г. Самара |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А72-6305/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 мая 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Марчик Н.Ю., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска - Трифонова О.В., по доверенности от 13.01.2012 года,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещен,
от мэрии города Ульяновска - Трифонова О.В., по доверенности от 09.02.2012 года,
от общества с ограниченной ответственностью "Группа КА" - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Корпорация развития Ульяновской области" - не явился, извещен,
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 ноября 2011 года по делу N А72-6305/2011, судья Семенова М.А.,
по заявлению Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
мэрия города Ульяновска, г. Ульяновск,
общество с ограниченной ответственностью "Группа КА", г. Ульяновск,
открытое акционерное общество "Корпорация развития Ульяновской области", г. Ульяновск,
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконными решения от 25.05.2011 г. и предписания N 17 от 25.05.2011 г. по делу N 7252/04-2011.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 ноября 2011 года признаны незаконными решение от 25.05.2011 г. по делу N 7252/04-2011 в части пунктов 1, 3, 4 и предписание N 17 (исходящие от 25.05.2011 г. N3115-04) Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.
Суд обязал Управление федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета архитектуры и градостроительства.
В остальной части требований суд отказал.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, отказать Комитету архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска в заявленных требованиях, ссылаясь на то, что нарушения сроков выдачи схемы расположения спорного земельного участка ООО "Группа КА", нарушения порядка рассмотрения его заявления свидетельствуют о необоснованном воспрепятствовании со стороны Комитета в осуществлении предпринимательской деятельности ООО "Группа КА".
Представитель Комитета и мэрии г. Ульяновска считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Группа КА", открытого акционерного общества "Корпорация развития Ульяновской области" и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 24 апреля 2012 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 25 апреля 2012 года по делу N А72-6305/2011 произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Марчик Н.Ю.
После замены судьи дело рассматривалось сначала.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 17.09.2009 г. в мэрию от ООО "Группа КА" поступило письменное обращение, содержащее просьбу дать разъяснения о возможности размещения автостоянок в следующих районах города Ульяновска: Ленинский, Железнодорожный и Засвияжский район, не содержащее каких-либо ориентиров испрашиваемых земельных участков.
На данное обращение Комитетом в адрес ООО "Группа КА" было направлено письменное предложение о предоставлении схем размещения испрашиваемых земельных участков с указанием их площадей.
23.10.2009 г. в газете "Ульяновск сегодня" в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ была дана публикация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1500, 0 кв.м, для целей, не связанных со строительством, для размещения в Засвияжском районе -автомобильной стоянки, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева N 18 (газета "Ульяновск сегодня" от 23.10.2009 г. N82, пятница, стр. 13).
07.12.2009 г. в мэрию поступило обращение ООО "Группа КА" о подготовке и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории по адресу: ул. Шигаева, д. 18, западнее ГСК "Квант", которое не содержало сведения о площади испрашиваемого земельного участка.
Комитет уведомил ООО "Группа КА" о подготовке схемы расположения земельного участка западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе г. Ульяновска на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и направлении такой схемы на согласование в структурные подразделения мэрии.
25.01.2010 г. в мэрию от ООО "Группа КА" поступило обращение об утверждении схемы расположения земельного участка западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18, для размещения стоянки на земельном участке площадью 1499, 4 кв. м.
Комитет уведомил ООО "Группа КА" о подготовке проекта постановления Главы города и листа согласования об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 на кадастровом плане и предложил ООО "Группа КА" о необходимости направления их представителя в Комитет для согласования указанных проекта и листа.
Позже ООО "Группа КА" представило иную схему расположения испрашиваемого земельного участка, расположенного рядом с первоначально заявленным участком, и в отношении которого на стадии согласования схемы расположения было установлено, что границы такого участка находятся в пределах иного и уже сформированного для целей, связанных со строительством, земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, 5 микрорайон УЗТС, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, поставленного на кадастровый учёт 25.03.2009 г., схема расположения которого была утверждена постановлением мэрии от 13.02.2009 г. N 1070 "Об утверждении схемы расположения земельного участка в 5 микрорайоне УЗТС в Засвияжском районе г. Ульяновска на кадастровом плане", и в отношении которого, пунктом 1.4. постановления мэрии от 05.08.2010 г. N 4118 "Об аукционах по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков в Засвияжском районе г.Ульяновска" было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды под строительство многоуровнего паркинга. В последующем такой земельный участок был продан на торгах.
24.01.20011 г. мэрия г. Ульяновска уведомила ООО "Группа КА" об отзыве ответов Комитета от 10.12.2009 г. N 01 -13/10106, 03.02.2010 г. N 01-13/837, как ошибочно подготовленных.
