г. Саратов |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А57-1868/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" мая 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Саратовской области (ИНН: 6455048173, ОГРН: 1086455001643, адрес местонахождения:410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "01" марта 2012 года по делу N А57-1868/2012 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336, адрес местонахождения: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5 "А")
к Министерству лесного хозяйства Саратовской области (ИНН: 6455048173, ОГРН: 1086455001643, адрес местонахождения:410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании представителей:
ОАО "ФСК ЕЭС" - Куничкина Т.Н., действующая на основании доверенности N 83-12 от 24.04.2012,
Министерства лесного хозяйства Саратовской области - Зацепина С.А., действующая на основании доверенности от 19.09.2011,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС", Общество, заявитель) с заявлением к Министерству лесного хозяйства Саратовской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Саратовской области N 179 от 21.12.2011 о привлечении ОАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 марта 2012 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Министерство лесного хозяйства Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ОАО "ФСК ЕЭС" требований отказать.
ОАО "ФСК ЕЭС" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представило письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, представленного на нее возражения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителей заявителя и административного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.02.2010 между Министерством лесного хозяйства Саратовской области и открытым акционерным обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" заключён договор аренды лесных участков N 3/Л, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно:
- лесной участок N 1, площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество), квартал 53 выдел 25, 16, 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 2720009-02;
- лесной участок N 2, площадью 0,30 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество), квартал 53 выдел 8, 9, 4, номер учетной записи в государственном лесном реестре 2720009-02.
10 ноября 2011 года государственным лесным инспектором Птицыным Ю.А. в адрес ОАО "ФСК ЕЭС" направлено уведомление о необходимости явиться в Министерство лесного хозяйства Саратовской области 08.12.2011 в 11 час. 00 мин., по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ком. 102 для подписания протокола об административном нарушении.
Указанное уведомление было получено ОАО "ФСК ЕЭС" 17.11.2011, что подтверждается уведомлением о вручении (т. 1, л.д. 93).
08 декабря 2011 года государственным лесным инспектором Птицыным Ю.А. в соответствии с Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 22.06.2007 N 394 в отношении ОАО "ФСК ЕЭС" была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства на вышеуказанных лесных участках.
При проведении проверки было установлено, что в нарушение пункта 5 договора аренды N 3/Л от 03.02.2010 и частей 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации ОАО "ФСК ЕЭС" несвоевременно вносится арендная плата за использование лесных участков: N 1 площадью 0,25 га, квартал 53 выдел 25, 16, 17 и N 2 площадью 0,30 га, квартал 53 выдел 8, 9, 4, расположенных по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество).
08 декабря 2011 года государственным лесным инспектором Птицыным Ю.А. по факту выявленных нарушений в отсутствии представителя ОАО "ФСК ЕЭС" составлен протокол об административном правонарушении N 000845 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08 декабря 2011 года государственным лесным инспектором Птицыным Ю.А. в адрес ОАО "ФСК ЕЭС" направлена повестка о необходимости явиться 21.12.2011 к 11 час. 00 мин. в министерство лесного хозяйства Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ком. 102 для рассмотрения протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем министра лесного хозяйства Саратовской области Ромашовым В.А. 21.12.2011 вынесено постановление N 179 о назначении административного наказания за нарушение лесного законодательства, в соответствии с которым ОАО "ФСК ЕЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, 30.12.2011 ОАО "ФСК ЕЭС" с соблюдением процессуального срока на обжалование постановления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, поэтому у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, в виде административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении установленных заключенным договором или иным документом о предоставлении лесного участка, условий использования леса, лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Как было указано выше, Обществу на основании договора аренды лесных участков N 3/Л от 03.02.2010 переданы на праве аренды во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно:
- лесной участок N 1, площадью 0,25 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество), квартал 53 выдел 25, 16, 17, номер учетной записи в государственном лесном реестре 2720009-02;
- лесной участок N 2, площадью 0,30 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество), квартал 53 выдел 8, 9, 4, номер учетной записи в государственном лесном реестре 2720009-02.
