г. Москва |
|
4 мая 2012 г. |
Дело N А40-104003/11-21-904 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Росмонтажналадка"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2011
по делу N А40-104003/11-21-904, принятое судьей Каменской О.В.
по заявлению ЗАО "Росмонтажналадка" (107076, г.Москва, ул.Матросская тишина, д.23, стр.2)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (123423, г. Москва, ул. Карамышевская наб. д. 44)
третье лицо: Военная прокуратура ракетных войск стратегического назначения,
о признании незаконным постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
не явился; извещен; |
от заинтересованного лица: |
Глушенкова И.С. по доверенности от 15.03.2012; |
от третьего лица: |
Шатохина А.А. по доверенности от 20.02.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Росмонтажналадка" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 04.08.2011 N А07-26-200/11 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2011 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества события вмененного правонарушения, с учетом соблюдения заинтересованным лицом порядка и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции, прекратив производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает на то, что суд первой инстанции при рассмотрении спора не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права. А именно, оспаривает вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика полномочий на принятие оспариваемого постановления. По мнению заявителя, учитывая специфику государственного контракта и факт того, что он заключен по итогам проведения закрытого конкурса, таким уполномоченным лицом является Рособоронзаказ. Также считает, что УФАС по Московской области не уполномочен выносить оспариваемое постановление и ввиду того, что само спорное дополнительное соглашение заключено в г.Москве, а поэтому, учитывая положения ч.1 ст.29.5 КоАП РФ уполномоченным органом по его вынесению является УФАС по г.Москве.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу Общества в порядке ст.262 АПК РФ заинтересованным лицом, а также третьим лицом не представлен.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для его отмены, с доводами апелляционной жалобы не согласен, поскольку считает ее необоснованной, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица - Военной прокуратуры ракетных войск стратегического назначения поддержал решение суда первой инстанции, указав на отсутствие оснований для его отмены, с доводами апелляционной жалобы не согласен, поскольку считает ее необоснованной, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, с учетом мнения явившихся в судебное заседание представителей лиц участвующих в деле, суд на месте определил рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их взаимосвязь с учетом требований ст.71 АПК РФ, а также рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как установлено судом на основании материалов дела, 09.08.2010 по результатам закрытого конкурса, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и Обществом (Исполнитель) заключен государственный контракт N АЗ/10-818 на выполнение профилактических наладочных, ремонтно-восстановительных работ и устранение неисправностей на системах электроснабжения, технических системах и агрегатах объектов РВСН в 2010 году (лот N 18). Согласно п.4.1. контракта, цена контракта составила 4 860 000 руб.
В силу п.4.2. контракта, цены на работы являются фиксированными и не подлежат изменению в течение срока действия контракта, за исключением случаев, предусмотренных в Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
29.10.2010 между Министерством обороны Российской Федерации и Обществом заключено дополнительное соглашение к указанному контракту, по которому стороны на основании Технического задания N 18/2 согласовали увеличение цены контракта до 5 345 992 руб. Данное изменение условий контракта привело к дополнительному расходованию средств федерального бюджета в размере 155 482 руб.
Проверкой соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов, при заключении и исполнении указанного выше государственного контракта, проведенной военной прокуратурой Ракетных войск стратегического назначения, выявлен факт нарушения обществом положений ч.ч.4.1, 6 ст.9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", выразившийся в изменении условий государственного контракта, связанных с увеличением его цены, что привело к необоснованному дополнительному расходованию государственных средств, в размере 155 482 руб.
Усмотрев в данных действиях признаки правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом военной прокуратуры, 18.07.2011 вынесено, в соответствии положениями ст.28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении (Т 1, л.д. 52-54,56).
В соответствии с положениями ст.23.66 КоАП РФ указанное постановление и материалы проверки были направлены прокуратурой ответчику (т.1 л.д.55).
04.08.2011 УФАС вынесено оспариваемое постановление о наложении на ЗАО "Росмонтажналадка" штрафа за совершение указанного выше административного правонарушения (Т 1, л.д. 10).
Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО "Росмонтажналадка" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе, увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд влечет административную ответственность.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на исследованных материалах дела и представленной третьим лицом в судебном заседании конкурсной документации, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества вмененного ему состава правонарушения и правильности квалификации данных действий по ч.3 ст.7.32 КоАП РФ.
В силу п.п.1, 2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Статьей 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" раскрывается понятие государственного контракта, устанавливается порядок его заключения и исполнения.
Согласно норме ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п.2.1 ч.2 ст.55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных ч.ч.4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст.56.1 настоящего Федерального закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Норма ч. 6 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком, в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом.
Государственный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона (ч.3 ст.38 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
Из материалов дела усматривается, что в дополнительном соглашении стороны указали на наличие оснований для увеличения цены контракта, сославшись на ч.6 ст.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при этом, какие, указанные в данной норме обстоятельства возникли после подписания государственного контракта, не указали. Не установлены они и при рассмотрении настоящего спора в суде.
