город Тула |
|
05 мая 2012 г. |
Дело N А54-427/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.01.2012 по делу N А54-427/2011 (судья Стрельникова И.А.).
В заседании приняли участие представители:
от ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" - Родина А.Ю. (доверенность от 01.04.2012 N 13).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий Управления, выразившихся в отказе (письма Росреестра по Рязанской области от 14.09.2010 N 01/3399, от 11.11.2010 N 07/4382) от исправления кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 к группе видов разрешенного использования N 9 (неверное определение номера вида разрешенного использования земельных участков); обязании Управления и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области (далее - Учреждение) исправить кадастровую ошибку с момента ее совершения путем внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 к группе видов разрешенного использования N 10 (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов) (с учетом уточнения).
Определением от 08.02.2011 требование заявителя о признании незаконным бездействия, выраженном в неисправлении кадастровой ошибки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 и обязании исправить кадастровые ошибки было выделено в отдельное производство под номером N А54-427/2011.
Указанным определением в качестве соответчика по делу было привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области (с учетом уточнения организационно-правовой формы и наименования в судебном заседании 13.12.2011).
Определением от 13.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области.
Решением арбитражного суда от 26.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области от 27.12.2007 N 492-р обществу с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" передан в аренду сроком до 31.12.2041 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 общей площадью 601609 кв. м, предоставленный для обслуживания производственных зданий и сооружений, местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилое здание, расположенное в границах участка, адрес ориентира: г. Рязань, район Южный Промузел, 23 (Октябрьский округ) (т. 1, л д. 23).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области 11.06.2008 принято распоряжение N 228-р о преобразовании указанного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 путем его разделения.
Распоряжением предусмотрено выделение земельного участка общей площадью 53642 кв.м с разрешенным использованием - для обслуживания сооружений мазутного хозяйства (т. 1, л. д. 24). Впоследствии согласно распоряжению Управления от 08.10.2008 N 356-р площади земельных участков были скорректированы; площадь указанного земельного участка составила 66 445 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.11.2009 N 6229/204/09-1839 части земельного участка, образованного из указанного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:0251, присвоен кадастровый номер 62:29:0130002:318 (т. 1, л. д. 31).
При проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, земельные участки с кадастровыми номерами 62:29:0130002:330-62:29:0130002:340, 62:29:0130002:254, 62:29:0130002:257, 62:29:0130002:259, 62:29:0130002:277, 62:29:0130002:318 были отнесены к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Общество 03.09.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, допущенной при проведении кадастровой оценки земли, и отнесении всех вышеуказанных земельных участков к 13 группе видов разрешенного использования (т. 1, л. д. 15-16), на которое Управление сообщило, что кадастровая стоимость земельных участков будет изменена, если в орган кадастрового учета поступит информация об изменении видов разрешенного использования земельных участков или что данные земельные участки предназначены для использования электростанции (т. 1, л.д.17-18).
Заявитель направил в Управление письмо с приложением документов, подтверждающих расположение на указанных земельных участках именно объектов теплоэлектростанции (т. 1, л.д. 19-20).
В ответ на указанное письмо Управление предложило заявителю представить документы в соответствии со ст. ст. 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необходимые для изменения характеристик земельных участков, стоящих на государственном кадастровом учете (т. 1, л.д.21).
Посчитав, что Управление своим бездействием, а именно не исправлением кадастровой ошибки, нарушает права и законные интересы Общества, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Требования общества мотивированы тем, что оно в силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является субъектом электроэнергетики; первоначально полученный земельный участок общей площадью 601 609 кв. м с кадастровым номером 62:29:0130002:0251 и выделенные из него земельные участки, включая спорный земельный участок, фактически использует по назначению для использования объектов, обслуживающих электростанцию.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно пп. 11 п. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Как следует из пункта 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости, разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Земельный кодекс Российской Федерации в статьях 1 и 7 предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом под определенные цели. Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании правоустанавливающих документов о его предоставлении, градостроительных регламентов.
При этом согласно пунктам 69 и 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного ранее приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35, а в настоящее время - приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Спорный земельный участок расположен в черте города Рязани. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-1, вновь образованные земельные участки и переданные Обществу в аренду относятся к зоне предприятий 1, 11, и 111 класса (П1.), зоне коммунально-складских организаций (П3.) и зоне озеленения специального назначения (К-4).
В указанных зонах не предусмотрено разрешенное использование земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Как следует из кадастрового паспорта от 19.11.2009 N 6229/204/09-1839, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 составляет 85 205 631,24 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1325,58 руб., разрешенное использование: обслуживание производственных зданий и сооружений. На указанном земельном участке расположен объект недвижимости здание-мастерская (т. 1, л.д.82).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
В силу пункта 1 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков и определены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, при определении вида разрешенного использования земель для государственной кадастровой оценки земельному участку с кадастровым номером 62:29:0130002:318 присвоен 9 вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), в соответствии с пунктом 1.2 которых земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к 10 группе видов разрешенного использования.
