г. Владивосток |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А51-22198/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей Т.А. Солохиной, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Востокстройсервис": Андреева Н.Ю. по доверенности от 10.08.2011 сроком действия 2 года, паспорт;
от Департамента по тарифам Приморского края: Капорова О.В. по доверенности от 08.11.2011 N 69/3916 сроком действия 3 года, удостоверение N 778; Терлецкая А.Н. по доверенности от 25.01.2012 N 69/0240 сроком действия 3 года, удостоверение N 800;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по тарифам Приморского края
апелляционное производство N 05АП-3016/2012
на решение от 21.03.2012 года
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-22198/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Востокстройсервис" (ИНН 2536119611, ОГРН 1032501279238) к Департаменту по тарифам Приморского края (ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790) об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Востокстройсервис" (далее - "заявитель, общество") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту по тарифам Приморского края (далее - "административный орган, Департамент по тарифам") о признании незаконным и об отмене Постановления N 69-46П/2011 от 15.12.2011 г.. о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 3 214 447 руб.
Решением от 21.03.2012 года суд удовлетворил требования общества.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Департамент указывает, что общество начало осуществлять свою деятельность по захоронению ТБО на новой площадке с 1 июля 2011 года, при этом, полагает, что суд не учел, что Постановление Департамента по тарифам Приморского края от 12.05.2011 N 31/4 "Об установлении тарифа на услуги общества с ограниченной ответственностью "Востокстройсервис" в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов" является нормативным правовым актом, и обязательно к применению со стороны общества. Заявитель жалобы считает, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2012 считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В соответствии Государственным контрактом N 2009-02/3 от 31.08.2009 г.., заключенным между Департаментом градостроительства Приморского края (заказчик) и Обществом (генподрядчик), заявитель выполняет строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке" (1-я очередь строительства), расположенного по адресу: г.Владивосток, бухта Десантная (далее по тексту - "Объект").
Пунктом 3.1.13 Государственного контракта N 2009-02/3 от 31.08.2009 г.. предписана обязанность генподрядчика по производству индивидуального опробования оборудования и пусконаладочных работ комплекса "вхолостую", принятие участия в комплексном опробовании оборудования "под нагрузкой".
Определением от 02.11.2011 г.. Департаментом по тарифам было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
По результатам проверки было установлено, что общество осуществляло эксплуатацию объекта, на котором проводит работы по приемке, сортировке и утилизации твердых бытовых отходов, которые заявитель принимает от компаний - мусоросборщиков (транспортировщиков отходов) по договорам на приемку таких отходов, при этом, самостоятельно устанавливает лимиты на ввоз таких отходов и стоимости, приемку объемов отходов по лимиту и сверх лимита.
По мнению административного органа, заявителем нарушен порядок ценообразования в сфере регулирования тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, установленного Федеральным законом от 31.12.2004 г.. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В связи с изложенными обстоятельствами административный орган посчитал, что нарушение порядка ценообразования в сфере регулирования тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО влечет административную ответственность по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, в связи с чем в отношении общества 02.12.2011 г.. был составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом 15.12.2011 г.. было вынесено Постановление N 69-46П/2011 о назначении обществу административного наказания по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 3 372 373,93 руб.
Не согласившись с Постановлением Департамента "По делу об административном правонарушении" N 69-46П/2011 от 15.12.2011 г.., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Из представленных в дело материалов административного производства следует, что Департаментом по тарифам Приморского края действия общества были квалифицированы по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ, поскольку общество незаконно и произвольно устанавливало своим контрагентам (клиентам) тарифы, что привело к завышению стоимости услуг для населения г.Владивостока.
Вместе с тем, при вынесении решения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов ООО "Востокстройсервис" не имело никаких законных оснований для осуществления деятельности по приему и утилизации отходов. В связи с чем, действия общества по осуществлению деятельности по приему и утилизации отходов подлежат квалификации по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение, в частности, регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, административный орган исходил из доказанности факта завышения установленных тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО.
При этом, Департаментом не учтено следующее.
В силу ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
При этом, в федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, в числе опасных, среди прочих, выделяются твердые коммунальные отходы, которые классифицированы по 11 наименованиям и относятся к 4 и 5 классам опасности.