Учитывая, что в данном случае административным органом установлены последствия неправомерного увеличения цены контракта, в виде дополнительного расходования средств государственного бюджета, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие события вмененного заявителю правонарушения.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции правомерно установил, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов, хотя такая возможность у заявителя имелась.
Доказательства обратного заявителем в материалы дела не представлены.
Ссылка на необходимость квалифицировать действия заявителя по ч.2 ст.7.32 КоАП РФ ошибочна, поскольку указанная норма права не предусматривает ответственности юридического лица (а только должностных лиц).
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как установлено судом апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно указал на соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренного гл. 23, 28 и 29 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии у административного органа полномочий на вынесение оспариваемого постановления, поскольку проведенный закрытый конкурс содержал сведения составляющие государственную тайну, а также, ввиду того, что дополнительное соглашение заключено в Москве, не принимается судебной коллегией.
В соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурс может быть открытым или закрытым.
При этом из содержания ст.30 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не следует, что проведение закрытого конкурса всегда обусловлено наличием сведений составляющих государственную тайну.
Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные органы осуществляют, в том числе, контрольные и надзорные функции при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы").
Деятельность Рособоронзаказа распространяется на сферу размещения государственных оборонных заказов и заказов, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 1 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утв. Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2005 N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу").
Из материалов дела не усматривается, что государственный контракт, заключен по итогам размещения именно государственного оборонного заказа и что, при его размещении использовались сведения, составляющие государственную тайну.
Противоречивая переписка общества с различными организациями, не может быть признана надлежащим тому доказательством.
Исследованная в судебном заседании подлинная конкурсная документация, не содержит каких-либо документов, имеющих гриф секретности.
При этом выяснение вопроса о правомерности либо неправомерности проведения закрытого конкурса, не входит в предмет настоящего судебного спора.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано признал наличие у ответчика компетенции, по вынесению оспариваемого постановления.
Ссылка заявителя на то, что дополнительное соглашение заключено на территории г.Москвы и, следовательно, уполномоченным органом на вынесение постановления являлся УФАС по г. Москве также признается несостоятельной.
Материалами административного дела, представленного в суд, установлено, что дополнительное соглашение к государственному контракту заключалось, а работы по нему выполнялись, на территории Московской области.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что дело об административном правонарушении рассмотрено в соответствии со ст.23.66 КоАП РФ, согласно которой органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.32 КоАП РФ.
Довод Общества о нарушении положений КоАП РФ на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, заявленный лишь на стадии апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта не принимается судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом (прокурором), в соответствии с положениями ст.28.4 КоАП РФ, в сроки, предусмотренные ст.28.5 КоАП РФ.
Порядок вынесения постановления, в том числе, положения ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, соблюден, что подтверждается материалами дела.
Довод Общества о нарушении его прав на защиту ввиду не извещения заблаговременно о месте, времени и дате рассмотрения дела об административном правонарушении опровергается материалами дела.
Согласно ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если, имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и, если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В данном случае в материалах административного дела имеется ходатайство генерального директора Общества об отложении рассмотрения дела (т.1, л.д.48-49), содержащее сведения, подтверждающие, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было уведомлено. Мотивы и сроки отложения в данном ходатайстве не указаны, в связи с чем, определением от 04.08.2011 административным органом в его удовлетворении было отказано. Данные обстоятельства подтверждаются и телефонограммой, переданной ответчиком обществу.
Следовательно, с учетом разъяснений п.24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", коллегия не усматривает оснований для вывода о нарушении прав и гарантий общества, связанных с надлежащим извещением о месте и времени составления постановления (протокола) о возбуждении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судом проверена правильность исчисления размера административного штрафа и соблюдение сроков давности привлечения к ответственности, нарушений не выявлено.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.12.2011 по делу N А40-104003/11-21-904 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок вынесения постановления, в том числе, положения ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, соблюден, что подтверждается материалами дела.
...
Согласно ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если, имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и, если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В данном случае в материалах административного дела имеется ходатайство генерального директора Общества об отложении рассмотрения дела (т.1, л.д.48-49), содержащее сведения, подтверждающие, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество было уведомлено. Мотивы и сроки отложения в данном ходатайстве не указаны, в связи с чем, определением от 04.08.2011 административным органом в его удовлетворении было отказано. Данные обстоятельства подтверждаются и телефонограммой, переданной ответчиком обществу.
Следовательно, с учетом разъяснений п.24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", коллегия не усматривает оснований для вывода о нарушении прав и гарантий общества, связанных с надлежащим извещением о месте и времени составления постановления (протокола) о возбуждении и рассмотрения дела об административном правонарушении."
Номер дела в первой инстанции: А40-104003/2011
Истец: ЗАО "Росмонтажналадка", Представитель заявителя Богун О. В. ООО "Центр судебной защиты"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
Третье лицо: Военная прокуратура РВСН