Принимая во внимание особый характер этих объектов, земельные участки под данными объектами отнесены в отдельную группу, что представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию, и услуги субъектов естественных монополий.
Согласно п. 1.8 Устава Общества одним из основных видов его деятельности является производство электрической и тепловой энергии.
Перечень видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, а также Перечень видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса, утверждены Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".
Как следует из материалов дела, Общество является объектом электроэнергетики, имеющееся на территории спорного земельного участка здание мастерской входит в состав единого технологического комплекса Общества как организации, осуществляющей производство и передачу электрической и тепловой энергии, что соответствует положениям Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295.
Данный факт подтверждается представленным в материалы дела письмом открытого акционерного общества "Инженерный центр ЕЭС- Гидропроект, Ленгидропроект, Теплоэлектропроект, Фирма ОРГРЭС" от 16.03.2011 N 44-П-021-371 (т. 1, л.д. 123-129).
Определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе видов разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
По целевому назначению и виду функционального использования земельный участок Общества, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, относится к десятой группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
В данном случае между сторонами возникли разногласия относительно соответствия в кадастре присвоенного земельному участку номера вида разрешенного использования земельного участка. Согласно ст. 65 АПК РФ бремя представления доказательств о наличии оснований относительно присвоения рассматриваемому участку этого, а не иного номера разрешенного использования, на котором настаивает землепользователь, лежит на органе кадастрового учета. Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
В части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ указано, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10-17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Ссылаясь на данную норму права, заявитель жалобы считает, что не вправе исправлять кадастровую ошибку самостоятельно. Изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение его кадастровой стоимости. Между тем ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области не наделено функциями и полномочиями по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Рассмотрев обращение ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" об изменении видов разрешенного использования земельных участков, администрация г. Рязани в письме от 28.05.2010 N 06-13/1209 разъяснила, что изменение видов разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков не входит в полномочия администрации города. С этим вопросом заявителю необходимо обратиться в Управление Росреестра по Рязанской области.
В свою очередь, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в письме от 14.09.2010 указало, что кадастровая стоимость земельных участков может быть изменена в случае, если поступит информация об изменении уполномоченным органом вида разрешенного использования земельных участков или будет подтверждено, что земельные участки предназначены для обслуживания электростанции.
При таких обстоятельствах обращение общества непосредственно в суд за защитой своих интересов не противоречит законодательству, так как разрешение этого спора не затрагивает материальные права и интересы других лиц - участников гражданского оборота. Суд в силу ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре недвижимости по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении ошибки в сведениях о земельном участке.
Суд апелляционной инстанции, на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, не находит оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, сделав вывод о том, что в данном случае природа ошибки (кадастровой, содержательной) не влияет на обязанность ответчика по ее устранению, поскольку разногласия сторон о необходимости (возможности) изменения вида разрешенного использования земельного участка с последующим внесением соответствующих сведений в ГКН рассмотрены судом по существу.
Общество заявило свои требования к надлежащим ответчикам. Управление Росреестра при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот земельный участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на нем земельные участки. Управление имело возможность установить, что после кадастрового учета исходного земельного участка, путем выделения из которого образован спорный земельный участок, не произошли изменения вида использования. Управление должно было соотнести указанный в правоустанавливающем документе вид использования с теми видами, которые допускаются законом, а также учесть функциональное назначение расположенного на земельном участке объекта недвижимости, установленное, приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 об утверждении видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии.
Управлением также не принят во внимание характер деятельности ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", не учтены Методические указания, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе такого вида разрешенного использования, как для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Поскольку полномочиями по внесению сведений о земельном участке, в том числе о виде разрешенного использования, установленного судом, обладает орган, осуществляющий кадастровый учет, вторым ответчиком по делу правомерно привлечено ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права за ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - здание-мастерская, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 396,6 кв. м, инв. N 16171, лит. АЖ, адрес объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Южный Промузел, 23 (т. 1, л. 82).
Согласно справке Рязанского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 01.10.2009 N 5265 объект недвижимости - здание-мастерская расположен в Октябрьском административном округе на земельном участке по адресу: г. Рязань, р-н Южный Промузел, 23.
Таким образом, объект недвижимости - здание-мастерская расположен на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0130002:318.