Пунктом 1 договора аренды определено условие использования лесного участка, касающееся целей его предоставления, а именно: использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата вносится не позднее 20 числа последнего месяца каждого квартала и предоставляется в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Как указано выше, Обществу вменяется несвоевременное внесение арендной платы за использование лесных участков: N 1 площадью 0,25 га, квартал 53 выдел 25, 16, 17 и N 2 площадью 0,30 га, квартал 53 выдел 8, 9, 4, расположенных по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество).
Однако ни протокол об административном правонарушении N 000845 от 08.12.2011 года, ни оспариваемое постановление N179 от 21.12.2011 года не содержат сведений о том, за какой период и в какой сумме допущено несвоевременное внесение арендной платы за использование лесных участков.
Таким образом, административным органом не установлено надлежащим образом событие административного правонарушения.
Кроме того, условия договора аренды лесного участка, определяющие сроки, размер и порядок внесения арендной платы, нельзя отнести к условиям использования лесного участка, поскольку в силу положений статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, следовательно, и споры участников договорных отношений относительно исполнения обязательств по внесению арендной платы относятся к спорам гражданско-правового характера, возникающим из гражданских, а не административных правоотношений. Гражданским правоотношениям присущи равенство сторон, признаком же административных правоотношений является властное подчинение одной стороны другой.
Подтверждением существования в рассматриваемой ситуации гражданско-правовых отношений, является пункт 15 договора аренды лесных участков, где сторонами согласована гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств по внесению арендной платы в виде начисления пени в размере 0,05% от суммы, подлежащей уплате.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что невнесение арендной платы не является правонарушением, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях: Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2009 по делу N А05-6419/2008, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2009 по делу N А29-1592/2009, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2010 по делу N А26-4926/2009.
Оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба Министерства лесного хозяйства Саратовской области не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от "01" марта 2012 года по делу N А57-1868/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, Обществу вменяется несвоевременное внесение арендной платы за использование лесных участков: N 1 площадью 0,25 га, квартал 53 выдел 25, 16, 17 и N 2 площадью 0,30 га, квартал 53 выдел 8, 9, 4, расположенных по адресу: Саратовская область, Вольский район, Вольское лесничество (Октябрьское участковое лесничество).
Однако ни протокол об административном правонарушении N 000845 от 08.12.2011 года, ни оспариваемое постановление N179 от 21.12.2011 года не содержат сведений о том, за какой период и в какой сумме допущено несвоевременное внесение арендной платы за использование лесных участков.
Таким образом, административным органом не установлено надлежащим образом событие административного правонарушения.
Кроме того, условия договора аренды лесного участка, определяющие сроки, размер и порядок внесения арендной платы, нельзя отнести к условиям использования лесного участка, поскольку в силу положений статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, следовательно, и споры участников договорных отношений относительно исполнения обязательств по внесению арендной платы относятся к спорам гражданско-правового характера, возникающим из гражданских, а не административных правоотношений. Гражданским правоотношениям присущи равенство сторон, признаком же административных правоотношений является властное подчинение одной стороны другой.
Подтверждением существования в рассматриваемой ситуации гражданско-правовых отношений, является пункт 15 договора аренды лесных участков, где сторонами согласована гражданско-правовая ответственность за неисполнение обязательств по внесению арендной платы в виде начисления пени в размере 0,05% от суммы, подлежащей уплате.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что невнесение арендной платы не является правонарушением, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях: Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2009 по делу N А05-6419/2008, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2009 по делу N А29-1592/2009, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2010 по делу N А26-4926/2009."
Номер дела в первой инстанции: А57-1868/2012
Истец: ОАО "ФСК ЕЭС", Филиал ОАО "ФСК ЕЭС"-Нижне-Волжское ПМЭС
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Саратовской области