490 110 руб. 04 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 110, 112 АПК РФ с Московской областной таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей. Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" подлежит возврату из Федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2011 г.. по делу N А40-110224/11-92-952 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Московской областной таможни от 15.06.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10130120/150611/0007781.
Обязать Московскую областную таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 490 110 руб. 04 коп.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "ДАКО" из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Таможенным органом в нарушение требований Таможенного кодекса Таможенного союза, Закона РФ "О таможенном тарифе" не указано, по каким основаниям не были приняты данные, представленные Обществом в обоснование применения им метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки (либо установлена их недостоверность).
Таким образом, таможенным органом в нарушение требований Таможенного кодекса Таможенного союза, Закона РФ "О таможенном тарифе", не применены правила последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода; не указано, какие именно конкретные источники ценовой информации были приняты им во внимание.
...
В соответствии с п.4 ст.65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
...
Таможенным органом указанные обстоятельства не опровергнуты и оснований в связи с которыми не были приняты данные, представленные Обществом в обоснование применения им метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки (либо установлена их недостоверность) не приведены.
Таким образом, общество выполнило требования о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности сведений о таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, установленные п.4 ст.65 ТК ТС и ст.ст.2, 4 Соглашения.
То обстоятельство, что Обществом дано согласие на корректировку таможенной стоимости товаров с учетом положения п.4 ст. 69 ТК ТС не может свидетельствовать о законности оснований для корректировки, предъявляемых таможенным органом, принимая во внимание, пояснения Общества о том, что данное согласие Общества с решением о корректировке таможенной стоимости вызвано необходимостью выпуска товара в свободное обращение в соответствии с п.3 ст. 65 ТК ТС, то есть Общество было вынуждено согласиться с решением таможенного органа и скорректировав по требованию ответчика таможенную стоимость товаров по ДТ уплатить излишние таможенные платежи."
Номер дела в первой инстанции: А40-110224/11-92-952
Истец: ООО "Фирма "ДАКО"
Ответчик: Московская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3420/12