г. Москва |
|
03 мая 2012 г. |
Дело N А41-28463/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пелевиным Н.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Пром-Сервис": Толчеева М.Н., паспорт, доверенность от 27.07.2011 г., ген. директора Павлова И.И., паспорт.
от заинтересованного лица: Администрации Рузского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен,
от третьих лиц:
от Администрации г.п. Руза: представитель не явился, извещен,
от ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области: представитель не явился, извещен,
от ГУ Московской области "Мосавтодор": представитель не явился, извещен,
от Журавлева А.И.: Журавлева А.И., паспорт РФ, Журавлева И.В., доверенность от 25.10.2011 г., Большакова А.Б., ордер от 27.03.2011 г. N 75 АК,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Пром-Сервис" и Журавлева Алексея Ильича на решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2011 г. по делу N А41-28463/11, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению ООО "Пром-Сервис" к Администрации Рузского муниципального района Московской области, третьи лица: Администрация г.п. Руза, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ГУ Московской области "Мосавтодор", Журавлев А.И., о признании ненормативных правовых актов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пром-Сервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Рузского муниципального района Московской области, третьи лица: Администрация г.п. Руза, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ГУ Московской области "Мосавтодор", Журавлев А.И., с заявлением о признании недействительными:
- Постановления Администрации Рузского муниципального района от 05.03.2011 г. N 1214 "О предварительном согласовании предоставления Журавлеву А.И. места для размещения автотехцентра и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории",
- Постановления Администрации Рузского муниципального района Московской области от 03.05.2011 г. N 1864 "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:806" N 1864.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2011 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Указанным судебным актом признано недействительным Постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области от 03.05.2011 г. N 1864 "О предоставлении Журавлеву А.И. в аренду земельного участка для автотехцентра для грузовых автомобилей, находящегося по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п.Руза, г.Руза".
В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.12.2011 г. в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в указанной части.
При этом общество в апелляционной жалобе указало, что в состав образуемого земельного участка входит часть автомобильной дороги, используемой организациями, а также жителями города. Указанная дорога является объектом муниципальной собственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Журавлев А.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.12.2011 г. в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в указанной части.
При этом Журавлев А.И. в апелляционной жалобе указал, что является собственником расположенного на спорном земельном участке недвижимого имущества, в связи с чем, имеет преимущественное право на аренду либо выкуп данного земельного участка.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования отменить, в остальной части решение суда оставить без изменения, возражал против доводов апелляционной жалобы Журавлева А.И.
Журавлев А.И. и его представители в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить, в остальной части решение суда оставить без изменения, возражали против доводов апелляционной жалобы общества.
Представители Администрации Рузского муниципального района Московской области, Администрации г.п. Руза, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ГУ Московской области "Мосавтодор" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель общества и Журавлева А.И. не возражали против слушания дела в отсутствии представителей вышеуказанных лиц.
Учитывая изложенное, в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей Администрации Рузского муниципального района Московской области, Администрации г.п. Руза, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ГУ Московской области "Мосавтодор".
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, выслушав представителей общества, Журавлева А.И., оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления от 05.03.2011 г. N 1214 Администрации Рузского муниципального района.
Как следует из материалов дела, 26.11.2009 г. подготовлен акт N 34 выбора земельного участка для создания автотехцентра в г.п. Руза, Рузского муниципального района Московской области, площадью 5000 кв.м., в аренду, по заявлению Журавлева А.И.
Администрацией Рузского муниципального района Московской области (далее - администрация) 05.03.2011 г. издано Постановление N 1214 "О предварительном согласовании Журавлеву А.И. места для размещения автотехцентра для грузовых автомобилей и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории", которым администрация предварительно согласовала место размещения автотехцентра для грузовых автомобилей, на земельном участке площадью 5000 кв.м., из земель государственной неразграниченной собственности, расположенном по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, г/п Руза, г. Руза.
В газете "Красное знамя" N 9 Администрацией Рузского муниципального района Московской области 10.03.2011 г., было дано объявление, в котором указывалось, о наличии земельного участка площадью 5000 кв.м. для автотехцентра для грузовых автомобилей в г. Руза, ул. Красная, г/п Руза, категория земель - земли населенных пунктов.
Спорный земельный участок 07.04.2011 г. по заявлению Журавлева А.И. был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:19:0010201:806.
Администрацией 03.05.2011 г. издано Постановление N 1864 "О предоставлении Журавлеву А.И. в аренду земельного участка для автотехцентра для грузовых автомобилей находящегося: Московская область, Рузский муниципальный район, г/п Руза, г. Руза", согласно которому Журавлеву А.И. предоставляется сроком на сорок девять лет в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:19:0010201:806, площадью 5000 кв.м., из земель государственной неразграниченной собственности, для автотехцентра для грузовых автомобилей.
