г. Пермь |
N 17АП-3083/2012-АК |
4 мая 2012 г. |
А60-49034/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Закрытое акционерное общество "Зеленый Медведь") (ОГРН 1026601722179, ИНН 6629000782): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий") (ОГРН 1026601724786, ИНН 6629002772): Кутаев С.В., представитель по доверенности от 30.12.2011, предъявлено удостоверение;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2012 года
по делу N А60-49034/2011,
принятое судьей Л.Ф. Савиной,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Зеленый Медведь"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Зеленый Медведь" (далее - ЗАО "Зеленый медведь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - административный орган) от 16.11.2011 N 129 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 28.02.2012 (резолютивная часть решения оглашена 20.02.212) требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обжалует решение в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе административным органом приведены доводы о том, что привлечение Общества к административной ответственности оспариваемым постановлением не является повторным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Общество не согласно с доводами апелляционной жалобы, возражения на жалобу приведены в письменном отзыве, полагает, что административным органом допущено повторное привлечение к административной ответственности.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании не принимали, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 24.10.2011 административным органом проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 24.03.2011 N 19/1/1-21 об устранении нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации обществом помещений по адресу: г.Новоуральск, ул. Строителей, д.7а.
В ходе проверки установлено, что строительные конструкции помещений N N 8, 10, 11, расположенных на втором этаже здания по указанному адресу, принадлежащих Обществу, выполнены с нарушениями требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом N 184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании", Федеральным законом N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-01-97 *"Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Проверкой установлены следующие нарушения: в административно-бытовой части здания II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности здания С0 (помещение N 8 на 2 этаже) установлены перегородки, выполненные из горючих материалов (доски, обшитые листами ДВП), относящиеся к строительным конструкциям с классом пожарной опасности КЗ, что не соответствует принятому по проекту для здания II степени огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности здания СО, в котором должны применяться строительные конструкции (перегородки) с классом пожарной опасности КО.
В здании II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности здания СО, под помещениями 2-го этажа N N 8, 10, 11 (нумерация помещений согласно кадастрового паспорта помещения от 27.09.2010 Инв. N 1024/01/0005/50-00. План расположения помещения на 2 этаже) междуэтажные перекрытия выполнены из горючего материала (деревянных досок покрытые листами ДСП - древесно-стружечные плиты), которые не имеют нормируемого предела огнестойкости, равному не менее R.EI 45, а также строительные конструкции (деревянные перекрытия) имеют класс пожарной опасности КЗ, что не соответствует принятому по проекту для здания II степени огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности здания СО, в котором должны применяться строительные конструкции (перекрытия) с классом пожарной опасности КО.
В здании II степени огнестойкости несущие элементы перекрытий под помещениями 2-го этажа N N 8, 10, 11 выполнены из незащищённых металлических конструкций (балки из швеллеров, двутавров; несущие колонны из металлических труб) имеют предел огнестойкости R15, что ниже требуемого предела огнестойкости равного не менее R90.
По факту выявленных нарушений 31.10.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 216), на основании которого 16.11.2011 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Признавая постановление административного органа незаконным, суд первой инстанции исходил из повторности привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, установленных в ходе осмотра помещений общества 07.02.2011.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства и проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 37, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями данного Закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Согласно ч. 2 ст. 87 Закона N 123-ФЗ пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.
На основании п. 1 ст. 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническая классификация зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов установлены СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Согласно п.5.11 СНиП 21-01-97* по пожарной опасности строительные конструкции подразделяются на четыре класса: К0 (непожароопасные); К1 (малопожароопасные); К2 (умереннопожароопасные); К3 (пожароопасные). Класс пожарной опасности строительных конструкций устанавливают по ГОСТ 30403.
В силу п.5.14* СНиП 21-01-97* противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3. Здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно таблице 4* (п.5.18* СНиП 21-01-97*). Здания и пожарные отсеки по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы согласно таблице 5* (п.5.19 СНиП 21-01-97*).
Поименованные в оспариваемом постановлении нарушения требований пожарной безопасности выявлены административным органом при проведении внеплановой выездной проверки исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, отражены в акте проверки от 31.10.2011, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2011 и образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что Обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований Правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Апелляционный суд считает ошибочными выводы суда первой инстанции о повторности привлечения к административной ответственности.
Постановлением Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.02.2011 ЗАО "Зеленый медведь" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, установленное при проведении административным органом проверки 09.02.2011 (л.д. 160).
Оспариваемое постановление вынесено по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки 31.10.2011 года. В данном случае административным органом выявлены два самостоятельных правонарушения - в феврале 2011 года и октябре 2011 года, каждое из которых образует самостоятельное событие административного правонарушения. Таким образом, привлечение Общества к ответственности за правонарушение, совершенное в октябре 2011 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6417/09 от 27.10.2009.
При рассмотрении дела N А60-20862/2011 предметом проверки было предписание об устранении Обществом нарушений требований пожарной безопасности от 24.03.2011 N 19/1/1-21, вопрос о привлечении к административной ответственности при рассмотрении данного дела не рассматривался.
Судом апелляционной инстанции исследован довод Общества о том, что лицом, нарушившим требования о нормируемом пределе огнестойкости междуэтажных перекрытий и несущих элементов перекрытий под помещениями 2-го этажа N 8, 10, 11, является ИП Бороздина Е.Б., изменившая назначение приобретенных ею помещений на торговые и танцевальный зал, что повлекло изменение класса функциональной пожарной опасности объекта.
Как установлено судом, все строительные конструкции установлены Обществом для помещений второго этажа, с целью удержания перекрытий второго этажа; к занимаемым ИП Бороздиной Е.Б. помещениям на первом этаже установленные строительные конструкции отношения не имеют. Требование о необходимости применения в здании строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующим принятым для здания II степени огнестойкости с классом конструктивной пожарной опасности СО обязательно для исполнения и реализуется в период проведения работ по возведению ограждающих конструкций, в результате которых образованы помещения N 8,10,11, и не связано с наличием в здании помещений различной функциональной пожарной опасности.
Оспариваемое постановление вынесено в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено административным органом в минимальном размере, установленном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, оспариваемым постановлением Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, следовательно у суда первой инстанции не было оснований для признания постановления незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2012 года по делу N А60-49034/2011отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Зеленый медведь" о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 5 МЧС России" о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 16.11.2011 N 129 отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что Обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований Правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
...
Постановлением Новоуральского городского суда Свердловской области от 28.02.2011 ЗАО "Зеленый медведь" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, установленное при проведении административным органом проверки 09.02.2011 (л.д. 160).
Оспариваемое постановление вынесено по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки 31.10.2011 года. В данном случае административным органом выявлены два самостоятельных правонарушения - в феврале 2011 года и октябре 2011 года, каждое из которых образует самостоятельное событие административного правонарушения. Таким образом, привлечение Общества к ответственности за правонарушение, совершенное в октябре 2011 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6417/09 от 27.10.2009.
...
Оспариваемое постановление вынесено в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено административным органом в минимальном размере, установленном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности суд апелляционной инстанции не усматривает."
Номер дела в первой инстанции: А60-49034/2011
Истец: ЗАО "Зеленый Медведь"
Ответчик: Зам.главного государственного инспектора ГУ "Специальное управление ФПС N 5" МЧС России по пожарному надзору Пожарко А. С., ФГКУ "Специальное управление ФПС N5 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"