г. Красноярск |
|
28 апреля 2012 г. |
А69-2192/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Колесниковой Г.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи:
от заявителя: Саин-Белек В.В., представителя по доверенности от 11.04.2012,
от ответчика: Бочкаревой А.Н., представителя по доверенности от 11.11.2011,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "28" февраля 2012 года
по делу N А69-2192/2011, принятое судьей Павловым А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, ОГРН 1041700531730, ИНН 1701037530 (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ответчик, фонд) о признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 19.07.2011 N 99.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 28 февраля 2012 года заявление удовлетворено.
Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что обществом необоснованно понесены расходы в сумме 88 230 рублей 34 копейки по выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Из апелляционной жалобы следует, что лечащим врачом допущено нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности, выразившееся в продлении больничного листка на срок свыше 30 дней без решения врачебной комиссии. Судом не дана оценка результатам проверки обоснованности продления и правильности оформления больничного листка, изложенным в акте служебного расследования от 06.02.2012, не исследована копия журнала КЭК.
Заявителем не принимались меры по проверке соблюдения процедуры выдачи листка нетрудоспособности. Фонд указывает, что заявителю предлагалось устранить выявленные проверкой нарушения.
В обоснование правомерности непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию фонд ссылается на подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Фондом проведена выездная документальная проверка по вопросам правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
В ходе проверки фондом установлено, что листок нетрудоспособности серии ВШ 2189512 от 25.02.2010 выдан работнику управления Чорбаа И.А. на период временной нетрудоспособности с 25.02.2010 по 21.05.2010 с нарушением пунктов 12, 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514.
Результаты проверки отражены в акте от 25.05.2011 N 99. Заявителем 08.06.2011 представлены возражения на акт проверки.
Рассмотрев материалы проведенной проверки с участием представителей страхователя, ответчик вынес решение от 19.07.2011 N 99, в соответствии с которым управлению отказано в принятии к зачету расходов в сумме 88 230 рублей 34 копейки на выплату застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности.
Фонд исходил из того, что основанием выплаты пособия явился листок нетрудоспособности, оформленный с нарушением пунктов 12, 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, поскольку на лицевой стороне листка нетрудоспособности в строке "Первичный - Продолжение листка N " отсутствует соответствующее подчеркивание и не указан номер листка нетрудоспособности, листок нетрудоспособности выдан единолично врачом на 86 дней.
Страхователь оспорил решение фонда от 19.07.2011 N 99 в судебном порядке, полагая, что им обоснованно произведена выплата по листку нетрудоспособности, поэтому фонд неправомерно отказал в принятии указанных расходов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено соблюдение фондом предусмотренной статьей 39 Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" процедуры проведения проверки и принятия решения от 19.07.2011 N 99.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что фонд не доказал законность и обоснованность вынесенного им решения от 19.07.2011 N 99. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения относится пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление страхового случая, которое документально подтверждено.
При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона N 165-ФЗ).
В силу пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями-работодателями через бухгалтерии. В связи с этим ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет страхователь.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Фонд отказал страхователю в принятии к зачету произведенных им расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в сумме 88 230 рублей 34 копейки в связи с тем, что пособие выплачено на основании листка нетрудоспособности, выданного с нарушением пунктов 12, 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок), поскольку на лицевой стороне листка нетрудоспособности в строке "Первичный - Продолжение листка N " отсутствует соответствующее подчеркивание и не указан номер первичного листка нетрудоспособности, листок нетрудоспособности выдан единолично врачом на 86 дней.
В соответствии с абзацем 3 статьи 49 и абзацем 4 статьи 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Согласно пункту 12 Порядка при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
Пунктом 60 Порядка установлено, что при заполнении лицевой стороны листка нетрудоспособности: в строке "Первичный - Продолжение листка N " делается соответствующее подчеркивание и указывается номер первичного листка нетрудоспособности.
Довод фонда о том, что поскольку листок нетрудоспособности серии ВШ 2189512 от 25.02.2010 выдан на срок более 10 дней лечащим врачом единолично, управлением неправомерно выплачено пособие по временной нетрудоспособности, подлежит отклонению.
Пункт 12 Порядка не ограничивает и не устанавливает сроки продления листка нетрудоспособности в пределах 30 дней нетрудоспособности (после продления по решению врачебной комиссии), а также не содержит обязанности по их продлению каждые 10 дней в течение тридцатидневного срока до следующего заседания комиссии. Таким образом, лечащий врач продлевает листок нетрудоспособности единолично на срок до 30 дней, основываясь на собственном профессиональном опыте и применительно к каждому конкретному случаю заболевания пациента.