ООО "Пром-Сервис" 22.06.2011 г. направило главе Администрации Рузского муниципального района Московской области письмо N 15/1 от 22.06.2011 г., в котором просит выделить земельный участок площадью ориентировочно 0,7 га в районе промзоны по адресу: г.Руза, ул. Социалистическая, д. 76 для размещения автостоянки на 500 машиномест, благоустройства прилегающей к торгово-выставочному комплексу территории с устройством тротуаров и пешеходных дорожек, а также для размещения парково-рекреационной зоны для отдыха горожан и летнего детского досугового развлекательного центра под открытым небом.
Как пояснил представитель ООО "Пром-сервис", в предоставлении указанного участка обществу было отказано, т.к. данный участок был передан в аренду Журавлеву А.И.
Администрацией 27.07.2011 г. издано Постановление Рузского муниципального района Московской области N 279 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка Журавлеву А.И, для строительства автотехцентра для грузовых автомобилей, местоположение: Московская область, Рузский муниципальный район, г.п. Руза, г. Руза".
В соответствии с ч. 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков в собственность без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно п. п. 2 - 4 ст. 30 ЗК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст.31 Земельного кодекса РФ и ст.18 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, 10.03.2011 г. в газете "Красное знамя" N 9 Администрацией Рузского муниципального района Московской области, было дано объявление, в котором информировалось о земельном участке площадью 5000 кв.м. для автотехцентра для грузовых автомобилей в г. Руза, ул. Красная, г/п Руза, категория земель - земли населенных пунктов.
Также, 25.08.2011 г. в номере 33 газеты "Красное знамя" было дано объявление о том, что в информации в газете "Красное знамя" N 9 от 10.03.2011 г. была допущена техническая ошибка: текст следует считать верным в следующей редакции: "площадью 5000 кв.м. для автотехцентра для грузовых автомобилей в г. Руза, ул.Социалистическая, г/п Руза, категория земель - земли населенных пунктов по акту выбора".
Как правильно указал суд первой инстанции, объявление об опечатке было опубликовано уже после издания Постановления N 1864 Администрации Рузского муниципального района Московской области от 03.05.2011 г. "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:19:0010201:806", в связи с чем, были нарушены положения Земельного кодекса РФ, предусматривающего информирование местного населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства, поскольку указанная опечатка повлекла за собой недостоверность публикуемой информации.
Согласно свидетельству о праве собственности от 02.12.2009 г. ООО "Пром-Сервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0010201:17 под производственную базу, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 51300 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Руза, ул. Социалистическая, д.76, данный участок является смежным по отношению к спорному земельному участку.
Общество также обращалось к Главе Администрации Рузского муниципального района Московской области с заявлением о выделении данного земельного участка.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации N 1864 от 03.05.2011 г. нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы Журавлева А.И. о том, что он является собственником расположенного на спорном земельном участке недвижимого имущества, в связи с чем, имеет преимущественное право на аренду либо выкуп данного земельного участка не принимаются апелляционным судом и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку вышеуказанное постановление администрации принято с нарушением положений Земельного кодекса РФ.
Также обществом было заявлено требование о признании недействительным Постановления Администрации Рузского муниципального района от 05.03.2011 г. N 1214 "О предварительном согласовании предоставления Журавлеву А.И. места для размещения автотехцентра и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории".
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Как следует из представленного в материалы дела акта согласования местоположения границы земельного участка (т. 1, л.д. 74) местоположение границ считается согласованным в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона.
Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Как установлено апелляционным судом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение порядка извещения о согласовании местоположения границ земельного участка.
Определением суда от 02 апреля 2012 г., апелляционный суд предлагал лицам, участвующим в деле, представить доказательства, а также письменные пояснения относительно соблюдения процедуры предварительного согласования границ спорного земельного участка со смежными землепользователями, однако таких доказательств лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что процедура межевания проведена с нарушением норм действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемым постановлением администрации предварительно согласовано место для размещения автотехцентра на основании материалов, составленных с нарушением требований действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, при изготовлении межевого плана для постановки на кадастровый учет было выявлено, что смежный со спорным земельный участок имеет кадастровый номер 50:19:0010201:17, который принадлежит ООО "Пром-Сервис"
Таким образом, границы спорного земельного участка было необходимо согласовать с указанной организацией, однако указанное согласование не проводилось.
Учитывая вышеизложенное, постановление Администрации Рузского муниципального района от 05.03.2011 г. N 1214 "О предварительном согласовании предоставления Журавлеву А.И. места для размещения автотехцентра и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории" не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, постановление администрации подлежит признанию недействительным, а решение суда в указанной части отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23 декабря 2011 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-28463/11 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным постановления от 05.03.2011 г. N 1214 Администрации Рузского муниципального района.
Признать недействительным постановление Администрации Рузского муниципального от 05.03.2011 г. N 1214 "О предварительном согласовании предоставления Журавлеву А.И. места для размещения автотехцентра и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
...
Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана."
Номер дела в первой инстанции: А41-28463/2011
Истец: ООО "Пром-Сервис"
Ответчик: Администрация Рузского муниципального района Московской области
Третье лицо: Администрация г. п. Руза, ГУ МО Мосавтодор, Журавлев А. И., ФГУ "Кадастровая палата" по Московская область, Администрация Рузского района МО, Журавлев А И