С учетом изложенных норм права суд пришел к правильному выводу о том, что участником деятельности, подлежащей государственному регулированию и связанной с утилизацией отходов, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и имеющее соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Востокстройсервис" в период возникновения спорных правоотношений не могло быть участником деятельности, которая подлежит государственному регулированию по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО "Востокстройсервис" является генеральным подрядчиком по строительству первой очереди строительства объекта "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке" в соответствии с государственным контрактом от 31.08.2009 г.. N 2009-02/3 и дополнительными соглашениями к такому контракту от 10.09.2009 г.. N 1, от 10.12.2009 г.. N 2, от 29.01.2010 г.. N 3.
ООО "Востокстройсервис" 31.12.2010 г.. заключило договор N б/н на оказание услуг по опытно-промышленной эксплуатации с Департаментом градостроительства Приморского края. Предметом указанного договора является наряду с иными работами, работы по опытно-промышленной эксплуатации объекта незавершенного строительства, работы комплекса в тестовом режиме, в том числе размещение твердых бытовых отходов в целях захоронения. Срок действия договора установлен с 31.12.2010 г.. по 31.12.2011 г..
Прием и захоронение отходов осуществляется заявителем на основании договора от 31.12.2010 г.., в отсутствие какого-либо согласования о возможности преждевременной эксплуатации указанного полигона с администрацией г. Владивостока и территориальными федеральными органами.
Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края от 02.09.2011 г.. по делу N А51-12176/2011, из которого также следует, что ООО "Востокстройсервис" осуществляет деятельность по эксплуатации не введенного в действие комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке в отсутствии лицензии на размещение, захоронение (утилизацию) отходов на указанном комплексе, что является нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления".
При этом, судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка представителя Департамента по тарифам на наличие у ООО "Востокстройсервис" лицензии от 04.06.2010 г.. N ОП-74-000546(25), поскольку спорная лицензия выдана обществу для захоронения отходов на рекультивируемой свалке твердых бытовых отходов в б. Горностай.
Кроме того, в связи с тем, что работы по рекультивации предусматривали возможность захоронения отходов до окончания рекультивации, следовательно, лицензия от 04.06.2010 г.. N ОП-74-000546(25) не имеет отношения к проведению ООО "Востокстройсервис" работ по строительству комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в районе р. Безымянный на объекте "Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г. Владивостоке".
Отсутствие у общества лицензии на захоронение (утилизацию) твердых бытовых отходов на эксплуатируемом комплексе подтверждается также ответом управления Росприроднадзора по Приморскому краю N 01-04-12/4639 от 22.07.2011 г.. на требование природоохранного прокурора N 7-1-2011/684 от 22.07.2011 г.., подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края от 02.09.2011 г.. по делу N А51-12176/2011.
Суд первой инстанции, установив, что комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке (1-я очередь строительства), расположенный по адресу: г.Владивосток, бухта Десантная на момент возникновения спорных правоотношений не был введен в эксплуатацию, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов, пришел к правильному выводу, что ООО "Востокстройсервис" не имело никаких законных оснований для осуществления деятельности по приему и утилизации отходов и действия общества должны быть квалифицированы по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом неверно квалифицировано вменяемое обществу административное правонарушение по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Квалификация правонарушения представляет собой установление соответствия признаков конкретного деяния признакам состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей и ее частями, определяющей также вид наказания за данное правонарушение. Отсутствие в постановлении правильной квалификации действий виновного лица создает неопределенность в правовом положении виновного лица, нарушает его права и законные интересы, в том числе, право знать, за какое правонарушение была применена ответственность.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Департамента по тарифам Приморского края от 15.12.2011 г.. N 69-46П/2011 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Востокстройсервис" по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как основанные на неверном толковании норм КоАП РФ.
Решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2012 года по делу N А51-22198/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, установив, что комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов в г.Владивостоке (1-я очередь строительства), расположенный по адресу: г.Владивосток, бухта Десантная на момент возникновения спорных правоотношений не был введен в эксплуатацию, при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов, пришел к правильному выводу, что ООО "Востокстройсервис" не имело никаких законных оснований для осуществления деятельности по приему и утилизации отходов и действия общества должны быть квалифицированы по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом неверно квалифицировано вменяемое обществу административное правонарушение по ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ.
...
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Департамента по тарифам Приморского края от 15.12.2011 г.. N 69-46П/2011 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Востокстройсервис" по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А51-22198/2011
Истец: ООО "Востокстройсервис"
Ответчик: Департамент по тарифам Приморского края