Из материалов дела следует, что пособие по временной нетрудоспособности начислено и выплачено на основании листка нетрудоспособности, выданного работнику управления Чорбаа И.А. 25.02.2010. Указанный листок нетрудоспособности выдан на период с 25.02.2010 по 25.03.2010, то есть на 30 дней, дважды продлевался с 25.03.2010 по 27.04.2010, с 27.04.2010 по 21.05.2010. Таким образом, отраженные в акте проверки от 25.05.2011 N 99 сведения о выдаче единолично лечащим врачом листка нетрудоспособности на 86 дней (с 25.02.2010 по 21.05.2010) не соответствуют действительности.
Вместе с тем, в нарушение пункта 12 Порядка лечащим врачом единолично продлен листок нетрудоспособности с 25.03.2010 по 27.04.2010 на 32 дня, в нарушение пункта 60 Порядка при заполнении лицевой стороны листка нетрудоспособности в строке "Первичный - Продолжение листка N " соответствующее не подчеркнуто, не указан номер первичного листка нетрудоспособности. Данные нарушения подтверждаются актом служебного расследования от 06.02.2012, в котором зафиксировано, что лечащий врач единолично продлевал листок нетрудоспособности свыше 30 дней сроком до 86 дней, в журнале КЭР нет записи о продлении листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии, в листке нетрудоспособности отсутствует отметка о продолжении листка нетрудоспособности, не указан номер предыдущего листка нетрудоспособности.
В пункте 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (далее - Методические указания), указано, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа. Нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности является выдача медицинским работником листка нетрудоспособности единовременно на срок, превышающий 10 календарных дней, и единолично или без решения врачебной комиссии его продление на срок свыше 30 дней (пункт 12 Порядка).
В соответствии с пунктом 61 Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Действующим законодательством не предусмотрен запрет на дооформление и внесение исправлений в листки нетрудоспособности.
Суд апелляционной инстанции установил, что выявленное нарушение порядка продления листка нетрудоспособности устранено, поскольку в материалы дела представлен листок нетрудоспособности серии ВШ 2189512 от 25.02.2010 с подписью руководителя медицинской организации и оттиском печати клинико-экспертной комиссии. Доказательства того, что данный листок временной нетрудоспособности содержит недостоверную информацию, фондом не установлены и в суд не представлены.
В акте служебного расследования от 06.02.2012 установлено, что по записи лечащего врача в амбулаторной карте больной Чорбаа И.А. от 24.02.2010 листок нетрудоспособности серии ВШ 2189512 является продолжением ранее выданного листка. Следовательно, листок нетрудоспособности оформлен на период с 25.02.2010 по 25.03.2010 с соблюдением пункта 12 Порядка. Отсутствие подчеркивания при заполнении лицевой стороны листка нетрудоспособности в строке "Первичный - Продолжение листка N ", неуказание номера предыдущего листка нетрудоспособности не является существенным нарушением порядка оформления листка нетрудоспособности, поскольку не затрагивает сведения, имеющие значение для установления факта наступления страхового случая, периода временной нетрудоспособности.
Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности. В рассматриваемом случае наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности, в связи с чем заявитель правомерно предъявил к зачету 88 230 рублей 34 копейки произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности серии ВШ 2189512.
При таких обстоятельствах, вынесенное фондом решение от 19.07.2011 N 99 не соответствует действующему в сфере обязательного социального страхования законодательству, поэтому отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому государственная пошлина за рассмотрение дела в апелляционной инстанции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "28" февраля 2012 года по делу N А69-2192/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (далее - Методические указания), указано, что перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам следует обратить внимание на заполнение реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа. Нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности является выдача медицинским работником листка нетрудоспособности единовременно на срок, превышающий 10 календарных дней, и единолично или без решения врачебной комиссии его продление на срок свыше 30 дней (пункт 12 Порядка).
В соответствии с пунктом 61 Методических указаний при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
...
В акте служебного расследования от 06.02.2012 установлено, что по записи лечащего врача в амбулаторной карте больной Чорбаа И.А. от 24.02.2010 листок нетрудоспособности серии ВШ 2189512 является продолжением ранее выданного листка. Следовательно, листок нетрудоспособности оформлен на период с 25.02.2010 по 25.03.2010 с соблюдением пункта 12 Порядка. Отсутствие подчеркивания при заполнении лицевой стороны листка нетрудоспособности в строке "Первичный - Продолжение листка N ", неуказание номера предыдущего листка нетрудоспособности не является существенным нарушением порядка оформления листка нетрудоспособности, поскольку не затрагивает сведения, имеющие значение для установления факта наступления страхового случая, периода временной нетрудоспособности."
Номер дела в первой инстанции: А69-2192/2011
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ
Ответчик: Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ
Третье лицо: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования по РТ