Из справки ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" от 25.04.2012 N 789-01.17 усматривается, что здание-мастерская является объектом основных средств предприятия, имеет инв. N 010023, одноэтажное кирпичное здание, общая площадь 396,6 кв. м, расположен по адресу: г. Рязань, Южный Промузел, 23. Данный объект находится в ведении цеха ремонта основного оборудования Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ". Функциональное назначение мастерской - выполнение работ по капитальному и текущему ремонту оборудования различных цехов предприятия.
Данный объект недвижимости принят к учету ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", о чем свидетельствует выписка из инвентарной карточки учета объекта основных средств от 01.01.2012 N 010023.
Кроме того, при присвоении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования следует определить, в состав какой территориальной зоны входит этот участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Согласно части 2 статьи 3 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
В силу частей 3,4 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В письме от 28.05.2010 N 06-13/1209 администрация г. Рязани сообщает, что согласно Генеральному плану города Рязани испрашиваемые земельные участки находятся в производственных зонах, предназначенных для промышленных предприятий и коммунально-складских организаций, и частично в зонах инженерной и транспортной инфраструктуры. Согласно Правилам данные земельные участки находятся в зоне предприятий I-II-III класса (П-1). Часть земельных участков находится в зоне коммунально-складских организаций (П-3) и зоне озеленения специального назначения (К-4).
Так, из справки администрации г. Рязани от 12.04.2012 N 16-649 следует, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130002:318, расположенный по адресу: р-н Южный Промузел, 23 находится в территориальной зоне "П-1 Зона предприятий I, II, и III класса в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 897-I (далее - Правила землепользования и застройки).
Пунктом 3.1 ст. 38 Правил землепользования и застройки для зоны П-1 установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в частности, промышленные предприятия и коммунально-складские организации I-III класса.
Таким образом, принимая во внимание вид разрешенного использования спорного земельного участка, предназначенный для земель данной категории, учитывая функциональное назначение расположенного на участке объекта недвижимости (сооружения - мастерской), а также территориальную зону, в состав которой входит спорный земельный участок, суд пришел к правильному выводу о том, что Управление неправильно отнесло данный участок к 9-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), тогда как участок подпадает под 10-й вид разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Управления, выразившиеся в отказе исправления кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 к группе видов разрешенного использования N 9 (письма от 14.09.2010 N 01/3399, от 11.11.2010 N 07/4382), являются незаконными, в связи с чем обоснованно удовлетворил требование заявителя в данной части.
Статьей 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы ошибками в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Таким образом, неверное отнесение органом кадастрового учета земельного участка к группе видов разрешенного использования земельного участка возможно относить к техническим ошибкам.
Возможность исправить ошибки в определении группы вида разрешенного использования земельного участка следует из разъяснений, изложенных в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на Управление и Учреждение обязанность по исправлению кадастровой ошибки с момента ее совершения путем внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 к группе видов разрешенного использования соответствующей его целевому назначению и виду функционального использования и удовлетворил требования заявителя в данной части.
Довод ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области о том, что суд первой инстанции неправомерно возложил обязанность по исправлению кадастровой ошибки на Учреждение, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит содержанию ст. 28 Закона N 221-ФЗ, п. 5.1.3 - 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, ст. 3 Закона N 221-ФЗ, приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и уставу ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что заявителем не доказан факт наличия кадастровой ошибки, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела установлено неверное определение вида разрешенного использования спорного земельного участка (земельный участок неправильно отнесен к 9-му виду разрешенного использования, тогда как он подпадает под 10-й вид разрешенного использования, в силу вида разрешенного использования спорного земельного участка, предназначенный для земель данной категории, функционального назначения расположенного на участке объекта недвижимости (здание-мастерская), а также территориальной зоны, в состав которой входит спорный земельный участок).
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку Учреждения на тот факт, что Общество не обращалось непосредственно в ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, поскольку данное обстоятельство не влияет на исполнение ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области возложенных на него нормативными актами полномочий по исправлению кадастровой ошибки и соответствующей обязанности, возложенной судом.
Довод заявителя жалобы о том, что письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка" не может быть положено в основу решения, поскольку не является нормативным правовым актом, отклоняется, так как, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из незаконности действий Управления, выразившихся в отказе исправления кадастровой ошибки, допущенной в результате неверного отнесения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318 к группе видов разрешенного использования N 9, а указанное апеллянтом письмо оценено в порядке ст. 71 АПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.01.2012 по делу N А54-427/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
...
Довод ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области о том, что суд первой инстанции неправомерно возложил обязанность по исправлению кадастровой ошибки на Учреждение, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит содержанию ст. 28 Закона N 221-ФЗ, п. 5.1.3 - 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, ст. 3 Закона N 221-ФЗ, приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и уставу ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области."
Номер дела в первой инстанции: А54-427/2011
Истец: ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" Рязанский филиал, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, ФБУ "Кадастровая палата" Рязанской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области