г. Вологда |
|
04 мая 2012 г. |
Дело N А66-17436/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Чельцовой Н.С.,
судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛекМир"
на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 февраля 2012 года
по делу N А66-17436/2011 (судья Рощина С.Е.),
установил:
Удомельская межрайонная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛекМир" (ОГРН 1076908001917; ООО "ЛекМир, общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 16 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "ЛекМир" обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, в связи с отсутствием технической возможности оборудования входа в аптеку пандусом, обществом установлены кнопки вызова фармацевта. Таким образом, обществом приняты все зависящие от него меры, позволяющие обслуживать маломобильные группы населения, в связи с чем в действиях ООО "ЛекМир" отсутствует вина во вменяемом правонарушении.
Прокуратура в отзыве отклонила доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 06.12.2011 прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО "ЛекМир" федерального законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что вход в аптечный пункт общества, расположенный по адресу: Тверская область, г. Удомля, ул. Курчатова, д. 5, кв. 3, не приспособлен для входа людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (входная лестница не оборудована пандусом или другими средствами подъема для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения). Результаты проверки зафиксированы в акте от 06.12.2011 (лист дела 9).
По данному факту заместитель Удомельского межрайонного прокурора постановлением от 08.12.2011 возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки в силу статьи 23.1 указанного Кодекса переданы в арбитражный суд для привлечения ООО "ЛекМир" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (действовало на момент проверки и вынесения постановления от 08.12.2011) (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 Положения о лицензировании.
Согласно подпункту "г" пункта 4 данного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями.
Аналогичные требования предусмотрены и подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтическая деятельность предполагает наличие у аптечной организации принадлежащей ей на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности, и соответствующих установленным к ним требованиям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Пунктом 2.3 Отраслевого стандарта установлено, что аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами, правилами охраны труда и техники безопасности.
При этом все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (пункт 3.1 Отраслевого стандарта).
В свою очередь соответствующие технические требования, предъявляемые к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73 (далее - СниП 35-01-2001).
Пунктами 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы должны дублироваться пандусами (а при необходимости - другими средствами подъема), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В рассматриваемом случае факт неисполнения обществом требований об оборудовании входа (выхода) аптечного пункта пандусом или другими средствами подъема для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
При этом апелляционная инстанция отклоняет доводы подателя жалобы об отсутствии своей вины во вменяемом ему административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако в данном случае доказательств невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, как и принятия всех зависящих от него мер по их соблюдении, ООО "ЛекМир" в материалы дела не представлено.
Отсутствие у общества технической возможности оборудовать занимаемое им помещение пандусом таким обстоятельством не является, поскольку обязанность по надлежащему оборудованию используемых для осуществления фармацевтической деятельности помещений лежит на ООО "ЛекМир", и общество обязано использовать в предпринимательской деятельности помещения, соответствующие всем необходимым требованиям. При этом выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самого общества.
В свою очередь отсутствие возможности установки пандуса не исключает оборудование входа в аптечный пункт иными средствами подъема для доступа в аптеку людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Установка ООО "ЛекМир" кнопки вызова фармацевта (взамен сооружения пандуса) также не может свидетельствовать о выполнении им требований законодательства, поскольку к иным средствам подъема она не относится.
Кроме того, согласно материалам дела указанная кнопка была установлена обществом после проверки и оформления постановления от 08.12.2011 (листы 104-105).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. При определении размера наказания судом учтены влияющие на его размер обстоятельства, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной нормы.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 февраля 2012 года по делу N А66-17436/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛекМир" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
...
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Установка ООО "ЛекМир" кнопки вызова фармацевта (взамен сооружения пандуса) также не может свидетельствовать о выполнении им требований законодательства, поскольку к иным средствам подъема она не относится.
Кроме того, согласно материалам дела указанная кнопка была установлена обществом после проверки и оформления постановления от 08.12.2011 (листы 104-105).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. При определении размера наказания судом учтены влияющие на его размер обстоятельства, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной нормы."
Номер дела в первой инстанции: А66-17436/2011
Истец: Удомельская межрайонная прокуратура
Ответчик: ООО "ЛекМир"