ООО "Группа КА" обратилось в Управление ФАС с заявлением на незаконные действия мэрии г. Ульяновска при выделении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Управлением ФАС 21.02.2011 г. возбуждено дело N 59 по признакам нарушения мэрией г. Ульяновска и Комитетом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в не обеспечении Комитетом разработки схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и невыдаче утвержденной схемы заявителю, при условии публикации о возможном предоставлении земельного участка, расположенного западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе г.Ульяновска; в бездействии мэрии г. Ульяновска по вопросу принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, 18 в Засвияжском районе, для размещения автостоянки.
Управлением ФАС 25.05.2011 г. по итогам рассмотрения дела принято решение и выдано Комитету предписание N 17.
В соответствии с пунктом 1 решения действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, что повлекло необоснованное препятствование деятельности ООО "Группа КА".
Пунктом 2 решения в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях мэрии г. Ульяновска, рассмотрение дела N 7252/04-2010 в отношении мэрии г. Ульяновска было прекращено.
Пунктом 3 решено выдать Комитету предписание об обеспечении конкуренции путем обеспечения контроля за выполнением требований, закрепленных в Правилах землепользования и застройки МО "город Ульяновск" при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов о выделении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 4 решено передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.9 КоАП РФ.
Согласно с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса.
Исходя из указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Ульяновска утвержден решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90.
Согласно пункту 7 статьи 15 Порядка при отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).
В месячный срок со дня поступления заявления Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска обеспечивает разработку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждение схемы постановлением мэрии города Ульяновска и выдачу (направление) утвержденной схемы заявителю (п. 8).
Согласно части 2 статьи 1 целями Закона о защите конкуренции являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Оспариваемым решением действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По смыслу статьи 15 Закона о конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Оспариваемым решением отражено нарушение антимонопольного запрета, установленного пунктом 2 статьи 15 Закона о конкуренции, а именно: Комитет как уполномоченный орган обязан был выдать ООО "Группа КА" схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, однако Комитетом, в предусмотренные п.п. 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ сроки, такая схема не была выдана ООО "Группа КА";
Комитет подготовил схему расположения земельного участка по заявлению ООО "Группа КА" с измененной схемой расположения земельного участка при его наложении на иной земельный участок, сформированный с целью выставления на торги, что повлекло нарушение законных интересов заявителя; незаконными являются действия Комитета при подготовке и согласовании схемы расположения испрашиваемого ООО "Группа КА" земельного участка, поскольку отсутствовали основания, препятствующие предоставлению первоначально испрашиваемого земельного участка ООО "Группа КА".
Между тем доводы подателя жалобы нельзя признать соответствующим нормам антимонопольного законодательства и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела 25.03.2009 г. земельный участок площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, 5 мкр. УЗТС, западнее ГСК "Квант" по ул. Шигаева, был поставлен на государственный кадастровый учёт.
07.12.2009 г. в мэрию города Ульяновска поступило обращение от ООО "Группа КА" с просьбой подготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: ул. Шигаева, 18, западнее ГСК "Квант". В последующем ООО "Группа КА" представило иную схему расположения земельного участка - рядом с заявленным ранее участком, который вошёл в границы в пределах уже сформированного земельного участка, прошедшего кадастровый учёт.
На момент подачи заявления, участок был сформирован и не мог быть предоставлен ООО "Группа КА" или кому-либо другому, на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, отсутствуют доказательства того, что Комитетом совершались какие - либо действия, направленные на необоснованное препятствование в осуществлении деятельности в отношении ООО "Группа КА " и оспариваемое решение не содержит обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассматриваемые действия Комитета привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Материалы дела не содержат бесспорных доказательств того, что вследствие совершения Комитетом рассматриваемых действий причинен ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильные и обоснованные выводы относительно удовлетворения требований заявителя в части.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 ноября 2011 года по делу N А72-6305/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемым решением действия Комитета были признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
По смыслу статьи 15 Закона о конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Оспариваемым решением отражено нарушение антимонопольного запрета, установленного пунктом 2 статьи 15 Закона о конкуренции, а именно: Комитет как уполномоченный орган обязан был выдать ООО "Группа КА" схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, однако Комитетом, в предусмотренные п.п. 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ сроки, такая схема не была выдана ООО "Группа КА";
...
На момент подачи заявления, участок был сформирован и не мог быть предоставлен ООО "Группа КА" или кому-либо другому, на основании статьи 34 Земельного кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А72-6305/2011
Истец: Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: Администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска, Мэрия города Ульяновска, ОАО "Корпорация развития Ульяновской области", ООО "Группа КА"