г. Пермь |
N 17АП-4227/2012-АК |
4 мая 2012 г. |
А60-55806/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Погудин Евгений Валерьевич: Лобов М.В., паспорт, доверенность от 31.01.2012,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046603571508, ИНН 6660010006): представитель не явился, извещены надлежащим образом,
от третьего лица - Осинцева Оксана Борисовна: не явилась, извещена надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Погудина Евгения Валерьевича
на определение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года
по делу N А60-55806/2011,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению Погудина Евгения Валерьевича
к ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга
третье лицо: Осинцева Оксана Борисовна
о признании недействительным решения,
установил:
Погудин Евгений Валерьевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Не согласившись с определением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указывает на то, что ЖСК "Летний" является юридическим лицом, осуществляющим иную экономическую деятельность, поскольку выступает во взаимоотношениях с другими юридическими лицами в качестве застройщика, следовательно, разрешение спора по вопросам государственной регистрации сведений о юридическом лице подведомственно арбитражному суду.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо и третье лицо - Осинцева Оксана Борисовна письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы материального и процессуального права применительно к предмету заявленных требований, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Жилищно-строительный кооператив "Летний" зарегистрирован в качестве юридического лица 28.06.2006, организационно-правовая форма юридического лица - потребительский кооператив, основной вид экономической деятельности - покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества, дополнительные виды экономической деятельности - подготовка к продаже собственного жилого недвижимого имущества, капиталовложения в собственность, финансовое посредничество, не включенное в другие группировки, монтаж металлических строительных конструкций, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества.
Согласно Уставу Жилищно-строительного кооператива "Летний" кооператив является добровольным объединением граждан и(или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Деятельность кооператива направлена на строительство жилья для членов кооператива, строится на принципах добровольности, имущественной взаимопомощи, самоокупаемости и самоуправления.
Таким образом, основной и дополнительные виды деятельности кооператива направлены на удовлетворение потребностей членов кооператива в жилье путем строительства, реконструкции и последующего содержания многоквартирного дома за счет собственных и привлеченных средств.
В силу статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (пункт 1).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (пункт 2).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 3).
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (пункт 4).
В соответствии со ст.116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (пункт 1), правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах (пункт 6).
Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов регулируются Жилищным кодексом РФ (глава 11 раздел У "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы).
В соответствии со ст.110 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент создания ЖСК "Летний") жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме (часть 1).
Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (часть 2).
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (часть 3).
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также -жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами (часть 4).
Аналогичные положения содержат части 1 - 3 статьи 110 в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 349-ФЗ.
В соответствии со статьей 114 Жилищного кодекса РФ государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Согласно абзацу третьему статьи 1 данного Закона о регистрации законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Следовательно, при осуществлении государственной регистрации регистрирующие органы обязаны руководствоваться не только Законом о регистрации, но и нормами других нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующими вопросы государственной регистрации юридических лиц.
В силу ст.10 Закона о регистрации федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Между тем, в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Следовательно, государственная регистрация жилищного кооператива осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ и Жилищным кодексом РФ, в общем порядке, поскольку специального порядка для регистрации юридического лица с данной организационно-правовой формой нормами действующего законодательства не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что Жилищно-строительный кооператив "Летний" является потребительским.
В силу положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (глава У1) внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подлежат государственной регистрации, к таковым относятся сведения о постоянно действующем исполнительном органе и сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, применительно к рассматриваемой ситуации - сведения о председателе кооператива.
Как следует из материалов дела, решением внеочередного общего собрания членов Жилищно-строительного кооператива "Летний" от 19.11.2011 г.. члены Правления кооператива были переизбраны (л.д.16-17), решением Правления (в новом составе) от 22.11.2011 г.. переизбран председатель кооператива (л.д.18).
Вновь избранный председатель ЖСК "Летний" Погудин Е.В. 25.11.2011 г.. обратился в ИФНС по Кировскому району г.Екатеринбурга с заявлением по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а именно: изменение сведений о председателе кооператива.
Решением от 02.12.2011 г.. ИФНС по Кировскому району г.Екатеринбурга отказала в регистрации сведений о юридическом лице - некоммерческой организации ЖСК "Летний", а именно: сведений о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени кооператива, в связи с признанием заявления непредставленным по причине содержания недостоверных сведений, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Не согласившись с решением регистрирующего органа, Погудин Е.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным и возложении обязанности произвести регистрацию изменений.
Арбитражный суд Свердловской области определением от 06.03.2012 прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции находит определение суда о прекращении производства по делу законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, независимо от субъектного состава участников правоотношений, из которых возник спор.
Исходя из общих правил подведомственности дел арбитражному суду, предусмотренных в статье 27 АПК, к подведомственности арбитражных судов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 АПК относятся дела с участием организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Как правильно указал суд первой инстанции, из Устава жилищно-строительного кооператива "Летний" следует, что кооператив не относится к разряду организаций, имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, поскольку создан с целью удовлетворения потребностей граждан в жилье. Поскольку указанный потребительский кооператив создан в силу прямого указания закона для осуществления целевой деятельности - удовлетворения потребностей граждан в жилье, отсутствуют основания полагать, что члены потребительского кооператива как участники указанного юридического лица осуществляют предпринимательскую или иную экономическую деятельность, отличную от удовлетворения личных (семейных) потребностей в жилье.
Следовательно, спор о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице - некоммерческой организации ЖСК "Летний", а именно, сведений о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени кооператива - неподведомственен арбитражному суду.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу является правомерным и обоснованным.
Таким образом, Арбитражным судом Свердловской области обоснованно прекращено производство по настоящему делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция по данному вопросу согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.04.2007 N 4330/04.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание вышеизложенное, определение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 100 руб., заявителю подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в размере 1900 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года по делу N А60-55806/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Погудина Евгения Валерьевича - без удовлетворения.
Возвратить Погудину Евгению Валерьевичу (27.11.1983 г.р., 620131, г.Екатеринбург, ул. Крауля 65-89) из средств федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 04.04.2012 госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1900 (одна тысяча девятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 части 1 статьи 33 АПК РФ к специальной подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, независимо от субъектного состава участников правоотношений, из которых возник спор.
Исходя из общих правил подведомственности дел арбитражному суду, предусмотренных в статье 27 АПК, к подведомственности арбитражных судов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 АПК относятся дела с участием организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами."
Номер дела в первой инстанции: А60-55806/2011
Истец: Погудин Евгений Валерьевич
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: Осинцева Оксана Борисовна
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4227/12